IV. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»




Пунктуация при обращении.

Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Цель занятия:

Повторение и обобщение знаний обучающихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Ход занятия

I. Проверочная работа.

Переписать, ставя нужные знаки препинания.

 

1. Отец как видно был сведущ только в совете копить копейку.

2. Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы?

3. Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.

4. Правда смех Лизы мне показался принужденным.

5. В самом деле ничего съестного в деревне мой кучер не нашёл.

6. Героиней этого романа само собой разумеется была Маша.

7. Очевидно город этот жил всеми силами своей жизни.

8. Платок был отличный и наверное стоил копеек сорок.

9. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.

10. Щенок видать из породистых.

11. Действительно босой мальчик в своей рваной кацавейке больше походил на пастушонка.

 

II. Повторение теоретического материала по теме «Обращение».

- Что называется обращением? (Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью).

- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))

- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?

Обращения-метафоры:

Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…

Обращения-метонимии:

… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)

Обращения-иронии:

Отколе, умная, бредёшь ты голова? ( И.Крылов)

Обращения-повторения:

Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)

Обращения фольклорные:

Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)

Обращения-присловья:

Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! ( Н.Гоголь)

- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?

Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:

Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!

Обращения в усечённой форме без окончания:

Тань, идём в библиотеку?

Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:

Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)

- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)

Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:

Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)

 

III. Закрепление

Переписать, ставя нужные знаки препинания.

1. Спящий в гробе мирно спи; жизнью пользуйся живущий.

2. Степанушка родной не выдай милый!

3. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины.

4. Как хорошо ты о море ночное!

5. Раззудись плечо! Размахнись рука! Ты пахни в лицо ветер с полудня!

6. Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани.

7. Ну, полноте, полноте балагур шутник вы этакий.

8. Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс.

9. Крепче конское бей копыто отчеканивая шаг!

10. Расти страна где волею единой народы все слились в один народ цвети страна где женщина с мужчиной в одних рядах свободная идёт!

11. Ну ты шевелись, а то прикладом огрею.

12. Смерть а смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко?

 

IV. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»

1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:

«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! ( Н.Некрасов)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:

Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)

6. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:

Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:

О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)

 

V. Закрепление изученного

 

Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Ба ты косой пожаловал отколе?

2. Эй завяжи на память узелок!

3. Ну что ж Онегин? Ты зеваешь?

4. Жизнь увы не вечный дар.

5. О я шутить не люблю.

6. Ох ты гой еси царь Иван Васильевич.

7. Чу стучит проезжающий воз.

8. На-ка друг я тебе гостинцу принёс.

9. Ну чур не выдавать.

10. Ух как жутко и весело было идти Гаврику по такому поручению!

11. Ах ты моя рыбка ненаглядная!

12. Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!

13. Да домишко очень недурён!

14. Нет я не больна Афанасий Иванович.

 

VI. Подведение итогов урока

- Расскажите о написании междометий.

- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.

Домашнее задание: повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: