Золотая Ирина Георгиевна,




ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учитель, МОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Лянтор

E-mail: zolotay62@mail.ru

Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и профессиональной деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Педагогическая деятельность учителя математики направлена на формирование умения работать на абстрактном уровне без опоры на конкретный материал, т.к. математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Возникает вопрос: как сделать предмет математики интересным, как преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики? Интерес к любому школьному предмету зависит от нескольких условий, одним из которых является использование игровых форм обучения. Игра - это творчество, игра - это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, что является неотъемлемой частью внимания. Игра дисциплинирует учащихся, заставляет контролировать каждый свой шаг [2].

Включение в урок дидактических игр и дидактических заданий, игровых заданий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое, рабочее настроение, помогает преодолеть трудности в обучении.

Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встает вопрос об их классификации. Педагогическая классификация, представленная мною, призвана стать ориентиром в многообразии игр, источником информации о них. Данная классификация не является полной и включает в себя лишь некоторые основания для классификации.

Классификация дидактических игр:

1). По цели обучения:

· обучающие,

· контролирующие,

· воспитывающие,

· обобщающие,

· развивающие (направлены на развитие личности учащегося).

2).По массовости:

· групповые (коллективные) - они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

· индивидуальные - они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития.

3).По реакции:

· подвижные, так как детям, которые подвержены быстрой утомляемости необходима «разрядка»;

· тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.

4).По темпу:

· «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

· «качественные».

5).По применяемости в учебном процессе:

· одиночные,

· универсальные.

6).По характеру деятельности школьников:

· репродуктивные,

· частично-поисковые,

· поисковые,

· творческие.

7).По форме проведения:

· игры - путешествия,

· игры-поручения,

· игры - предположения,

· игры-загадки - разгадывание загадок развивает способность к анализу,

· обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы;

· игры-беседы.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики [1]:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Примеры игр, которые можно использовать на уроках математики.

1). «Расшифруй пароль».

Данную игру использую на уроках при устном счете очень часто. На доске записываются задания и зашифрованные буквами алфавита ответы. Выполнив правильно задания, учащиеся получают пароль. Чаще слово представляет набор букв, и поэтому методом подбора отгадать заданный пароль не могут, причем количество ответов больше количества заданий.

Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»,5и 6 класс.

1).4, 75 + 0, 15; 2).3, 01 + 3, 012; 3). 7, 51 – 3, 41. 4). 17 + 14, 5;

5). 14, 5 – 2, 25;

Ответы: 6,22 – р; 4,9 – м; 10,92 – о; 6,022 – и; 3,5 – з; 12,25- а; 2,5 – н;

12, 35 –л. Пароль: миона.

2). Эстафета.

Тема «Умножение одночленов»,7 класс.

Каждой группе учащихся раздается по одинаковой карточке, которая выполняет роль эстафетной палочки. На каждой карточке даны множимое, последующие множители и окончательный ответ. Учащиеся получают задания заполнить пустые места промежуточными произведениями. Такая игра развивает умение контролировать себя, т. е. способствует развитию самоконтроля, т. к. если учащиеся получают неверный конечный ответ, они вынуждены возвращаться и искать ошибку.

Эстафета №1 “Очень длинный пример”, ( можно применять при изучении любой темы).

На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 “Собери робота”

Тема «Геометрический материал», 5 и 6 классы

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 “Каждому по примеру”, ( можно применять при изучении любой темы).

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

3). Соревнование художников «Такой разнообразный животный мир». Тема «Координатная плоскость», 6 класс.

Работу можно организовать по вариантам – на доске записать координаты точек, соответствующие 1 и 2 вариантам; индивидуально – выдать каждому индивидуальные задания на карточках; фронтально – записать общее задание на доске. Если на координатной плоскости последовательно соединить все точки, то получится определенный рисунок.

Примеры: 1).(-9; 7), (-7; 8), (-6; 10), (-3; 10), (-1; 7), (8; 1), (15; - 2),

(13; -4), (6; 0), (4; -1), (3; -1), (1; -7), (-1; -7) (1; -6), (2; -17), (0; -1),

(-2; -7), (-4; -7), (-2; -6), (-1; -1), (-5; 2),(-6; 5), (-7; 6), (-9; 7) и (-5; 8). Точки, разделенные союзом «и» не соединять. Получается птица.

2). Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности 1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то получим следующий рисунок:

Ответ: Лось

Можно идти от обратного: предложить учащимся самим сделать любой рисунок, и записать координаты вершин.

4). Устные упражнения. «Составь ряд».

Тема «Приближенные значение чисел. Округление чисел», 5 и 6 класс.

Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Оформление карточки:

Округлите до сотых:

1) 2,0567 ≈ 5) 2,0455 ≈

2) 8,7613 ≈ 6) 2,1432 ≈

3) 9,5731 ≈ 7) 5,6783 ≈

4) 1,7164 ≈ 8) 8,7658 ≈

5). Устные упражнения. «Найди ошибку».

Перед началом урока учитель записывает примеры на доске или можно проецировать на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило. Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями:

а) 0,134*1000=13,4 а) 3,2*100=0,032

б) 16,12: 4 =4,3 б) 27,18: 3 =9,6

в) 1,06 + 0,4 = 1,1 в) 2,7 + 0,03 = 2,73

г) 5,72 – 0,2 = 5,7 г) 3,61 – 0,1 = 3,6

д) 16,5: 0,1 = 1,65 д) 5: 100 = 500

Такого рода задания можно использовать и в других классах.

6) Устные упражнения. «Какое число лишнее?»

Тема «Обыкновенные дроби», 6 класс.

1. ; ; 2; ; (Лишним является число 2, т.к. оно натуральное, а все остальные – дробные).

2. ; ; ; ; ; (Лишнее число , т.к это неправильная дробь, и оно больше 1)

7).Загадки на уроках:

1).Окружность мы нарисовали,

На ней 2 точки разных взяли,

Отрезком их соединим,

Ему название дадим.

Отрезок именуют гордо.

Ведь он не что – нибудь, а…….. (хорда)

2). Хорда через центр прошла,

Важный вид приобрела,

Потому что перед нами

Круга этого ……….. (диаметр)

3). Горького перца - 30 горошин, душистого перца - 15 горошин, гвоздики - 12 штук, лаврового листа - 7 листиков. В чем же именно?

(В одном грамме)

4). С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Собака должна стоять)

5).Сколько будет 2+2х2=?

(шесть, первое действие умножение)

6). В одной руке мальчик нёс 1кг железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести?

(Одинаково)

Выводы, которые следует сообщить учащимся в заключение, после игры: лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

· Актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).

· Коллективность позволяет сплотить детей в единую группу, способную решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

· Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них), «Брейн - Ринг» (вопросы задает преподаватель), «Умники и Умницы» и любые другие.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм, приведенные в [3]:

· Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

· Каждая игра должна содержать элемент новизны.

· Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

· Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

· Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

· Игра — средство диагностики, в которой раскрываются качества ребенка.

· Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора.

Мною перечислены несколько видов игр, кроме этих игр на уроках использую « Индивидуальное лото», «Числовой фейерверк», а также игровые ситуации с героями мультфильмов и сказок в 5-х классах. Хочется отметить, что игры и игровые ситуации способствует развитию не только внимания, но и развитию познавательного интереса, воображения и мышления.

 

Список литературы:

1. Кальт Е.А.Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Электронный научный журнал «Вестник государственного педагогического университета».-2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. –https:// WWW eduhmao.ru › var/db/files/16209.matem-osh4.doc.

2. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ [Текст] / В.А.Крутецкий - М.: Просвещение, 1980.- 350с.

3. Спиваковская Т.В. Игра – это серьезно [Текст] / Т.В.Спиваковская. – М.: Педагогика, 2001. – 123с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: