Глава II. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДУСТРИИ МОДЫ




 

1. Формирование "модного" права как новой правовой

дисциплины

 

Правовое обеспечение индустрии моды - это относительно новое направление в праве, ориентированное на решение повседневных правовых задач специалистов, занятых в данной сфере. В английской и американской правовой литературе это направление получило название права моды, или "модного" права, - fashion law, во французской - "модного" права, права роскоши, дизайнерского права - droit de la mode, droit du luxe, droit du design, в итальянской - права моды, или "модного" права, - diritto della moda, в испанской нередко заимствуется английский термин "fashion law" либо используется испанский вариант "derecho de la moda", который также можно перевести как "право моды", или "модное" право".

Представляется, что определение правового обеспечения индустрии моды как "модного" права достаточно точное, адекватное и имеет право на существование и в российской правовой литературе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шебанова Н.А. Правовое обеспечение индустрии моды - Модное право: URL: https://www.igpran.ru/articles.

 

Как и ряд других недавно образовавшихся специализаций в сфере современного бизнеса (право шоу-бизнеса, спортивное право, артистическое право), "модное" право представляет собой компиляцию нескольких различных правовых дисциплин. Так, в состав "модного" права можно включить отдельные положения из права интеллектуальной собственности, коммерческого права, таможенного права, вопросы, связанные с недвижимостью, трудовым правом, рекламным бизнесом и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Jimenez G.C., Kolsun B. Fashion Law: A Guide for Designers, Fashion Executives and Attorneys. N.J., 2010. P. 3.

 

В общем и целом определить эту новую дисциплину можно следующим образом: "модное" право - это сфера изучения правовых аспектов создания и потребления одежды и модных аксессуаров.

Комплексные теоретические исследования в сфере "модного" права немногочисленны, концепция "модного" права относительно нова, и в настоящее время нельзя утверждать, что она окончательно сформирована. Мнения исследователей относительно "масштабов" новой отрасли различны: следует включать в сферу регулирования "модного" права лишь компании по производству одежды или также компании по производству текстиля и иного исходного сырья, производителей аксессуаров, косметической продукции, продуктов люксового сегмента? Американские исследователи отмечают комплексный характер новой дисциплины. По версии исследователей из Технологического института моды, в нее следует включать производство модной одежды и сопутствующие отрасли. Этот практический подход основан на историческом происхождении моды, связанном с производством одежды. При этом они признают, что концептуально мода и дизайнерская продукция уже стали составной частью соседствующих отраслей, таких как производство аксессуаров, предметов роскоши, ювелирных изделий, косметики и ароматов, продукции для дома и даже игрушек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Jimenez G.C., Kolsun B. Op. cit. P. 4.

 

Рост международной торговли чрезвычайно обострил серьезную проблему, с которой столкнулись дизайнеры, - проблему подделки производимых товаров. Большинство крупных производителей одежды и аксессуаров поняли, что им необходим квалифицированный персонал, способный отслеживать производство и появление на рынке поддельной продукции, а также грамотно защищать их интересы во всех областях, связанных с индустрией моды.

Производители модных товаров становятся желанными клиентами юридических фирм. Нельзя сказать, что крупные юридические компании в качестве своей единственной специализации избирают "модное" право. Как правило, это единичные дела, ведение которых поручается внешней юридической фирме, большая же часть споров разрешается с участием штатных юрисконсультов. Однако крупные дома мод становятся очень важными и выгодными клиентами для юридических фирм, которые постепенно осознают необходимость серьезно разбираться в этом бизнесе. Нельзя не признать, что лучший совет предпринимателю может дать только тот юрист, который обладает четким пониманием особенностей клиентского бизнеса. Индустрия моды обладает целым рядом уникальных особенностей, которые должны быть понятны правовому консультанту. Только в этом случае предприниматель может рассчитывать на квалифицированный совет. В сферу "модного" права вовлечены многие правовые компоненты. Это защита интеллектуальной собственности, включая борьбу с контрафактной продукцией и лицензирование результатов интеллектуальной деятельности; коммерческие операции и соглашения; особенности правового структурирования компаний; элементы трудового права, имеющие непосредственное отношение к индустрии моды; маркетинг и реклама; таможенные вопросы; международные аспекты деятельности.

При всем том цели и задачи, стоящие перед юристами, занятыми в данной сфере, определены. Они уверенно позиционируют себя на рынке правовых услуг в качестве специалистов по "модному" праву, называя себя "модными адвокатами", специализирующимися на оказании услуг по вопросам индустрии моды.

Традиционно большинство юристов, занятых в сфере моды, работают в крупных центрах торговли, таких как, Нью-Йорк, Париж, Лондон и Милан.

В 2004 г. во Франции к известному правовому журналу "Ревю Лами Друа дез Аффэр" было выпущено приложение "Право роскоши" (Droit du luxe) <1> - сборник статей французских юристов во главе с Аннабель Гоберти, в которых были подробно проанализированы правовые вопросы деятельности домов моды, продажи предметов роскоши, защиты интеллектуальной собственности и налогообложения.

--------------------------------

<1> Supplement la Revue Lamy Droit des affaires n° 71. Mai 2004.

 

Несмотря на то что необходимость в квалифицированных юридических кадрах в индустрии моды велика, подготовка юристов - специалистов по "модному" праву находится в стадии становления. В американском Технологическом институте моды (Fashion Institute of Technology) первый курс по "модному" праву был организован в 2006 г., в Университете Фордхэма (Fordham University) - в 2008 г. В 2010 г. начал работу первый академический центр "модного" права - Институт модного права (The Fashion Law Institute), созданный при поддержке известного американского модельера Дианы фон Фюрстенберг и Совета дизайнеров моды Америки.

Сегодня подготовке специалистов, сведущих в правовых вопросах моды, уделяют внимание высшие учебные заведения во многих странах. В Италии это Миланский университет (Universita degli Studi di Milano), Университет Инсубрия в г. Комо (Universita degli Studi dell'Insubria), в Бразилии - Институт бизнеса и модного права (Instituto Brasileiro de Negocios e Direito da Moda), в США - Школа права Буффало Университета Нью-Йорка (State University of New York at Buffalo Law School), Школа права Бенжамина Н. Кардозо в Университете Ешива в Нью-Йорке (Benjamin N. Cardozo School of Law), частная Школа права, основанная в Нью-Йорке в 1891 г. (New York Law School), частный Университет Нью-Йорка, основанный в 1831 г. (New York University), в Турции - Юридический институт моды (Moda Hukuku Enstitusu) и др.

Наиболее интенсивно идет подготовка специалистов в области "модного" права в США.

Школа права Университета Фордхэма в Нью-Йорке, позиционирующая себя как первый в мире центр "модного" права, предлагает адвокатам, профессиональным дизайнерам и другим лицам, работающим в индустрии моды, студентам юридических факультетов из других учебных заведений получить эксклюзивное образование. Институт разработал учебные программы подготовки юристов - специалистов в области моды, а также оказывает помощь по правовым вопросам, с которыми сталкивается индустрия моды.

При изучении "модного" права особое внимание уделяется решению правовых вопросов, возникающих в процессе создания одежды, от идеи дизайнера до покупки вещи потребителем. Это развитие бизнеса в сфере моды и проблемы финансирования моды, этика моды, стабильность и развитие процесса создания моды; правовые аспекты деятельности моделей; правовое обеспечение реализации модных товаров; решение практических задач, с которыми сталкиваются производители модных товаров.

Институт также проводит открытые семинары для дизайнеров и юристов, студентов и других лиц, интересующихся правовыми аспектами индустрии моды. Для приобретения практического опыта в Институте организовано оказание бесплатной юридической помощи учащимися, специализирующимся в области "модного" права. Эта помощь оказывается начинающим дизайнерам и другим специалистам в сфере моды, которые сталкиваются с серьезными проблемами в ведении бизнеса, но как начинающие предприниматели не могут позволить себе обратиться за помощью к опытному адвокату. В то же время вместе со студентами на добровольной основе эту помощь оказывают и опытные адвокаты, стремящиеся популяризировать свою деятельность и установить необходимые в этом специфическом бизнесе контакты <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://fashionlawinstitute.com/institute-events (дата обращения: 20.03.2016).

 

Школа моды Лойола в Лос-Анджелесе (США) специализируется на правовых вопросах, влияющих на индустрию моды в США и на международном уровне. Разработанные специалистами и предлагаемые к изучению программы рассчитаны на студентов юридических факультетов, студентов-дизайнеров, специалистов в области права и профессионалов индустрии моды.

Во время обучения студенты Школы моды изучают основные правовые дисциплины, необходимые для решения повседневных задач участников создания модных брендов: это защита интеллектуальной собственности, особенности лицензирования, специфика корпоративных отношений, финансирование производства модных товаров, правила импорта и экспорта модной продукции и др.

Несомненно, стимулом к развитию подготовки юристов - специалистов в области "модного" права стал тот факт, что из 300 млрд долларов дохода, получаемых в индустрии моды США, на Лос-Анджелес приходится более 58 млрд долларов, что превышает даже доходы Нью-Йорка. Эта быстро развивающаяся отрасль обеспечивает Лос-Анджелесу 168 400 рабочих мест более чем в 10 тыс. компаний, занятых в производстве модной продукции.

В летнее время в Школе предлагается интенсивная программа для студентов, практикующих юристов и специалистов, желающих усовершенствовать свои познания в сфере индустрии моды <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.lls.edu/academics/centersprograms/thefashionlawproject (дата обращения: 20.03.2016).

 

22 марта 2014 г. Школа провела первый симпозиум для юристов, специализирующихся в сфере моды, предложив обсудить, в частности, вопросы неприкосновенности частной жизни потребителей, рекламы и раскрытия информации в сфере индустрии моды, социальной ответственности модных брендов.

Серьезное внимание уделяется подготовке специалистов в области "модного" права в Европе. Институт Марангони - это ведущий в Европе институт моды и дизайна, имеющий отделения в Милане, Париже и Лондоне. С 1935 г. Институт подготовил три поколения профессионалов, количество которых превышает 30 тыс. человек. Эти люди являются достоянием Института, Италии и всей индустрии моды и дизайна <1>. Институт предлагает трехгодичную программу бакалавриата, одногодичную программу магистратуры, годичные программы для лиц с высшим образованием. Летом в Институте организуются трехнедельные курсы по отдельным вопросам индустрии моды.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.studyart.ru/universities/Istituto-Marangoni-Paris-8.htm (дата обращения: 20.03.2016).

 

Совместно с Университетом Инсубрия Институт Марангони разработал программу подготовки специалистов в области "модного" права <1>. Пройти обучение могут кандидаты, имеющие высшее юридическое или экономическое образование, а также лица, обладающие опытом работы в данной сфере. Широкомасштабная деятельность большинства домов моды требует грамотного юридического сопровождения, поэтому в программу обучения включены такие вопросы, как лицензирование, мерчандайзинг, импорт и экспорт, соглашения о дистрибуции и франчайзинге, право интеллектуальной собственности, вопросы занятости и трудовых отношений, безопасности, стабильности бизнеса и защиты прав потребителей. Слушатели программы должны изучить технические и теоретические концепции построения бизнеса в сфере моды, разработать стратегию компании. Рассматривая различные аспекты коммерческого и корпоративного права, права интеллектуальной собственности, права на товарный знак, трудового права и хозяйственного права, слушатели приобретают навыки, необходимые для продвижения модного бренда при гарантии соблюдения всех правовых и этических требований.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.istitutomarangoni.com/en/fashion-courses/postgraduate/master-programme/fashion-&-law (дата обращения: 20.03.2016).

 

Особый акцент при обучении делается на знание аспектов, связанных с развитием цепочки поставок и продажи модной продукции в различных странах.

Творчество, производство, продажа и продвижение товаров индустрии моды происходят постоянно в разных странах мира, и законы, регламентирующие деятельность в индустрии моды, так же разнообразны, как и сами страны. Слушателям программы предлагается широкая правовая подготовка по самым разным вопросам, связанным с миром роскоши и продвижением модных брендов.

Организаторы обучения обещают, что в результате освоения программы слушатели смогут определить творческую концепцию предметов роскоши и товаров люксового сегмента, оценить деятельность компании по созданию дизайнерского продукта, его производству, коммерциализации и продвижению на рынке; проводить самостоятельные исследования и давать оценку тематических исследований по вопросу этического подхода к рынку в целях увеличения стоимости бренда; разбираться в концепции роскоши на мировом рынке предметов роскоши и критически анализировать различные бизнес-модели и стратегии роста, применяемые на уже сформировавшихся и еще находящихся в стадии становления рынках люксовых товаров; оказывать индустрии моды специальную правовую помощь в решении задач, стоящих перед предприятиями моды в национальном и международном аспекте; проанализировать и оценить весь спектр социологических теорий моды для того, чтобы исследовать основные события в истории моды в XX и XXI вв. и их связь с современными тенденциями, культурными направлениями и инновациями.

Отдельные элементы модного права включены в программы дизайнерских школ.

Невероятно популярным стал Лондонский колледж моды (London College of Fashion - LCF), имеющий в настоящее время мировую репутацию лидера по обучению, научным исследованиям и консалтингу в сфере моды.

Большую известность завоевала Новая школа дизайна Парсонса (Нью-Йорк). Предлагающая своим слушателям более 25 программ бакалавриата и магистратуры Школа широко признана как один из самых престижных университетов в мире в области искусства и дизайна. Специализированные дизайнерские школы работают в Лондоне, Милане, Париже и др.

Нельзя не упомянуть о подготовке специалистов в индустрии моды и в азиатском регионе. Признанным лидером здесь выступает Япония. Токио по праву носит титул одного из центров мировой моды, японское модное образование привлекает желающих обучиться ему со всего мира. Широко известен Колледж дизайна одежды Бунка (Bunca Fashion College), имеющий несколько факультетов, на которых можно получить образование по различным специальностям в области моды. Пользуются популярностью Токийский арт-колледж модного дизайна (Tokyo Fashion Art Colledge) и Колледж Mode Gakuen. Несмотря на то что программы обучения в этих учебных заведениях ориентированы в основном на дизайн, конструирование и технологии производства модной продукции, в программы обучения включены и элементы ведения бизнеса в индустрии моды <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о японских центрах подготовки специалистов в области моды см.: Тутатчикова Е. На что опирается японская модная индустрия, или Модное образование в Японии // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Вып. 20. 2011. С. 311 - 318.

 

Ситуация в России с подготовкой юристов - специалистов в сфере "модного" права не столь радужная, как за рубежом.

Отечественная кузница кадров для легкой промышленности - Московский государственный университет дизайна и технологии - предлагает различные направления обучения специалистов, но в этом перечне отсутствует правовая подготовка.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" имеет отделение "Индустрия моды", которое является подразделением Высшей школы менеджмента. Предлагаемая программа "Бренд-менеджмент в индустрии моды", как указано на сайте Университета <1>, предназначена для руководителей высшего и среднего звена и специалистов компаний индустрии моды, стремящихся повысить свою квалификацию, а также для тех, кто претендует на руководящие позиции в торговых и производственных компаниях. Слушателям предстоит знакомство с уникальными авторскими дисциплинами, аналога которым не существует на российском рынке образования, а также специализированными курсами, среди которых: "Структура и сегментация индустрии моды", "Маркетинговые коммуникации в индустрии моды", "Особенности Public Relations в индустрии моды", "Построение бренда в индустрии моды", "СМИ в продвижении модной марки", "Прогнозирование в индустрии моды", "Ассортиментная политика предприятий индустрии моды", "Визуальный мерчандайзинг в индустрии моды", "Современные материалы и технологии в индустрии моды".

--------------------------------

<1> URL: https://busedu.hse.ru/otd_in_modi (дата обращения: 22.08.2016).

 

Однако, как видно, правовые аспекты обеспечения индустрии моды остались за рамками предлагаемого обучения.

Некоторые отечественные вузы включают в свои учебные программы отдельные правовые курсы по вопросам правового обеспечения индустрии моды.

Так, Омский государственный институт сервиса предлагает ознакомиться с рекламой в индустрии моды и красоты, защитой интеллектуальной собственности <1>, Московская академия моды позиционирует себя как учебное заведение, где, в частности, изучают правовое обеспечение деятельности в сфере моды <2>. А вот в специализированном учебном заведении - Институте индустрии моды изучение правовых аспектов индустрии моды не предусмотрено.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.omgis.ru (дата обращения: 07.08.2016).

<2> См.: URL: https://www.mitro-tv.ru/moskovskaya-akademiya-modi (дата обращения: 07.08.2016).

 

В Московской академии образования Натальи Нестеровой функционирует кафедра индустрии моды - совместный проект Академии Натальи Нестеровой (Москва) и Международной школы маркетинга MOD'SPE (Париж). Целью кафедры является подготовка ключевых сотрудников для российских и международных компаний индустрии моды, однако в предлагаемой учебной программе правовые вопросы деятельности в индустрии моды не присутствуют <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://www.moda.nesterova.ru (дата обращения: 07.08.2016).

 

В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) кафедра интеллектуальных прав предлагает вариативную дисциплину "Защита творчества в индустрии моды" <1>. Для студентов разработаны практические рекомендации, в которых проанализированы объекты интеллектуальной собственности, используемые в индустрии моды, и даны рекомендации по распоряжению ими и их защите <2>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://msal.ru/content/ob-universitete/struktura/kafedry-vypuskayushchie/kafedra-intellektualnykh-prav/?hash=tab331 (дата обращения: 07.05.2017).

<2> См.: Интеллектуальные права в индустрии моды. Практические рекомендации. М., 2017.

 

Несмотря на то что вопросы моды стали предметом пристального изучения философов, психологов, социологов, экономистов, комплексное исследование "модного" права как активно формирующейся правовой дисциплины в российских правовых вузах не проводится. Ссылки на моду присутствуют при изучении преимущественно проблем права интеллектуальной собственности, таможенного права, но пока еще вне сферы внимания остаются вопросы правового регулирования деятельности в сфере индустрии моды, влияния на этот процесс культурных, социальных, исторических (временных) факторов, религиозных воззрений и политических интриг. А ведь мода - это область общественного диктата, формирования психологического и культурного социума. Изучение и грамотное урегулирование данной сферы - залог умелой манипуляции общественным сознанием, с одной стороны, и важная экономическая составляющая, диктующая образ жизни, внешний облик индивида, материальные приоритеты общества, - с другой.

В настоящее время выпускники зарубежных модных школ, прошедшие специальную подготовку по вопросам правового обеспечения индустрии моды, востребованы домами моды и дизайнерами и занимаются особыми проблемами, характерными для данной отрасли. Наряду с академическими юридическими знаниями от них требуется понимание характера коротких сезонов и постоянно меняющихся циклов производимого модного продукта, влияния контрафактных товаров, а также вопросов недобросовестной конкуренции. Специалисты в данной сфере хорошо осведомлены о том, что ценные активы в индустрии моды - это права не только на интеллектуальную собственность, но и на обладающие специфическими особенностями торговые соглашения, контракты и информационно-технологические системы.

О растущем интересе к изучению и популяризации "модного" права свидетельствует и тот факт, что в 2013 г. во время Парижской недели моды для объединения юристов, занятых в творческих отраслях (мода, искусство, развлечения, коллекционирование и т.д.), была создана Международная ассоциация молодых юристов - International Association of Young Lawyers. В планы этой молодой организации входит проведение семинаров, вебинаров, переговоров; публикация статей, блогов, информационных бюллетеней, книг; участие в телевизионных программах с целью распространения полезной для юристов информации, обмена идеями и накопленным опытом в правовом обеспечении дизайна, роскоши, моды, высоких технологий в сфере индустрии развлечений.

В 2014 г. в Российской Федерации появилась Палата моды. По замыслу учредителей, Палата должна объединить модельеров, экспертов в области подготовки специалистов, занятых в индустрии моды, иных лиц, участвующих в развитии моды в России. На пост почетного председателя Палаты был избран Вячеслав Зайцев. Исполнительным директором новой организации стал президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский.

В 2016 г. российская Палата моды провела первую международную конференцию Fashion Futurum в рамках Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia при поддержке Департамента культуры города Москвы. По замыслу организаторов, международная конференция Fashion Futurum была призвана выработать новый подход к моде в России. В рамках проводимых мероприятий участники конференции - ведущие мировые и российские эксперты обменялись мнениями и опытом по разным аспектам моды. Панельные дискуссии, мастер-классы и выступления международных специалистов стали своеобразными консультационными сессиями для российских дизайнеров, бизнесменов и руководителей, принимающих стратегические решения <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: https://fashionfuturum.ru (дата обращения: 24.02.2017).

 

Своя Палата моды появилась в 2016 г. в Санкт-Петербурге, ее возглавила Светлана Мельниченко, вице-президент Первого Санкт-Петербургского клуба деловых женщин. Идея создания и деятельности Петербургской палаты моды получила поддержку властных структур Санкт-Петербурга. Так, по заявлению Эльгиза Качаева, председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, "Петербург имеет все качества, все возможности стать центром индустрии моды - это великолепный город, с такой историей и своей архитектурой...

Когда-то Петр I поездил по Европе, посмотрел - и заложил модный город. Он ведь также известен как "законодатель моды". И Россия по праву может использовать Петербург как "окно в Европу" <1>.

--------------------------------

<1> URL: https://ms.onhne/opinions/O-polozhitelnom-effekte-sanktsii-i-podderzhke-rossiiskih-predprinimatelei-2016-10-18 (дата обращения: 24.02.2017).

 

2. Интеллектуальная собственность

 

Существование моды исчисляется столетиями, однако понимание моды как особого вида творчества стало распространенным только в последнее время. Когда речь заходит о сфере прекрасного, вспоминается наука, литература, музыка, живопись, но мало кто в этот перечень включает работы модельеров и дизайнеров. И конечно же еще реже речь идет о защите моды как искусства.

Но все же мода получает небольшую защиту в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности. Такое положение дел стало предметом дискуссий для правоведов.

Занимающиеся вопросами защиты моды или, более конкретно, дизайна одежды специалисты единодушны в своем убеждении, что создаваемые в индустрии моды объекты не вмещаются в рамки традиционной защиты интеллектуальной собственности и вынуждены существовать в области, получившей название "отрицательное пространство" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Raustiala K., Sprigman Ch. The Piracy Paradox Revisited // 61 Stan. L. Rev. 1201, 1202 (2009).

 

Введенный К. Раустиалой и К. Спригманом термин означает территорию, где интеллектуальные права могут регулироваться, но где случайно или по несущественным причинам такое регулирование отсутствует.

Тем не менее, несмотря на отсутствие полноценного регулирования, индустрия моды продолжает существовать.

Сегодня это отрасль с многомиллиардными доходами, основное производство в которой осуществляется крупными корпорациями.

Структура производства модной продукции может быть представлена в виде пирамиды, вершиной которой является производство изделий высокой моды (от-кутюр), по существу являющейся антитезой массового производства. Это продукция чрезвычайно дорогая, рассчитанная нередко на единственного конкретного потребителя. Кроме того, к этой высшей категории относится и высококачественная одежда, но по более низким ценам, рассчитанная на небольшой, но очень обеспеченный круг потребителей.

Второй этаж пирамиды - производство одежды по умеренным ценам, эта продукция рассчитана на широкий круг потребителей со средним и даже низким уровнем дохода, но стремящихся к приобретению модной продукции.

И, наконец, основная масса производимой продукции, отличающаяся низкой ценой, рассчитана на массового покупателя, который тем не менее следит за модными тенденциями.

Для того чтобы понять, как эта система работает и почему даже при отсутствии всеобъемлющей защиты интеллектуальной собственности ситуация не меняется, необходимо обратиться к основным положениям теории защиты интеллектуальной собственности и выяснить, совместим ли фундаментальный характер индустрии моды с этими положениями.

Интеллектуальная собственность с коммерческой точки зрения обычно рассматривается как исключительное право создателя на получение прибыли в течение определенного времени от того, что он создал. Фундаментальный принцип, на котором основано право создателя, - это возможность окупить инвестиции, вложенные в творческий процесс, и получить прибыль, что, в свою очередь, позволяет инвестировать время и усилия в развитие новых продуктов и услуг.

Современная защита результатов интеллектуальной деятельности строится, с одной стороны, на предпосылке, что никто не будет стремиться к созданию нового, если это новое может быть украдено, и, с другой стороны, на том, что для созидания необходимо финансирование, иначе у творца отсутствует стимул создавать нечто новое.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ст. 27 этой Декларации закреплено: "Каждый имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".

Создатели результатов интеллектуальной деятельности, а объекты индустрии моды - это именно такие результаты, заинтересованы в оценке и признании своих трудов. Однако вопрос о том, заинтересованы ли они в установлении строгих запретов в отношении копирования в индустрии моды, остается открытым.

С точки зрения современных исследователей, можно привести существенные аргументы как в пользу защиты прав создателей модных объектов, так и против такой защиты <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Raustiala K., Sprigman Ch. Op. cit.; Kadian-Dodov B.G. Fashion Police: Intellectual Property in the Fashion Industry. Seton Hall Law Repository. URL: https://erepository.law.shu.edu/student_scholarship/252 (дата обращения: 23.06.2016); Alexander G., Penalver E. An Introduction to Property Theory. Cambridge University Press, 2012; Schroeder J.L. Unnatural Rights: Hegel and Intellectual Property // 60 U. Miami L. Rev. 453, 457 (2006) и др.

 

В первую очередь защита интеллектуальной собственности в индустрии моды, отмечают сторонники законодательных запретов на копирование, необходима для поощрения и развития инновационной деятельности. Свободное копирование в индустрии моды приводит к недополучению прибыли, а значит, сокращению инвестиций, создает основу для исключительно утилитарного подхода к оценке интеллектуальной собственности в этой сфере. Поскольку копирование в моде обходится значительно дешевле, чем создание нового дизайна, это позволяет конкурентам незаконно извлекать прибыль из творения дизайнера, что наносит ущерб дизайнеру и обществу в целом. Общественная польза достигает максимума в тех случаях, когда изобретатели пользуются сильной защитой для развития своих идей и их воплощения в товары. Отсюда делается вывод: модельеры должны иметь правовую защиту своих творений, это будет стимулировать их на создание новых проектов, что, в свою очередь, будет способствовать процветанию и развитию индустрии моды.

Критики этой теории утверждают, что дизайнеров, естественно, не устраивает положение, при котором существует чрезмерное копирование и свободное производство, однако индустрия моды базируется на копировании, продвижение модного тренда - это результат копирования, следующее за ним падение тренда происходит опять же вследствие копирования. Именно копирование фактически стимулирует инвестиции в индустрию моды, поскольку дизайнеры высокого класса вынуждены постоянно обновлять свои коллекции, опережая своих имитаторов и создавая новые модели. Копирование становится стимулом для создания нового, оно определяет циклический характер индустрии моды, а это означает, что обычные принципы защиты интеллектуальной собственности неприменимы в полной мере к этой специфической области производства.

Крайне популярным аргументом в пользу установления защиты прав дизайнера стало обращение к учению Георга Гегеля, в частности к его теории персонифицированной собственности, изложенной в фундаментальном труде "Философия права". Философские размышления Гегеля о частной собственности позволили ему прийти к заключению, что вещи, которыми обладают индивиды, способствуют их развитию как личностей. Поэтому польза частной собственности заключается не в ее социальной значимости, а в том, что она способствует саморазвитию личности. С точки зрения сторонников гегелевской теории персонифицированной собственности, ее положения могут быть применимы и в отношении интеллектуальной собственности в индустрии моды. Так, некоторые дизайнерские разработки представляют собой не столько создание одежды как таковой, сколько результат творческого самовыражения, если, конечно, здесь возможно провести разграничение. Иными словами, для определенной категории людей одежда - это не только и не столько предмет необходимости, сколько средство самовыражения. Человек персонифицируется посредством выбора своего внешнего облика, создаваемого с помощью одежды. В этом процессе дизайнеру отводится роль создателя одежды для персонификации. Если результат его труда присваивает другой, именно он становится тем, кто идентифицируется с элементами персонификации, именно этот другой присваивает идеи и труд дизайнера. В этой ситуации, заключают сторонники теории персонифицированной собственности, правовая защита дизайнера необходима и оправданна.

Не остались без внимания и теоретические построения Джона Локка относительно естественных прав на имущество у их создателей и незаконности присвоения этого имущества сторонними лицами. В качестве основного источника этих теоретических построений используется "Второй трактат о правлении", изданный в 1689 г. Локк приходит к заключению, что право на собственность является естественным правом; при этом под собственностью Локк понимает жизнь, свободу и имущество, в том числе интеллектуальную собственность.

Применение этой теории к интеллектуальной собственности несложно. Человек - собственник интеллектуального результата, потому что он его творец. Создание интеллектуального результата - это определенный труд, и на этот результат распространяется право собственности. Локк утверждал, что люди могут владеть собственностью и использовать ее в определенных пределах, не нарушая права других. Это хорошо вписывается в современную теорию охраны интеллектуальных прав, которая носит временной и территориальный характер и исходит из общественного интереса и свободного рынка.

Однако чрезмерно упрощенный подход к применению теории Локка к интеллектуальной собственности в индустрии моды имеет отрицательные последствия. Не стоит забывать о том, что копирование - это отличительная черта индустрии моды. Вдохновение современного дизайнера питается ранее созданными моделями. С этой точки зрения становится весьма спорным утверждение, что в индустрии моды необходимо ввести защиту интеллектуальной собственности, потому что только дизайнеры должны извлекать прибыль из своих творений.

Что же происходит в индустрии моды в наши дни?

Все начинается с показа мод. Дизайнеры разных стран тратят месяцы на создание своих авторских произведений, тщательно отбирая рожденные их вдохновением образцы для создания "внешнего вида" коллекции. Не менее тщательно подбирается прическа и макияж, маникюр и обувь, которые будут демонстрировать приглашенные манекенщицы. Далее необходимо выбрать музыкальное сопровождение и задействовать общественные связи, установить контакты с рекламным агентством для привлечения внимания общественности к предстоящему показу. И наконец, после всех этих приготовлений проходит показ подготовленной коллекции на очередной Неделе моды. Такие недели устраиваются два раза в год: в феврале - для осенне-зимних коллекций, в сентябре - для весны и лета. Начинается показ с Недели моды в Нью-Йорке, затем в Лондоне, Милане и, наконец, заключительный - в Париже.

На основе дизайнерских моделей, показанных во время Недели моды, формируется модная коллекция для производства крупными корпорациями и продажи в магазинах розничной торговли.

Одновременно начинается копирование модных тенденций производителями более дешевой одежды, для того чтобы к началу нового сезона покупатель даже со средним достатком мог приобрести ультрамодную вещь.

Подобное копирование К. Раустиала и К. Спригман окрестили "парадоксом пиратства": как только дизайн продемонстрирован и разрекламирован как новая модная тенденция сезона, начинается его копирование. Однако чем большее распространение получает дизайн на всех "этажах" пирамиды, тем скорее возникает потребность у "верхушки" приобрести нечто новое. Стремление копировать работу других является фундаментальным аспектом человеческой натуры, при этом как само копирование, так и реакция на него идеально вписываются во взлеты и падения модных тенденций. Вывод, который напрашивается в данной ситуации, очевиден: копирование модных конструкций становится сильнейшим стимулом для дизайнеров создавать нечто новое и внедрять это в производство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Kadian-Dodov B.G. Op. cit.

 

В то же время основной постулат, н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: