ПЛАН
Урока теоретического обучения № 25
По дисциплине ОДБ.01 Русский язык
Количество часов 1
Дата: 01.04.22
Группа: 8
Специальность: ЭБУ
Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна
Тема: Второстепенные члены предложения, типичные и нетипичные способы их выражения. Определение, согласованное и несогласованное. Приложение как разновидность определения.
Цели:
-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык - различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);
Ход урока
І.Организационный момент. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа.
- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?
- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?
- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?
- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?
-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?
II.Перепишите таблицу.
Второстепенный член предложения | На какие вопросы отвечает? | Виды второстепенных членов | Какими частями речи могут быть выражены? |
Дополнение | На вопросы косвенных падежей | Прямое Косвенное | Сущ., числ, мест., глаг., фразеологизмом |
Определение | Какой? Какая? Какое? Какие? | Согласованное Несогласованное Приложение | Прил., прич., мест., порядковыми числ., сущ., нар., инфинитивом |
Обстоятельство | Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? и др. | цели, времени, места, причины, меры и степени, образа и способа действия, условия, уступки | Нар., сущ., мест.,деприч., инфинитивом, фразеолог. |
ІІІ.Составление кластера «Определение»
Составим кластер «Определение»
Определения бывают согласованные и несогласованные.
Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное, т.е. связываются с существительным с помощью согласования.
Несогласованные определения связываются с определяемым существительным без согласования в роде, числе и падеже, т.е. по способу управления или примыкания.
Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.
Сверху подпиши: несогл. согл.
Образец. Дневник Веры – Верин дневник.
Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.
3.Найдите в предложениях согласованные определения:
Я видел: мощный дуб свалился вдруг.
Чувство счастья и гордости захлестнуло Ольгу.
Есть тема поважнее.
Книга рассказов хранилась в её библиотеке.
Тревога моя исчезла.
Идёт второй урок.
4.Разнести по столбикам согласованные и несогласованные определения
Норковая шуба, девочка с голубыми глазами, малыш с румяным лицом, серебряная ложка, кирпичными стенами, его дом.
5. Тест.
1. Дополни следующую формулировку.
Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.
2. По способу выражения определения делятся на
а)_______________
б)_______________
3.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.