I II III IV cтатус детей




Рис. 4. Соотношение уровня совместимости родителей и социального статуса детей.

В целом же взаимосвязь: благоприятного социального статуса ребенка с высоким уровнем совместимости его родителей можно проследить в 9 семьях из 20; и неблагоприятного социального статуса ребенка с низким или средним уровнем совместимости его родителей – в 7 семьях, что позволяет расценивать подтверждение гипотезы на 80 %. В 4-х семьях из 20 подобная связь отсутствует (Приложение 3).

Для математического доказательства взаимосвязи социального статуса ребенка в коллективе и совместимостью его родителей требуется вычислить коэффициент ранговой корреляции. Он позволяет выяснить связь между вышеуказанными явлениями, находящимися в разных системах измерений. Для расчета корреляции рангов Спирмена:

6 S d2

r = 1 -

(n+1) n (n-1)

где d – разность между рангами коррелированных перемен,

n – объем выборки (число вариант).

Обозначим совместимость супругов как:

– высокий и близкий к высокому уровень,

– средний уровень,

– низкий и близкий к низкому уровень.

Тогда Х – количество выборов, полученных данным индивидом, У – уровень совместимости супружеской пары.

 

Ранги X `:

9 – (1+2): 2 = 1,5

7 – 3: 1 = 3

5 – (4+5): 2 = 4,5

4 – 6: 1 = 6

3 – (7+8+9+10): 4 = 8,5

2 – (11+12): 2 = 11,5

1 – (13+14+15+16+17): 5 = 15

0 - (18+19+20): 3 = 19

Ранги У `:

- (1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12): 12 = 6,5

- ( 13+14+15+16+17+18): 6 = 15,5

- (19+20): 2 = 19,5

Расчет коэффициента корреляции (см. Приложение 4).

Коэффициент корреляции равен 0,615. Что характеризует прямую зависимость между совместимостью родителей и социальным статусом ребенка в группе сверстников.

Данный показатель является достоверным (выше обоих критических значений коэффициентов корреляции рангов для данной выборки).

Корреляцию принято считать:

· Слабой - при коэффициенте от 0 до 0,3;

· Умеренной - при коэффициенте от 0,3 до 0,5;

· Заметной - при коэффициенте от 0,5 до 0,7;

· Высокой - при коэффициенте от 0,7 и более.

Следовательно, полученную в результате расчетов корреляцию между социальным статусом ребенка и совместимостью его родителей можно интерпретировать как заметную. Таким образом, экспериментально доказано, что между социальным статусом ребенка в группе сверстников и совместимостью его родителей существует прямая взаимная связь: чем выше совместимость родителей, тем выше и социальный статус ребенка.

Заключение

Данная работа имеет практическую значимость, так как результаты проведенного исследования могут представлять интерес для психологов, работающих с семьями, психологов детских учреждений, педагогов, родителей.

Повышению статуса ребенка способствует реалистичность его самооценки, самоуважение, общительность, активное участие в общих делах, средний уровень конформности (стремления соответствовать групповым нормам и правилам), ориентированная на другого индукция (предвидение возможных последствий своих действий для других людей).

Все вышеперечисленные качества личности растущего человека в первую очередь предопределяются семьей и семейным воспитанием. Самооценку и самоуважение у ребенка формируют родители (и другие члены семьи), усвоение групповых норм и правил (процесс первичной социализации) также происходит в кругу близких людей. О последствиях тех или иных действий для других людей ребенку также сообщают родители. Наконец, поддержка и понимание со стороны семьи (близких, родителей) тоже помогают детям пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

Гармония во взаимоотношениях взрослых членов семьи (родителей) позволяет детям сформировать правильное представление о себе и других - в самом начале этого процесса роль «других» отводится родителям; образцы поведения дети копируют тоже в первую очередь с родителей. А значит и их популярность среди сверстников во многом определена обстановкой внутри семьи, т. е. чем гармоничнее взаимоотношения родителей, тем выше популярность ребенка.

Для популярных среди сверстников детей характерны следующие качества: высокие интеллектуальные способности, активность, общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость, самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, а также специфические способности и навыки.

Что касается не пользующихся популярностью сверстников детей, то для непопулярных детей свойственны: необщительность, напрямую зависящая от низкой самооценки; чрезмерная агрессивность; низкий или, наоборот, высокий уровень конформности; вызывающее поведение.

Как отмечается в ряде отечественных исследований, при измерении сферы общения наиболее устойчивыми оказываются статусы «лидеров» и «изолированных», т. е. положение «звезды» и положение «изолированного» имеет тенденцию к закреплению и может сохраняться длительное время. Безусловно, для развития личности ребенка неблагоприятно состояние длительной психологической изоляции в малой группе (коллективе), это приводит к определенной деформации его личности. Однако и постоянное пребывание в статусе «звезды» тоже представляет определенную опасность для формирующейся личности.

Поэтому одной из задач психолога детского учреждения является коррекция социального статуса ребенка в группе. Хотя и принято считать, что в любом коллективе всегда будут «изолированные» - это своего рода естественный отбор, - тем не менее, необходимо способствовать повышению социального статуса ребенка в группе. Для чего рекомендуется:

· Включать в совместную деятельность лиц с противоположными социальными статусами («звезд» и «изолированных»);

· Чаще давать «изолированным» общественные поручения;

· В младшем школьном возрасте на установки детей влияет мнение учителя, поэтому преподавателю нужно чаще хвалить непопулярных детей даже за незначительные успехи, подчеркивать достоинства. «Звезд», наоборот, реже обращать внимание класса на какие-то «рядовые» успехи и достижения, критиковать, но справедливо (то же самое можно порекомендовать и родителям);

· Хорошо влияет на общую групповую сплоченность совместная внеклассная деятельность.

Способствовать улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками может родительская поддержка, внимательное отношение к ребенку, чуткость и искреннее сопереживание, ненавязчивость воспитательных мер и частое проявление родительской любви (пристальное внимание, контакт глаз и тактильный контакт). Как известно, все родители любят своих детей, но далеко не все умеют любить, т. е. проявлять свою любовь. Теплота семейных взаимоотношений, в которой так нуждается ребенок, способствует формированию у него ценных личностных качеств, а значит и повышению его популярности среди сверстников.

 

 

Список литературы:

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – изд-е 2-е. – М., Класс, 2000.

2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений (спецпрактикум по социальной психологии). – М., МГУ, 1987.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., Наука, 1977.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект-Пресс, 1998.

5. Баркан А. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., Аст-Пресс, 1999.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М., Просвещение, 1968.

7. Берримен Д. Психология и вы. / Пер. с англ. – Пермь, Стрелец, 1997.

8. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993.

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., Прогресс, 1988.

10. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. – СПб., 1994.

11. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987.

12. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 1985.

13. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., Питер, 2000.

14. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., Прогресс, 1988.

15. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – изд-е 2-е, перераб. и доп. – М., Аст-Пресс, 1996.

16. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – изд-е 2-е, доп. – Минск, ТетраСистемс, 2000.

17. Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива). – М., Наука, 1988.

18. Крайг Г. Психология развития. – изд-е 7-е. – СПб., Питер, 2000.

19. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

20. Немов Р. С. Психология. – кн. 2 – М., Просвещение: Владос, 1994.

21. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1992.

22. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. – М., ЭКСМО-Пресс, 1999.

23. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Уч. пособие. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., Педагогика-Пресс, 1992.

25. Соколова Е., Столин В. Семья, личность, психологическое консультирование. // ж. Семья и школа. 1989, № 10.

26. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. // ж. Вопросы психологии, 1987, № 6.

27. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., Феникс, 1997.

28. Столяренко Л. Д., Корешкова Н. В. Психология личности и типология поведения. – Ростов н/Д., 1994.

29. Спиваковская А. С. Как быть родителями. (О психологии родительской любви). – М., Педагогика, 1986.

30. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – изд-е 2-е, перераб. и доп. – М., Мысль, 1989.

31. Фридман Л. М. Психология воспитания. – М., Сфера, 1999.

32. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. – М., Знание, 1981.

33. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., Питер, 1999.

34. Янкова З. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. – М., Финансы и статистика, 1983.

 

 

Приложение 1

Социоматрица

  Выбираемые Выбирающие 1. Аня А. 2. Иван В. 3. Света В. 4. Маша З. 5. Ирина З. 6. Антон К. 7. Саша К. 8. Света К. 9. Костя К. 10. Илья М. 11. Катя Н. 12. Люда О. 13. Саша П. 14. Оля С. 15. Катя С. 16. Дима У. 17. Олег Ф. 18. Иван Ш. 19. Костя Ш. 20. Миша С.
1. Аня А.         +                       + +    
2. Иван А.         +               +     +        
3. Света В.         +     +     +                  
4. Маша З.           +         + +                
5. Ирина З. +                   +     +            
6. Антон К.             +   +               +      
7. Саша К.           +             +     +        
8. Света К. +   +   +                              
9. Костя К.                         +     +   +    
10. Илья М.                         +     + +      
11. Катя Н +       +                 +            
12. Люда О.           +             +             +
13. Саша П.                               + + +    
14. Оля С.         +           +           +      
15. Катя С. +       +     +                        
16. Дима У. + +                     +              
17. Олег Ф.                   +     +     +        
18. Иван Ш.   +                     +     +        
19. Костя Ш.                 +       +     +        
20. Миша С.   +                       +   +        
ВС                                        
ВП                                        
ВВ                                        
КУ (%)                                        

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком.

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком.

ВВ – количество взаимных выборов.

КУ – коэффициент удовлетворенности.

 

Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: