Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога?




Назовите характерные особенности педагогической риторики?

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности специалиста – важнейшая задача профессионального образования в настоящее время. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в педагогическом процессе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого педагогу необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.

Вне зависимости от количества слушателей, текст имеет публичный стиль, а именно:

§ содержит заранее составленные компоненты;

§ допускает расширение круга адресатов;

§ носит не только информирующий, но и воздействующий характер.

Что такое повествование, каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Для повествования характерна динамичность, поэтому ведущая часть речи — глагол совершенного вида, особенно глаголы, обозначающие последовательность действия. Последовательность действия в повествовании подчеркивается интонацией.

Каким образом можно придать динамику повествованию?

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т. д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту.

Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Описание — построение целостного представления о конструктивных особенностях изучаемого объекта и формах его внешнего поведения. Процедура описания является (наряду с объяснением и прогнозированием) одной из важнейших функций научного познания. По своей сути описание является способом фиксации определенного фрагмента действительности в сознании исследователя.

Цель описания — дать адресату наиболее полное представление о предмете. Яркой характерной чертой описания является статичность. Описание предполагает в первую очередь перечисление наблюдаемых предметов, сообщение их признаков. Основной смысл описания выражается словами, обозначающими предметы, признаки, состояния. Глаголы в описании либо семантически ослаблены, либо передают свойство, характеристику предмета, а не обозначают активное действие. Они выполняют качественно-изобразительную функцию. Большей статичностью обладают действия, названные глаголами в форме настоящего времени.

Что такое рассуждение (размышление) и каковы его характерные особенности?

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения.

Рассуждение — термин школьной теории словесности (устаревшее значение).Рассуждение может строиться при помощи подтверждения, опровержения тезиса, используемого в качестве доказательства логического вывода, альтернативного выбора между опровержением и обоснованием.

Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога?

Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.

Одно из решающих качеств полемиста – умение выделить предмет спора. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений. Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т. д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

Благодаря полемичности усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора. Полемический характер выступления связан с рядом обстоятельств: в аудитории всегда находятся люди, которые имеют противоположную точку зрения или скептически относятся к идеям автора, и этих людей следует убедить; истины, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы; данная форма позволяет сопоставить и оценить различные теории и тем самым проверить подлинность суждения.

Список использованной литературы

1. Описание как функционально-смысловой тип [Электронный ресурс] URL: https://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/funktsionalno-smyislovyie-tipyi-rechi-opisanie

2. Типы речи и их признаки, примеры [Электронный ресурс] URL: https://www.nur.kz/1823334-tipy-reci-i-ih-priznaki-primery.html

3. Риторика общения в современном обществе [Электронный ресурс] URL: https://kakgovorit.ru/ritorika-eto

4. Функционально-смысловые типы речи [Электронный ресурс] URL: https://bingoschool.ru/blog/206/

5. Как передать динамику в тексте. Дополнение к "Как перевести образы в слова". [Электронный ресурс] URL: https://fantasts.ru/forum/index.php?showtopic=4996

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: