Глава I. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ИНДИВИДА




Н.А. ШЕБАНОВА

 

Сведения об авторе

 

Надежда Александровна Шебанова - доктор юридических наук, автор многочисленных работ по гражданскому праву, международному частному и публичному праву и международному гражданскому процессу.

Неизменный интерес к вопросам права интеллектуальной собственности стал стимулом к изучению новой для российских юристов сферы правовой деятельности - правового обеспечения индустрии моды.

 

Введение

 

Изучение моды - удел утонченных интеллектуалов, приверженцев прекрасного, возвышенного и эфемерного. К ней равнодушны высококвалифицированные специалисты из сферы политики, экономики, юриспруденции, являющиеся профессионалами в вопросах анализа механизмов современного общества и его движущих сил. Вопросы моды нередко воспринимаются с иронией, а ее исследование - как нечто несерьезное, не заслуживающее обстоятельного теоретического осмысления.

Однако подобное отношение к моде и к ее серьезному научному изучению свидетельствует о том, что важность и значимость этого явления в жизни человека еще недооценены, а исследователей, рискнувших окунуться в этот необычный мир, ждут новые открытия.

И все же постижению таинств отдельных аспектов моды посвятили свои работы философы, социологи, культурологи, экономисты.

Существуют философские трактаты о моде, монографические исследования, в которых проанализированы этапы ее развития, история появления и изменения костюма, роль и значимость выдающихся создателей моды. Немало внимания уделяется изучению индустрии моды, характеристике моды как социальному и эстетическому явлению. В то же время освоение правовых аспектов феномена моды остается уделом небольшого числа юристов, специализацией которых становится изучение отдельных вопросов, связанных с правовым обеспечением индустрии производства модных товаров.

Целью данной работы стало стремление по-новому взглянуть на моду и оценить происходящие в настоящее время в этой области процессы с точки зрения права.

Термин "мода" общеизвестен, однако сформулировать, что под ним понимается, весьма непросто. Слово "мода" происходит от латинского слова modus, которое переводится как "мера, эталон, норма, стандарт, способ, манера, образ действий, форма, вид, свойство, качество, природа".

Большой энциклопедический словарь определяет моду как:

1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле мода - смена форм и образцов одежды;

2) непрочную, быстропроходящую популярность.

От англ. fashion - фасон, мода - происходит слово "фешенебельный" (fashionable) - отвечающий требованиям изощренного вкуса, моды; элегантный, изысканный, роскошный.

Понятие моды ассоциируется чаще всего с одеждой. Однако на самом деле эта категория значительно шире: мода - это определенная идеология в жизни человека и общества. Если одежда представляет собой нечто материальное, то мода - понятие абстрактное. Сущность моды определил философ Жиль Липовецки, отметив, что по сути это "социальный институт, структурированный прежде всего эфемерным эстетическим воображением" <1>. Одежда выполняет сугубо утилитарную функцию в жизни человека, мода же придает одежде определенную статусность и символику, при этом она существовала не всегда, а возникла на определенной культурной стадии развития западного общества.

--------------------------------

<1> Липовецкий Ж. Империя эфемерного: мода и ее судьба в обществе. М., 2012. С. 10.

 

Ж. Липовецки заключил, что "мода - это определенная форма социальных изменений, которая не зависит от определенного объекта. Она в первую очередь представляет собой социальный механизм, который характеризуется своеобразной краткосрочностью и большей или меньшей степенью изменчивости и влияет на весьма своеобразные сферы жизни групп лиц" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 8.

 

Его коллега Ролан Барт в исследовании "Система моды" подчеркивает, что одежда служит для моды материальным основанием, в то время как сама мода является системой значений в сфере культуры <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Свендсен Л. Философия моды. М., 2012. С. 13.

 

Философ В.И. Толстых дает более широкое определение моды, акцентируя внимание на том, что "как форма содержательная, мода одновременно есть и определенный способ связи людей в процессе их деятельности и общения и особый способ проявления сущности их взаимоотношений. Иначе говоря, она представляет собой феномен социологический, охватывающий самый широкий круг явлений общественной жизни, действующий во всех без исключения сферах культуры" <1>.

--------------------------------

<1> Толстых В.И. Мода как социальный феномен. URL: https://vneshnii-oblik.ru/socialnyyi-fenomen.html (дата обращения: 02.02.2017).

 

Исследуя исторические этапы становления моды, социолог К.Ю. Михалева пишет: "...можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что становление современной моды было опосредовано оформлением специфической идеологии, культуры поведения и созданием системы нравов, в рамках которых костюм и шире - одежда обрели символическую ценность" <1>.

--------------------------------

<1> Михалева К.Ю. Система моды. М., 2010. С. 22.

 

Однако упрощенное понимание моды, а именно интерпретация этого явления как исключительно необходимость демонстрации знаков отличия в разделившемся на социальные страты обществе, не позволяет найти ответ на более серьезный вопрос: какова роль внешнего вида в жизни индивида и не в последнюю очередь именно одежды, которая этот внешний вид преимущественно определяет? "Отчасти одежда столь странна потому, - заключает Э. Уилсон, - что она связывает физическое тело с социальным бытием, общественное с частным. Таким образом, одежда - это "область дискомфорта", ибо она заставляет нас признать, что человеческое тело есть нечто большее, чем биологическая единица. Это организм, погруженный в культуру, если угодно - культурный артефакт, границы которого размыты" <1>.

--------------------------------

<1> Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность. М., 2012. С. 19.

 

Модная одежда, таким образом, выполняет не только символическую, но и социальную, и психологическую эстетическую функцию. Она задает параметры манеры одеваться, а надевающие ее люди фактически демонстрируют свою реакцию на то, что в моде. Более того, мода позволяет продемонстрировать социальный статус - истинный или мнимый. Подражание модным стандартам элитарных социальных групп позволяет справиться с чувством неполноценности тем, кто придает большое значение положению в обществе.

Реакция общества на моду может быть также различной. Так, определенным группам лиц может быть предписано ношение единообразной одежды (униформы), отдельные виды одежды могут быть ограничены в потреблении (законы о роскоши), может быть введен запрет на ношение отдельных элементов одежды в общественных местах (ношение хиджаба в некоторых европейских странах). Строгое следование религиозным канонам нередко становится стимулом для верующих отказаться от модной светской одежды и носить то, что с точки зрения исповедуемой ими религии считается допустимым и приемлемым для добродетельного прихожанина.

И, конечно же, нельзя не упомянуть об экономической функции моды: она стимулирует продажи известных товаров и рекламу тех, которые должны их в ближайшее время заменить. Современная индустрия моды не только обеспечивает общество своей продукцией, но и формирует определенную структуру потребления.

Определенные выводы, которые можно сделать из приведенных суждений, сводятся к тому, что сегодняшняя мода - это основанный на обычаях и традициях феномен культуры, активно влияющий на все сферы человеческой деятельности. Это складывающийся в определенной среде в обществе образ жизни, следование которому носит сугубо добровольный характер.

Огромное влияние на формирование моды оказывали и оказывают искусство и культура. Имена кутюрье - модельеров, работающих над созданием высокохудожественных моделей одежды и аксессуаров к ним, получили всемирную известность, их творения вошли в историю моды. Отдельным периодам развития были присущи свои модные веяния, развитие общества и происходящие в нем изменения накладывали и накладывают свой отпечаток на внешний облик индивидов.

Не стоит, однако, считать, что современная мода формируется исключительно благодаря представителям мира прекрасного. Процессы развития моды в последнее столетие свидетельствуют о том, что мода-искусство превращается в моду-индустрию. Сегодняшняя индустрия моды - это сектор экономики, ориентированный на формирование образа модной продукции, ее производство и реализацию. В нем заняты специалисты разного профиля, но все они, будучи создателями моды, имеют право на признание результатов своего труда и их правовую защиту.

В контексте современных процессов глобализации мировой экономики индустрия моды утрачивает специфику национальной культуры и становится мультикультурной по своей сути, "приемлемой" на всех континентах. Однако кажущееся однообразие и понятность моды обманчивы. "Мода представляется явлением простым и бесхитростным, пока в тени остаются ее действительные побудительные силы и мотивы - то, что образно называют питательной почвой, по-научному - предметной средой, пока игнорируются реальные, конкретно-исторические потребности общества и личности, обусловившие появление данных модных форм. Но как только делается попытка проникнуть в истоки моды, она оказывается явлением сложным, доставляющим массу хлопот тем, кто стремится понять ее логику и своеобразие" <1>.

--------------------------------

<1> Толстых В.И. Указ. соч.

 

При этом моду нередко продолжают рассматривать как невинный эталон массового поведения, сознательно игнорируя тот факт, что этот эталон превратился в сильнейший фактор манипулирования общественным сознанием. Современная индустрия моды - это не только формирование модного продукта, это одновременно и удовлетворение потребностей массового покупателя, сформированных из навязанных модных стандартов поведения и потребления.

"Как форма потребления - чего угодно: причесок, автомобиля, бестселлера, манеры общения и т.д., - отмечает В.И. Толстых, - мода все более властно и активно проявляет тенденцию превращаться в самоцель. И как таковая охотно используется в качестве средства манипулирования человеческими потребностями "извне", чтобы подчинить индивида чуждым ему групповым интересам" <1>.

--------------------------------

<1> Толстых В.И. Указ. соч.

 

Нельзя не согласиться с философским заключением Л. Свендсена, что "мода представляет собой, возможно, одно из самых тоталитарных явлений в современном мире, которое диктует свою логику практически во всех сферах и тем самым становится всеобщим" <1>.

--------------------------------

<1> Свендсен Л. Указ. соч. С. 44.

 

Согласно современным исследованиям к продукции индустрии моды можно отнести группы товаров легкой промышленности, предназначенных для удовлетворения личных потребностей граждан. Причем это продукты, которые не только удовлетворяют эстетические потребности их владельца, но и свидетельствуют о его определенном социальном статусе.

Это в первую очередь одежда, аксессуары, парфюмерия и косметика, домашние аксессуары. В этот перечень нередко включаются и модели автомобилей, рестораны, курорты. Модным становится образ жизни, обязательным элементом которого является обладание модными товарами и потребление модных услуг. Формируется своеобразное "модное поле", нахождение на котором становится обязательным атрибутом "модного человека". "Содержанием модного поля, - отмечено в социологическом исследовании Р.Б. Курдюмовой, - является престижная современность, а модный процесс - производством символов престижной современности. Идентификация себя как "модного человека" предусматривает характерный модный габитус. Последний проявляется в склонности/несклонности к разносторонней модной деятельности, включающей мониторинг, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, посещение показов моды, выставок и т.д., в адаптации модных новинок применительно к индивиду, его символическим/телесным особенностям, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям" <1>.

--------------------------------

<1> Курдюмова Р.Б. Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ: Автореф. дис.... канд. социол. наук. М., 2005. С. 9.

 

Однако мода не является единой для всех. На сегодняшний день можно выделить три основные категории моды. Это роскошная мода, индустриальная мода и мода уличная. Самая дорогая, изготавливаемая по индивидуальным меркам - это роскошная мода, от-кутюр. Индустриальная мода характеризуется как массовый продукт, но в ней есть дорогой сегмент - дизайнерская одежда. При этом основная часть индустриальной моды - это бюджетные линии одежды, доступные для широкого потребления. Что касается уличной моды, то в эту категорию попадают модные продукты, создаваемые в различных субкультурах. Деление на категории условно, поскольку модный элемент, возникший в субкультуре, может быть впоследствии обнаружен и в роскошной моде, находка от-кутюр может вскоре распространиться на индустриальную моду и т.д.

Подобное разделение моды обязательно учитывается в производстве модной продукции. На деле индустрия моды обслуживает все категории, стараясь вовлечь в орбиту потребления своей продукции практически все население.

Будет преувеличением считать все предприятия легкой промышленности задействованными в производстве модной продукции, но следует признать, что более успешными на рынке становятся те компании, которые стараются производить продукцию с учетом модных тенденций.

В финансовом отношении компании, производящие модную продукцию, являются высокозатратными и требуют чрезвычайно крупных инвестиций, однако при грамотно выстроенной политике производства они получают миллиардные прибыли. Высокая мода уже давно перестала быть исключительно результатом творческого вдохновения гениального кутюрье, она формируется владельцами концернов и корпораций индустрии моды на основе предварительных заказов и последующего изготовления в заранее установленных масштабах исходя из уясненного спроса и возможного предложения.

Причем модной такая продукция будет недолго, суть бизнеса в сфере моды - постоянное обновление ассортимента, представляемого в качестве "последнего писка". Современная мода становится, таким образом, чрезвычайно сложным, но при этом и высокодоходным бизнесом. С экономической точки зрения это уникальная сфера, в которой цена товара не зависит от его потребительной стоимости. При грамотно организованной рекламе и пиаре <1> ценность вещи существует только в сознании потребителя и только тот период времени, когда эта вещь рекламируется как последняя новинка известного бренда.

--------------------------------

<1> Пиар (Public relations, PR) - разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.

 

"Таким образом, может напрашиваться неутешительный вывод, - отмечает К.Ю. Михалева, - что мода - это в первую очередь бизнес, а не искусство, и в ней главную роль играют деньги и финансовая успешность. Однако нужно четко понимать, что мода - это бизнес, в котором художественная ценность товара играет определяющее значение, и эту ценность определяет вся модная система. Чутье бизнесмена состоит в том, чтобы ориентироваться внутри этой модной системы, понимая, как она в результате повлияет на конечного потребителя" <1>.

--------------------------------

<1> Михалева К.Ю. Указ. соч. С. 119 - 120.

 

Индустрия производства модной продукции также неразрывно связана с другими отраслями, обеспечивающими ее жизнедеятельность. Речь идет об организациях СМИ, включая газеты, журналы и другие социальные медиа, среди которых на первое место претендует Интернет и посредством которых распространяются сведения о новых модных течениях, рекламируются и продаются модные продукты.

Поддержку и содействие модной промышленности оказывают многочисленные торговые ассоциации.

В России индустрия моды активного развития пока еще не получила. Как и в других отраслях экономики, этому препятствует отсутствие крупных инвестиций и опытного персонала, знакомого с нюансами данной сферы. Сейчас на российском рынке модных товаров господствует продукция иностранных производителей. Это преимущественно западноевропейские одежда, аксессуары, пропагандируемые элементы западной модной жизни. В то же время нельзя не отметить, что появляются и отечественные бренды, которые если и не конкурируют, то занимают свою нишу и формируют свой потребительский сегмент, обеспечивая его модными находками отечественных дизайнеров.

Проблема слабой эффективности отечественной индустрии моды обусловлена рядом причин, среди которых исследователи выделяют следующие: "Российские субъекты, ведущие бизнес в модной индустрии, создают в год не более четырех - шести коллекций одежды, а чаще всего - две коллекции, работая в рамках двух сезонов. Это, согласно нашим исследованиям, связано, с одной стороны, с неготовностью отечественного потребителя к частой смене гардероба. С другой - с тем, что российские производители не учитывают в своей предпринимательской деятельности условия модности продукта, работают несогласованно, не успевая разрабатывать, производить и распределять модный продукт в период существования мировых модных тенденций сезона" <1>. В таких условиях говорить о высокой доходности индустрии моды в России не приходится.

--------------------------------

<1> Семеркова Л.Н., Латынова С.В. Особенности предпринимательской деятельности в индустрии модной одежды // Российское предпринимательство. 2007. N 10. Вып. 2(100). URL: https://www.creativeconomy.ru/articles/12240/ (дата обращения: 03.02.2017).

 

"В то же время, как отмечают экономисты, - маркетинговые исследования показывают, что рынок индустрии модной одежды в России оценивается как достаточно емкий и постоянно растущий, причем как в столичных и крупных городах, так и в регионах. Существует спрос отечественных потребителей на модную одежду российских компаний, которые в силу своей близости к потребителям могли бы более гибко и оперативно реагировать на запросы рынка, изменение мировых модных тенденций и, находясь на территории одной страны, активно взаимодействовать на всех этапах процесса функционирования индустрии как между собой, так и с российскими потребителями" <1>.

--------------------------------

<1> Семеркова Л.Н., Латынова С.В. Указ. соч.

 

Как и любая иная отрасль, индустрия моды требует полного и всестороннего правового обеспечения. Это вопросы организации производства и выпуска продукции, созданной интеллектуальным трудом современных кутюрье и дизайнеров, регулирование особенностей трудовых отношений, взаимодействие со средствами массовой информации и многое другое. Однако основное значение в исследовании проблем правового обеспечения индустрии моды заслуженно придается вопросам защиты интеллектуальной собственности. Ведь именно вопросы авторского и патентного права стали одновременно и стимулом, и камнем преткновения в развитии индустрии моды.

В то же время изучение правовых проблем индустрии моды будет неполным, если вне сферы исследования останутся вопросы непосредственно возможности регулирования внешнего облика индивида, обязательности дресс-кодов и восприятия современным обществом традиционных религиозных одеяний.

Изучению этих и других аспектов формирующейся новой правовой дисциплины посвящена настоящая работа.

 

Глава I. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ИНДИВИДА

 

1. Современный внешний облик индивида: свободен ли выбор?

 

Российское гражданское законодательство не содержит определения "внешний облик (вид) индивида", однако в научных исследованиях, посвященных вопросам обеспечения и защиты личных неимущественных прав физических лиц, содержания и защиты субъективных прав, правовых основ неприкосновенности частной жизни, можно найти различные формулировки этого понятия. Так, Э. Гаврилов определяет внешний облик как нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения, не отчуждаемое и не передаваемое иным способом. Он же считает, что внешний облик гражданина можно именовать также индивидуальным образом, внешним видом, который идентифицирует гражданина наряду с иными личными сведениями: именем, датой рождения и др. <1>

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э. Защита внешнего облика и охрана изображения гражданина // Хозяйство и право. 2015. N 10. С. 13 - 25.

 

Определение внешнего облика дано в работе А.С. Мограбян. Автор предлагает понимать под внешним обликом "неотделимое от физического лица и индивидуализирующее его личное нематериальное благо, которое направлено на обеспечение физической неприкосновенности физического лица и включает в себя совокупность внешних признаков физического лица (цвет кожи, волос, разрез глаз, форма носа, телосложение, рост и др.), воспринимаемых окружающими как единое целое или как части целого, подверженных изменениям на протяжении жизни физического лица" <1>.

--------------------------------

<1> Мограбян А.С. Право физического лица на неприкосновенность внешнего облика: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. С. 8.

 

Понятие внешнего облика нередко отождествляется с понятием изображения, однако, на наш взгляд, между ними существует определенная разница. Если под изображением понимается зрительное воспроизведение облика физического лица различными средствами (живопись, фото-, видео- и киносъемка), причем такое воспроизведение может быть сделано как самим лицом, так и третьими лицами, то внешний облик формируется, как правило, самостоятельно его обладателем.

Внешний облик (вид) человека складывается из внешних элементов, воспринимаемых зрением. В зависимости от происхождения эти элементы могут быть классифицированы на собственные и сопутствующие. К собственным элементам внешности относятся признаки пола, возраста, расово-этнического типа, телосложения. Эти элементы даются человеку при рождении. Сопутствующие элементы внешности выбираются человеком самостоятельно в зависимости от вкуса, привычек и пристрастий. Этими элементами являются одежда и вещи, которыми человек постоянно пользуется.

Результат следования моде, потребления модной продукции - создание модного облика - внешнего вида, отвечающего неким эстетическим стандартам, принятым в обществе в определенный период времени.

Внешний вид является основной составляющей имиджа <1> современного человека, под которым понимается совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, а также как он должен при этом выглядеть. "С учетом знаковой природы имиджа, - отмечает Е.Б. Перелыгина, - его можно рассматривать как адресованное аудитории сообщение о том, что клиент обладает такими-то свойствами. Для того чтобы аудитория могла воспринять такое сообщение, оно должно быть написано на понятном ей языке, а следовательно, использовать знакомые ей символы (знаки) в их обычных значениях" <2>. В качестве таких знаков выступают внешние элементы облика индивида. Именно визуальный образ, визуальная привлекательность субъекта определяют в большей мере его имидж.

--------------------------------

<1> От фр. или англ. image, что означает "образ, облик". В современных исследованиях можно найти различные определения имиджа. В обобщенном виде имидж - это устойчивое, эмоционально воспринимаемое в массовом сознании представление о предмете или явлении.

<2> Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002. URL: https://lektsii.org/9-29544.html (дата обращения: 04.05.2017).

 

Главным сопутствующим элементом модного облика выступает одежда, которая наряду с аксессуарами (украшениями, сумкой и др.) и создает предпосылки для восприятия человека как следующего актуальным модным требованиям либо абсолютно к ним индифферентного.

Именно мода задает параметры манеры одеваться. "Даже люди, которые терпеть не могут моду, - отмечает Э. Уилсон, - носят одежду, которая отражает их реакцию на то, что в моде. Быть немодным не значит жить в другом пространстве или по-своему расставлять в нем вехи... Одеваться модно - значит, одновременно выделяться из толпы и сливаться с ней, претендовать на эксклюзивность и быть как все" <1>.

--------------------------------

<1> Уилсон Э. Указ. соч. С. 20 - 21.

 

Создание внешнего облика - прерогатива его обладателя. Человек сам определяет, что и когда ему носить, как и чем украсить свою внешность. Принятие рекомендаций по созданию внешнего облика носит сугубо добровольный характер. Непосредственно сам обладатель внешнего облика принимает решение, стоит ли ему воспользоваться услугами профессионального стилиста, визажиста, парикмахера или пластического хирурга.

Законодательное закрепление личных прав и свобод, в том числе свободы самовыражения, которая реализуется посредством создания собственного уникального внешнего облика, относится к сравнительно недавним достижениям цивилизации. Тем не менее все эти права и свободы на сегодняшний день являются объектами конституционного права.

Конституция РФ не оперирует понятием "внешний вид человека". Однако право на внешний вид можно определить на основании ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей свободу мысли и слова. В комментариях к Конституции РФ обращено внимание на то, что "под мыслями следует понимать не только мысли в узком смысле слова, но и чувства и эмоции человека, а под словами не только вербальное, но и невербальное общение между людьми, которое составляют тон голоса, внешний вид, одежда, поза, выражения лица, движения, жесты, мимика и т.д." <1>. Основанием для такого расширительного толкования понятия свободы мысли и слова послужила судебная практика ЕСПЧ <2>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М., 2011. С. 209.

<2> См.: решение ЕСПЧ по делу "Стивенс против Соединенного Королевства". 1986 г. // Маковей М. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 10. Право на свободу выражения своего мнения: прецеденты и комментарии. М., 2001. С. 8.

 

В юридической литературе по гражданскому праву внешний облик человека квалифицируется как одно из личных неимущественных прав, а объект этих прав определяется как нематериальное благо <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 124 - 135.

 

Несмотря на то что в п. 1 ст. 150 ГК РФ <1>, посвященной нематериальным благам, внешний вид не упоминается в качестве объекта, исследователи относят его к таковым в силу открытого перечня, составленного законодателем. "Внешний облик, - отмечает Э. Гаврилов, - как особое личное нематериальное благо присущ любому гражданину. Право на внешний облик гражданина относится к той же категории прав, что и права на достоинство личности, личную неприкосновенность, честь, достоинство и деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, имя гражданина" <2>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 150 ГК РФ: "Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом".

<2> Гаврилов Э. Указ. соч. С. 13 - 25.

 

Нередко, однако, право на внешний облик (неприкосновенность внешнего облика) трактуется исключительно как право на воспроизведение внешнего облика. Нарушение этого права заключается в том, что внешний облик личности воспроизводится (за исключением случаев, предусмотренных законом) без согласия субъекта, внешность которого отражена на соответствующем носителе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Б.М. Гонгало. М., 2016. С. 110; Зинин А.М. Индивидуальный облик человека как объект гражданско-правовой защиты // Цивилист. 2013. N 2. С. 34 - 36.

 

Предпочтительнее, на наш взгляд, более широкая трактовка неприкосновенности внешнего облика, когда она понимается не только как защита от незаконного его воспроизведения с последующим распространением материальных носителей изобразительной информации, но и как охрана от незаконного определения государственными органами и общественными организациями требований к внешнему облику гражданина <1>. Естественно, в данном случае речь не идет о требованиях, предъявляемых к работникам определенных профессий, которые в силу положений ведомственных нормативных актов обязаны носить определенную одежду (униформу) или же соблюдать установленный в организации дресс-код.

--------------------------------

<1> См.: Российское гражданское право. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2011. С. 458; Андреев В.К. Существо нематериальных благ и их защита // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 27 - 33.

 

Вывод, который следует из данных рассуждений, достаточно прост: человек волен самостоятельно создавать свой внешний облик, однако правильно ли утверждать, что внешний облик - это нечто, присущее человеку, создаваемое им исключительно по своему усмотрению и находящееся вне рамок регулирования? И вообще, возможно ли правовое регулирование внешнего облика индивида?

Попытки законодательного регулирования выбора одежды, имевшие место в истории развития различных стран, не увенчались успехом <1>. Ограничение стремления к индивидуальности и самовыражению посредством запрета выбора соответствующего наряда воспринимается в наши дни как пережиток нецивилизованных, несвободных обществ, навязывающих диктат в социальной и культурной сфере.

--------------------------------

<1> Об этом см. далее, в разделе "Исторический опыт законодательного регулирования потребления модной продукции".

 

Апологеты свободы самовыражения ставят знак равенства между свободой выбора платья и такими признаками идентичности, как раса, пол, религия, полагая, что все эти элементы должны быть защищены антидискриминационным законодательством. Более того, сторонники неограниченной свободы выбора одежды считают, что человек волен также и в определении своего статуса: если раньше социальная принадлежность к обусловленному кругу демонстрировалась в обязательном порядке посредством одежды, то теперь свобода выбора одежды становится стремлением отождествить себя и создать у окружающих представление о себе как о члене определенной общности, к которой индивид принадлежит или стремится принадлежать.

Исходя из определения идентичности <1> свобода выбора одежды понимается в первую очередь как свобода демонстрации своей принадлежности к определенной социальной страте.

--------------------------------

<1> Лат. identitas, англ. identity. "Свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств" (URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 19.10.2016)).

 

Итак, на настоящий момент формально индивид не ограничен в выборе одежды для самовыражения и отождествления себя с определенной общностью, однако означает ли это, что эта свобода выбора безгранична?

На наш взгляд, есть множество факторов, которые определяют и ограничивают эту свободу.

В первую очередь это моральные, религиозные, культурные традиции общества. Все эти традиции прямо или косвенно оказывают влияние на все население, несмотря на то что соблюдение этих традиций носит добровольный характер. Отступление от них провоцирует реакцию окружающих, выражающуюся в осуждении, неодобрении, порицании со стороны отдельных лиц, неприятии индивида как члена сообщества. Последнее особенно характерно для случаев нарушения религиозных предписаний в отношении внешнего облика субъекта соответствующего вероисповедания.

Таким образом, индивид самостоятельно определяет свою идентичность, но, определив ее, становится обязанным соблюдать те нормы и правила, которые сформировались в среде этой идентичности. Избираемая им одежда - это демонстрация избранной идентичности, с одной стороны, и проявление приверженности сформированным в ней правилам - с другой.

Выбирая определенную одежду и соблюдая модные стандарты поведения, индивид следует нормативным образцам, представляющим собой средства социальной регуляции. Тем самым благодаря моде происходит процесс социальной адаптации субъекта, что особенно важно для молодежи, поскольку именно в подростковом периоде, в юности человек сталкивается с проблемой освоения социальных ролей, которые он примеривает для своей будущей жизни.

Человек не рождается с полностью сформированным чувством идентичности и индивидуальности. Чувство своей уникальности и связи с другими формируется в течение длительного времени. И свободный выбор одежды играет в этом формировании не последнюю роль.

У детей осознанный интерес к одежде появляется в возрасте двух лет, и этот интерес находится под сильнейшим влиянием родителей, которые выбирают наряды для малышей исходя из своих представлений о женственности и мужественности. В возрасте от пяти до девяти лет ребенок становится более независимым потребителем. Он уже может возражать против выбора родителей и претендовать на самостоятельный выбор наряда, правда, из имеющегося в его распоряжении гардероба. В подростковом возрасте дети уже серьезно озабочены своим внешним видом и его соответствием модным тенденциям. Подростковая субкультура находится под строгим контролем индустриального общества, в котором она формируется, однако, в свою очередь, эта субкультура очень важна для детского развития и ощущения подростком себя как личности и своей принадлежности к определенной идентичности.

Сейчас уже не ставится под сомнение, что возможность самовыражения для подростка имеет терапевтический характер и не последняя роль в этом отводится одежде, которая формирует самооценку и обеспечивает чувство превосходства над окружающими.

О том, насколько сильное психологическое воздействие оказывает выбор одежды на индивида, свидетельствует и то, что на первое по важности место феминистки ставят свободу выбора одежды. И это несмотря на то, что не во всех странах женщины обладают правом голоса. Более того, феминистское движение характеризуется также тем, что его представительницы борются против ультраженственных одеяний, расценивая их как проявление сексуальной политики и как ущемление прав женщин на контроль собственного тела.

Все это лишний раз подтверждает тот факт, что, если мы не можем контролировать свой внешний вид, наша самооценка, персонификация и социальная идентичность ущемлены, однако этот контроль обязательно сообразуется с требованиями того социума, с которым обладатель внешнего



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: