Пояснительная записка.
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения УМК «Православная культура» для средней школы», в соответствии с программой УМК «Православная культура. классы», построенной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» МО РФ., письма Министерства образования РФ от 22.10.2002№ 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», приказа управления образования и науки от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».1-час в неделю, 34 часа в год.
Цели и задачи:
· ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры;
- изучение православной религиозной традиции и православной литературы;
- изучение влияния Священного Писания и Священного Предания на древнерусскую и русскую литературу различных жанров;
- ознакомление с православным образом жизни и духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики;
- воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры;
- формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
Литература
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой предмета «Православная культура» в 11 классе осуществляется на основе УМК Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук
Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 11 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Основные формы организации.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-зачёт, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование урок с дидактической игрой, урок-деловая игра, урок-ролевая игра.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся– контрольные работы, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы конкурсов и выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/ понимать:
- содержание произведений древнерусской литературы жанров «Слово» и жития.
- содержание произведений древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.
- содержание произведения «Слово о полку Игореве»;
- отличительные черты древнерусской литературы;
- отличительные черты «княжеского» периода православной эстетической программы.
- отличительные черты «царского» периода православной эстетической программы.
уметь:
- сопоставлять жанры древнерусской литературы и выделять их общие и отличительные признаки;
- сравнивать образы русских князей и монгольских ханов;
- сопоставлять православные эстетические программы «княжеского» и «царского» периодов;
- объяснять православные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности;
- описывать местные памятники истории и культуры;
Учебно-тематический план
11 класс
№ п.п | Тема раздела | Количество часов | Используемый дидактический материал | |
1. | Церковь. Храм. Православное искусство. | Основы православной культуры. Программа факультативного курса. Авторы: Гребеньков В.А, Меньшиков В.М. Мультимедийные ресурсы | ||
2. | Православная этика | Основы православной культуры. Программа факультативного курса. Авторы: Гребеньков В.А, Меньшиков В.М. Мультимедийные ресурсы | ||
Итого: | ||||
Утверждаю
Директор школы______________
Васильева А.Ю.
Приложение №1 к рабочей программе по православной культуре для 11 а класса.
Календарно-тематическое планирование по православной культуре для 11 а класса.
Учитель Орешкина О.В.
Тематическое планирование.
Элективный курс «Основы православия» 34 часа
11 класс
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Тип урока | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Храм и его устройство. | Экскурсия. | ||||
Символ веры-основы православного христианства. | Лекция. | ||||
Иконы. | Презентация. | ||||
Христианские праздники и их виды. | Презентация. | ||||
Таинства. | Лекция. | ||||
Литургия. | Презентация. | ||||
7-8 | Основные направления развития православного искусства. | Презентация. | |||
9-10 | Изобразительное искусство. | Комбинированный. | |||
11-12 | Православие и русская музыка. | Презентация. | |||
13-14 | Духовно-философская жизнь России. | Лекция. | |||
15-16 | Религиозно-философские искания славянофилов: А.Хомяков, А.Киревский, Ю.Самарин, К. и С. Аксаковы. | Лекция. | |||
К.Д Ушинский о роли православия в жизни русского общества, его культуры и образования. | Лекция. | ||||
18-19 | Ф.М.Достоевский. | Семинар. | |||
Православие - философия 20 века. | Презентация. | ||||
Духовно-нравственные и религиозные поиски последнего десятилетия. | Презентация. | ||||
Основные направления развития православного искусства. | Лекция. | ||||
23-24 | Образ и подобие Божие в человеке. | Дискуссия. | |||
Основные нравственные императивы Ветхого Завета. | Презентация. | ||||
Мораль Нового Завета. | Комбинированный. | ||||
Духовно-нравственные понятия православия. | Лекция. | ||||
Наиболее авторитетные деятели русского православия о нравственности. | Презентация. | ||||
Человек в православном понимании. | Презентация. | ||||
Нравственные поиски России. | Презентация. | ||||
Нравственное отношение человека к природе. | Лекция. | ||||
32-33 | Отношение человека к человеку. | Лекция. | |||
Отношение человека к обществу. | Контроль и учет знаний. | ||||
Итог: 34 ч. |