Пунктуация при обращении.
Слова-предложения и выделение междометий в речи.
Цель занятия:
Повторение и обобщение знаний обучающихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Ход занятия
I. Проверочная работа.
Переписать, ставя нужные знаки препинания.
1. Отец как видно был сведущ только в совете копить копейку.
2. Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы?
3. Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.
4. Правда смех Лизы мне показался принужденным.
5. В самом деле ничего съестного в деревне мой кучер не нашёл.
6. Героиней этого романа само собой разумеется была Маша.
7. Очевидно город этот жил всеми силами своей жизни.
8. Платок был отличный и наверное стоил копеек сорок.
9. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.
10. Щенок видать из породистых.
11. Действительно босой мальчик в своей рваной кацавейке больше походил на пастушонка.
II. Повторение теоретического материала по теме «Обращение».
- Что называется обращением? (Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью).
- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))
- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?
Обращения-метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…
Обращения-метонимии:
… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)
|
Обращения-иронии:
Отколе, умная, бредёшь ты голова? ( И.Крылов)
Обращения-повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)
Обращения-присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! ( Н.Гоголь)
- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усечённой форме без окончания:
Тань, идём в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)
- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)
III. Закрепление
Переписать, ставя нужные знаки препинания.
1. Спящий в гробе мирно спи; жизнью пользуйся живущий.
2. Степанушка родной не выдай милый!
3. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины.
4. Как хорошо ты о море ночное!
5. Раззудись плечо! Размахнись рука! Ты пахни в лицо ветер с полудня!
6. Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани.
|
7. Ну, полноте, полноте балагур шутник вы этакий.
8. Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс.
9. Крепче конское бей копыто отчеканивая шаг!
10. Расти страна где волею единой народы все слились в один народ цвети страна где женщина с мужчиной в одних рядах свободная идёт!
11. Ну ты шевелись, а то прикладом огрею.
12. Смерть а смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко?
IV. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)
2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! ( Н.Некрасов)
3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:
Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)
5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):
|
Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)
6. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:
Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)
Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)
V. Закрепление изученного
Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Ба ты косой пожаловал отколе?
2. Эй завяжи на память узелок!
3. Ну что ж Онегин? Ты зеваешь?
4. Жизнь увы не вечный дар.
5. О я шутить не люблю.
6. Ох ты гой еси царь Иван Васильевич.
7. Чу стучит проезжающий воз.
8. На-ка друг я тебе гостинцу принёс.
9. Ну чур не выдавать.
10. Ух как жутко и весело было идти Гаврику по такому поручению!
11. Ах ты моя рыбка ненаглядная!
12. Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!
13. Да домишко очень недурён!
14. Нет я не больна Афанасий Иванович.
VI. Подведение итогов урока
- Расскажите о написании междометий.
- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.
Домашнее задание: повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.