Консультация на тему: «Нарушения сенсорной интеграции»




С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка.

И.П. Павлов создал учение об анализаторах. Это упрощённое представление о восприятии. Восприятие позволяет строить внутренний образ, отражающий существенные характеристики внешнего раздражителя. Он делил анализатор на 3 звена.

1. Периферическая часть (отдаленная) – это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.

2. Проводниковый отдел – это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.

3. Центральный отдел – это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.

Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.

Понятие сенсорная система шире, чем анализатор. Для сенсорных систем характерен процесс адаптации к раздражению.

Таким образом, сенсорная система = анализатор + низший нервный центр (или несколько центров) + система регуляции.

Сенсорные системы – это воспринимающие системы организма (то есть - зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, болевая, тактильная, вестибулярный аппарат, проприоцептивная, интероцептивная).

Таким образом, обеспечивается восприятие и ввод информации за счёт формирования субъективных ощущений на основе объективных раздражений.

Виды сенсорных систем:

1. Слуховая. Адекватный раздражитель - звук.

2. Зрительная. Адекватный раздражитель - свет.

3. Вестибулярная. Адекватный раздражитель - гравитация, ускорение.

4. Вкусовая. Адекватный раздражитель - вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).

5. Обонятельная. Адекватный раздражитель - запах.

6. Кинестетическая = осязательная (тактильная) + температурная (тепловая и холодовая). Адекватный раздражитель - давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).

7. Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморасположение частей тела в пространстве, ощущение своего тела в целом. Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.

8. Мышечная (проприоцептивная). Обеспечивает ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель - мышечное сокращение и растяжение сухожилий.

9. Болевая. Адекватный раздражитель - повреждение клеток, тканей или медиаторы боли (то есть - биологически активные химические вещества).

10. Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т.п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза (саморегуляции), и при этом она не обязательно порождает какие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.

Нервная модель раздражения - сенсорный образ.

Так вот, сенсорная интеграция (СИ) – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела, формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель (он может быть внешним или внутренним). Внешние сенсорные раздражители – свет, звук, тактильные ощущения и т.д. Внутренние сенсорные раздражители – сигналы от внутренних органов.

Сенсорная интеграция - это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума. Дети неправильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам в поведении, обучении, развитии речи, в навыках общения, мышечного тонуса и координации.

Симптоматика дисфункции сенсорных систем. Сюда будут относится:

- трудности в обучении новым навыкам - бытовым, двигательным, речевым, учебным;

- излишняя двигательная активность (гиперактивность) или наоборот (гипоактивность);

- низкий мышечный тонус;

- трудности адаптации к новым помещениям, людям (пример того, как ребёнок может вести себя в определённом помещении, на занятии, со специалистом);

- нарушение или отсутствие речи;

- неуклюжесть, неловкость, повышенная осторожность (ребенок лучше постоит с мамой, нежели полезет на горку, качели, не любит велосипед, сторонится подвижных детей), либо наоборот – отсутствие чувства опасности (лезет на высоту не задумываясь, постоянно прыгает, кружится, рискует);

- сверхчувствительность к звукам и свету (плавным или резким, например);

- избегание прикосновений, поглаживаний, новой одежды, одежды определённого цвета или типа, еды (может быть мягкой пищи (йогурт) или наоборот твёрдой (морковь);

- ходьба «на цыпочках», общая моторная неловкость (пример того, как ребёнок держится за взрослого при переступании через предметы, когда встает или залазит куда-то), проблемы в имитации движений (повторение движений, начиная от элементарных хлопков руками);

- психосоматические расстройства (ребёнок может быть очень ослаблен соматически);

- нарушение сна;

- отказ от социальных контактов (ребенок не играет со сверстниками, избегает взаимодействия, не вступает в контакт, не поддерживает диалог, не отвечает взаимностью, нет зрительного контакта и т.д.).

Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции - это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Нарушение сенсорной интеграции = нарушение обработки сенсорной информации.

К кому мы можно это отнести? К каким категориям детей?

- дети с задержкой психоэмоционального развития, - детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью),

- дети с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации,

- дети с ДЦП,

- дети с синдромом Дауна,

- дети с нарушением зрения и слуха.

У каждого из этих детей может быть отсутствие речи. Коррекционный маршрут при каждом нарушении будет индивидуальный, с учетом возраста, но стратегия занятий, игр и упражнений будет одинаковая - помощь по балансировке сенсорной системы, а затем и помощь по развитию необходимых навыков. Можно сказать, что метод универсальный.

Занятия по сенсорной интеграции – это работа через тело.

ИТАК, какие же дисфункции сенсорной интеграции могут быть?

1. При нарушении обработки слуховой информации:

- боятся громких звуков;

- не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще);

- мамино пение;

- тембры голоса;

- часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются;

- не любят шумного окружения, улицы;

- выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.

2.О нарушениях зрительной сенсорной системы можно говорить, когда ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия (Почему? Потому что для него эти препятствия визуально «сглажены», не представляют какой-либо опасности или наоборот – вызывают страх; элементарно – «не видит» их);

- смотреть в глаза другому человеку;

- предпочитает полумрак или темноту;

- капризничает при ярком свете или наоборот, когда темно;

- напрягается, когда рассматривает окружающих людей и предметы.

3.При нарушении тактильного восприятия:

- дети не любят играть с пластилином, песком, красками;

- боятся испачкаться клеем или грязью;

- избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам;

- резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;

- не терпят ходьбы босиком;

- также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

4.Моторные, вестибулярные дисфункции (+положение тела/частей тела в пространстве): при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.

И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты - избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т.п.) на те действия, которые являются конкретными негативными раздражителями для него. А также: ходьба на цыпочках, быстрая утомляемость, слабая мускулатура, расторможенность и т.п.

5.Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов; «выдаёт» неадекватную реакцию на резкие запахи (как? Кричит, вокализирует, бегает, а не говорит, например, «фу»).

6.Вкусовая система: непереносимость отдельных вкусов, опять же – неадекватная реакция на сладкое, солёное, кислое, горькое. Мягкая пища или твёрдая пища может вызывать агрессивное поведение, другие избыточные эмоциональные реакции. Отсутствие желания пробовать новую еду.

7.И в общем плане (внимание, поведение и общение): ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; тревожный; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.

Итог по всем дисфункциям всех сенсорных систем.

- У многих детей с ДСИ не развито защищающей, тормозящей способности нервной системы (способность уделять внимание задаче зависит от способности тормозить несущественную сенсорную информацию - окружающий шум или зрительные образы). Это может выражаться в рассеянности, гиперактивности или импульсивности.

- Ребенок кажется неорганизованным, ему не хватает целеустремленности. Поэтому он не в состоянии исследовать окружающий мир, полноценно играть. Он может казаться неуклюжим и плохо держать равновесие. Ему трудно успокаиваться после физических игр.

- Негативное поведение имеет скрытую причину. Ребенок может быть вспыльчивым, возбужденным, кричать из-за ерунды - например, из-за того, что испугался незнакомых звуков, увидел нечто непонятное или ему просто мешает складка в одежде.

- Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции. Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции - неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую нервная система не может переработать. Отсюда – молчание. Почти все сенсорно-чувствительные дети имеют трудности с саморегуляцией и модуляцией (обработкой) сенсорных воздействий, постоянно поступающих в мозг от органов чувств.

НО ПРИ ЭТОМ!!! В своей книге «Ребёнок не в синхроне» (1995) Кэрол Сток Карновиц даёт 5 предостережений, которые необходимо помнить при использовании опросника.

1. Ребёнок с сенсорной дисфункцией совершенно не обязательно имеет все перечисленные симптомы. Например, у ребёнка с вестибулярной дисфункцией может страдать равновесие, но при этом он может иметь хороший музыкальный слух.

2. Иногда ребёнок демонстрирует в какой-то день симптомы дисфункции, а на следующий день всё нормально. Например, ребёнок с проприорецептивными проблемами может споткнуться о каждый бугорок на тротуаре в пятницу, но при этом забить кучу голов при игре в футбол в субботу. Непостоянство является признаком всех неврологических расстройств.

3. Ребёнок может демонстрировать симптомы определённой дисфункции, но при этом её не иметь. Например, ребёнок, избегающий прикосновений, может казаться гиперсенсетивным к тактильной стимуляции, а может делать это по причинам эмоционального характера.

4. Ребёнок может соединять в себе гиперсенсетивность к одним стимулам и гопосенсетивность к другим. Например, он может быть чрезмерно чувствительным к лёгкому прикосновению, отскочить, если его кто-то потрепал по плечу, но совершенно спокойно переносить глубокую боль от инъекции.

5. Каждый человек периодически имеет какие-то сенсорные проблемы, потому что никто из нас не может сохранять прекрасную регуляцию на протяжении всего времени. Самые различные стимулы могут помешать нормальной работе мозга, создав либо сенсорную перегрузку, либо, наоборот, депривацию.

Основные принципы метода сенсорной интеграции.

Основная задача сенсорно-интеграционной терапии - стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов, зрительной, слуховой, обонятельной и других систем. То есть ВСЕХ.

Работа терапевта, дефектолога, невролога, физического терапевта, эрготерапевта строится на определенных принципах:

1. Работа с расстройствами сенсорной интеграции проводится в игровой форме.

2. Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него.

3. Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит.

4. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи (можем дать на усложнение/с небольшим усложнением.

5. Терапия считается эффективной, если после курса реабилитационных и коррекционных мероприятий ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде. Оборудование, которое можно и нужно применять на занятиях по сенсорной интеграции: в идеале СЕНСОРНАЯ КОМНАТА.

Так вот:

1.Гамаки (сова-нянька, например), качалки в виде бревна, платформ: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем.

2.Сухой бассейн, душ: развивают тактильные ощущения.

3.Сенсорная дорожка для ходьбы: неоднородная опора развивает координацию, тактильные чувства.

4.Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.

5.Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.

6.Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств

7.Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.

8.Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.

9.Бизиборды: развивают воображение, моторику.

10. Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.

11. А также: сенсорные коробки, тактильные мячики, предметы разных ощущений и свойств, фитнес мячи, различные записи звуков, возможно – мигающие лампочки и подобные приспособления (гирлянды, соляные лампы), канаты, мягкие игрушки, «пупырки», аром масла, палатки, тоннели, батуты.

Всё, от чего можно получить сенсорную информацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: