Методы и методолгия там же




Понятийный аппарат исследования

К минимальным категориям относятся: проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения.

Магистерская диссертация не предполагает положения, выносимые на защиту;

Проблема.

То, что является наиболее значимым и актуальным. Практическая проблема лежит только в плскости практической деятельности (низкая посещаемсть занятий, например). Проблеме предшествует ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория не дает ответы в силу своей неполноты. Не всякая пробл ситуация должна быть решена научным путем. Когда осознается проиворечие, появляется проблема. Проблема всегда осознаваема. С определения прблемы начинается научный поиск и формулирование этой проблемы.

Алгоритм формул проблемы:

1. Изучение, выявление, осознание и формулировка актуальных проблем

2. Анализ теории объекта с целью выявления границ познанного в исследуемой области

3. Выявление собственных проблемных вопросов, которые требуют, но не имеют теоретического решения (элайбрари,ргб им. ленина– поиск по ключевым словам)

Технологии формулировки проблемы:

1. Обзор литературы (кто что казал по этому поводу сперва найти)

2. Учитывая апросы практики, дается характеристика «белых пятен»

3. Описание краткой характеристики выявленной проблемы – в текстовом виде нормальо так раскрыть

4. Еще выделяют подпроблемы, они потом находят отражение в гипотезе исследования

5. Стилистический момент – проблема должна быть переведена на язык науки – личный опыт – не аргумент!

Какие формулировки:

· Выявляется противоречие между тем и тем, чем и чем….↓ а потоооом:↓

· Проблема исследования состоит в том…/ заключается в поиске ответа на вопрос…

Тема исследования

Проблема отражается в теме.

Особенности формулирования темы:

1. Тема должна отражать актуальность исследования

2. Тема должна быть краткой и ёмкой

3. … выверена с точки зрения используемых терминов

Темы могут меняться

Актуальность

Зачем нужно это исследование именно сегодня?

Актуальность научного направления и собственно темы.

Если актуальность направлении – легко, с темой больше работы. Если исследование – прикладное – то нормально, а если работа теоретико-прикладная, о нужна актуальность и для теории и для практики. В науке решена, а в практиеке решена, или в практике решена, но не осмыслена

Исследование будет актуальным лишь в ом случае, если актуально не только научное направление, но и сама тема в двух отношениях – соответствует потребностям в практике и заполняет пробелы в науке.

Актуальность доказывается убедительно существующим социальным заказом. Обосновывается и политикой государства – ссылки на документы

Объект и предмет

Ограничивают проблему – это хорошо

Объект – определяется в первую очередь – некоторая сфера деятельности либо процесс либо явление, которое существует вне зависимости??? Это область изучения! Это комната, в которой изучаются предметы(!

Предмет – отдельные свойства этой области. Конкретнее по своему содержанию, фиксируется то свойство или отношение об объекте, которое подлежит изучению.

Способы выделения предмета:

1. Аспектный. Мы задаем угол зрения (аспект) либо даем новую проецию этого явления

2. Объектный (рассматриваем предмет как часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит)

Объект – ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ?

Предмет: КАК ИЗУЧАЕТСЯ ОБЪЕКТ?

Цели и задачи

Формулируются после всего этого ↑

Цель – проектирование будущ резултатов – обоснованное представление об ощи, конечных или прмежуточных результатов научного поиска

Цель отражает общий замысел исследования

Требования: краткость, лаконичность, однозначность в смысловом отношении.

Цель формулируется в виде существительного (выявление, определение, изучение…).

Цель одна! Избегаем запятых!

Задачи – отражают логику достижения цели, этапы. Желательно не более 5

Клише:

· Сколько глав (не параграфов!) – столько задач;

· В глагольной форме: выявить, изчуить

1. Выявление сущности природы и структуры изчаемого объекта (теоретические основы) (в первой главе идет описание ОБЪЕКТА обычно)

2. Анализ реального состояния предмета исследования

3. Способы преобразования предмета, опытно-эксперем проверка

4. Выявление путей и средств повышения эффективности, совершенствования процессов

5. Прогноз развития исследуемого объекта – рекомендации

Гипотеза исследования

- один из основных методов развития научн знания – это предположение, при котором на основе ряда фактов деляетя вывод о существовании объекта, связи или причины явления, этот вывод нельз считать вполне доказанным. Она доказывается или опровергается кароч.

Какого вида будут результаты и почему они такими будут?

Чтоб определить основной фронт работ – предположить!

Возникает из потребности в получении новых знаний, отражает научные абстракции, систематезирет имеющиеся представления теоретические, выглядит как суждение или умозаключение и представляет она собой целостную струкуру

Иногда гипотеза не фурмулируется – исторические,сравнительные работы по психологии или педагогике)

Она не бывает истинной или ложной. Только корректной или некорректной по отношению к предмету исследования

Классификация:

1. Простые. Описательные или объяснительные. Описательные резюмируют исследуемое явление и описыват общие формы связей. Объясн определяют причинно-следственные связи, которые приводят к получаемому результату. Предполагает наличие характеристик описательная, Объяснительная объясняет явления.

2. Сложные. Объединяют и описание, и объяснение явления. Описание причин – характеристик

Структура гипотезы:

3 элемента: утверждение, предположение, научное обоснование (объяснение)

1. Если …, то…. – самый топ

2. _____Логический элемент, посвящаеся предмету)________, при условии:

·,

·,

·,

·.

Гипотезы дихотомического типа (живые-неживые) – указание двух взаимоисключающих условий

Требования:

1. Требование логической простоты. Объяснять как можно больше фактов как можно меньшим числом предпосылок

2. Требование логической непротиворечивости. (гипотеза – система суждений, в которой ни одно из суждений не должно отрицать другое (притча «человек Платона»); не должны проивореить существуюим достоверным фактам; должны соответствовать законам науки)

3. Требование вероятности (предположения должны иметь высокую степень возможности ее реализации)

4. Требование широты применения (гипотеза должна позволить вывести на большие результаты(?)

5. Концептуальность (она должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую – магистерские могут исклюать это требование)

6. Требование научной новизны (связь предшествующего знания и нового)

7. Требование верификации (должна любая гипотеза быть проверена!)

Пракические рекомендации к формулир гипотезы:

1. Гипотеза не должна содержать слишком много предположений (1 -5)

2. Не должна содержать понятия и категории, которые не являются однозначными, или содержание не уяснено исследователем.

3. В формулировке не должно быть ценностных суждений (хорошо/плохо нинада!)

4. Гипотеза должна соответствовать проблеме, фактам, должна быть проверяемой

5. Требование стилистически грамотного и логически простого оформления

6. Наличие преемственности с уже присутствующим знанием

Методы и методолгия там же



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: