О БОГОСЛУЖЕНИЯХ
Знания о богослужении избавляют от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборования) совершается только перед смертью. Однако соборуют больных душой и телом в любом возрасте и состоянии ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя, и слушающего.
В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечѐрня.
На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении Gрародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.
После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущих, на которых вспоминается сошествие Христа в ад и освобождение праведников от власти дьявола.
В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полу̀нощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором Пришествии Спасителя и о Страшном суде.
Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.
Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
|
3-й час служится в девять часов утра в воспоминание событий, происходивших в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор, и в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святой.
6-й час (полдень) — время распятия Господа, этому событию посвящен 6-й час.
Затем в храмах служится Литургия.
9-й час (три часа пополудни) — время крестной смерти Господа, этому событию посвящается девятый час.
Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:
вечернее богослужение — из 9-го часа, вечерни и повечерия;
утреннее богослужение — из полу̀нощницы, утрени и 1-го часа;
дневное богослужение — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной Литургии.
Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.
Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава.
В приходских храмах обычно службы проходят так:
1. Повечерие совершается только во время Великого поста.
2. Полу̀нощница — один раз в год, накануне Пасхи.
3. Крайне редко служится 9-й час.
4. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.
Вечеромпоследовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два - четыре часа на приходах и три - шесть часов в монастырях.Иногда перед вечерней служится девятый час.
|
Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная Литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две Литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда Литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование - «изобразительны». Это богослужение состоит из некоторых песнопений Литургии, и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы «изобразительны» не имеют.
В некоторых приходских храмах утром совершаются вместе утреня и Божественная Литургия.
Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, вечерня или часы) совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.
К богослужениям относится также чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, и правил ко святому Причащению.
Во время богослужений хор выступает от имени народа, то есть молящихся в храме мирян. В ранние века христианства все песнопения народ исполнял сам. Богослужения построены в форме диалога, когда хор от имени народа отвечает на молитвы и призывы священнослужителей.
Священник совершает богослужение от имени правящего архиерея (епископа), поэтому диакон во время службы обращается к нему «Владыко».
Литургия
|
Главным богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная Литургия. В отличие от остальных служб Литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, и обо всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном самим Господом во время Тайной Вѐчери. По времени Литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, то есть до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.
Далее описана Литургия Иоанна Златоуста, которая служится чаще всего. Литургия Василия Великого служится только десять раз в году в особые дни. Литургия Преждеосвященных Даров (Литургия Григория Великого) служится также по особым поводам.
Литургия начинается с чтения третьего и шестого часа, во время этого чтения священник в алтаре совершает проскомидию.
После проскомидии открывается завеса и Царские врата, и с великой (мирной) ектеньи начинается вступительная часть Литургии – Литургия оглашаемых или Литургия Слова.
Во время великой (мирной) ектеньи священник читает «тайно» (вполголоса) молитву первого антифона, а сразу после великой ектеньи священник громко («велегласно») произносит окончание молитвы первого антифона - возглашение славословия, и поется первый антифон (изобразительный или вседневный).
После первого антифона произносится малая ектенья, во время которой священник «тайно» читает молитву второго антифона, сразу после малой ектеньи священник возглашает славословие молитвы второго антифона, и поется второй антифон (изобразительный или вседневный).
После второго антифона хор поет Песнь Господу Иисусу Христу, затем снова читается малая ектенья и «тайная» молитва третьего антифона с возглашением священником славословия в конце ектеньи, и поется третий антифон (изобразительный или вседневный).
Во время окончания пения третьего антифона происходит вход с Евангелием (Малый вход). Библия – Великая Святыня, поэтому, когда священные книги (Евангелие, Апостол и Ветхий Завет) проносят по храму (например, на Малом входе), или поднимают перед чтением, принято поклониться, или склонить голову.
В ранние века христианства Литургия начиналась в притворе церкви, после чего Евангелие торжественно переносилось в алтарь, что позже привело к возникновению традиции совершения Малого входа.
Перед входом в алтарь священник «тайно» произносит молитву входа и благословление входа (тоже «тайно»), после чего диакон возглашает: «Премудрость, прости!». Это возглашение диакон произносит во время Литургии перед важнейшими молитвами, чтениями, призываниями или возглашениями. В данном случае возглашение диакона «Премудрость, прости!» предваряет молитву Трисвятого пения и пение «Входного».
Во время Малого входа (при входе в алтарь) хор поет «Входное ». При словах «Входного »: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…» народ совершает поясной поклон с крестным знамением.
После «Входного » хор поет положенные тропари и кондакѝ, а священник в это время «тайно» читает молитву Трисвятого пения. По завершению пения тропарей и кондако̀в диакон возглашает: «Господу помолимся», хор отвечает: «Господи, помилуй», а священник возглашает славословие молитвы Трисвятого пения: «Яко свят еси…».
Краткая ектенья «Господи, спаси благочестивыя», которая раньше произносилась про царствующую семью, заканчивается возгласом диакона: «И во веки веков», на что хор и народ отвечает: «Аминь». Диакон обводит храм и молящихся орарем (народ при этом кланяется), и начинается пение Трисвятого.
После Трисвятого диакон призывает: «Вонмем», а священник благословляет народ: «Мир всем». Народ кланяется в ответ (без крестного знамения), а чтец отвечает на благословление: «И духови твоему».
Существует правило: когда священник благословляет народ рукой или свечами, принято кланяться без крестного знамения, а если осеняет Распятием, Евангелием, образом (иконой) или Святыми Дарами, то нужно совершить поклон с крестным знамением.
Диакон возглашает: «Премудрость», и начинается чтение и пение положенного прокимена (или двух прокименов). Прокимен обычно является стихом псалма, и служит своеобразным «предисловием» к чтению Апостола («Апостол» - богослужебная книга).
Чтец произносит: «Прокимен, глас…», и сразу читает первую часть прокимена. Первая часть прокимена обычно называется просто «прокимен», а вторая часть прокимена называется «стих». Затем хор поет прокимен (то есть первую часть прокимена), чтец произносит стих (вторую часть прокимена), хор поет прокимен (первую часть прокимена), чтец произносит прокимен (первую часть прокимена), хор поет стих (вторую часть прокимена).
Когда бывают два прокимена: чтец называет глас прокимена, и читает первый прокимен (первую часть), хор поет первый прокимен (первую часть), чтец произносит стих первого прокимена, хор повторяет первый прокимен (первую часть), чтец произносит второй прокимен (полностью), хор поет второй прокимен (первую часть 2-го прокимена). Поскольку твердого правила нет, то существует практика, когда чтец читает только первую половину второго прокимена, после чего хор поет стих второго прокимена.
После прокимена и возглашения диакона: «Премудрость» чтец называет читаемый отрывок из Апостола, диакон возглашает: «Вонмем», и происходит чтение Апостола. В начале чтения Апостола принято креститься без поклона. Чтение заканчивается благословением чтеца священником: «Мир ти». Чтец отвечает на благословение священника: «И духови твоему» (то есть желает мира душе священника).
После окончания чтения Апостола священник может произнести проповедь по прочтенному отрывку.
Далее диакон возглашает: «Премудрость», и происходит чтение и пение аллилуария. В это время священник «тайно» читает молитву перед чтением Евангелия. Аллилуарий по смыслу соответствует евангельскому тексту, который будет читаться следом, и связывает чтение Апостола с чтением Евангелия. Чтец произносит: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», и называет глас аллилуария. В воскресные дни глас аллилуария не называется, так как он совпадает с гласом прокимена. Хор поет троекратное «Аллилуиа». Чтец произносит первую часть аллилуария (которая обычно называется просто «аллилуарий» или «аллилуиа»), хор поет троекратное «Аллилуиа», чтец произносит вторую часть аллилуария («стих»), хор поет троекратное «Аллилуиа». В некоторых случаях читаются, и поются два аллилуария.
На богослужениях при возгласах и пении «Аллилуиа» принято совершать поясной поклон с крестным знамением.
Аллилуарий заканчивается благословением чтеца священником: «Мир ти». Чтец отвечает на благословение священника: «И духови твоему». После чтения молитвы перед чтением Евангелия возглашения славословия нет, вместо этого диакон просит у священника благословления на чтение Евангелия: «Благослови, владыко…». Когда диакон (или священник) поднимает Евангелие перед чтением, следует поклониться или склонить голову.
Священник благословляет диакона на чтение Евангелия, призывает народ слушать Евангелие («Премудрость, прости…»), и благословляет слушающих Евангелие («Мир всем»), на что хор и народ отвечают: «И духови твоему» (народ при этом кланяется). Диакон называет книгу Евангелия (имя Евангелиста), после чего хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», а священник призывает: «Вонмем».
Диакон читает Евангелие. Народ слушает чтение Евангелия, склонив голову. В начале чтения Евангелия принято креститься без поклона. Чтение Евангелия заканчивается благословением диакона священником: «Мир ти, благовествующему», диакон отвечает на благословение священника: «И духови твоему». Хор поет: «Слава Тебе, Господи…».
После чтения Евангелия может быть произнесена проповедь по прочитанному отрывку.
Далее читается сугубая (усиленная) ектенья, во время которой священник «тайно» читает молитву прилежного моления, завершающуюся возглашением славословия после окончания сугубой ектеньи. Сугубая ектенья может содержать прошения, связанные с конкретным бедствием (войной, катастрофой). Во время прошения сугубой ектеньи «…о милости, жизни, мире, здравии…» можно и нужно помянуть про себя своих родных, благодетелей и друзей.
Молитва «…о милости, жизни, мире, здравии…» может повторяться несколько раз, если молятся за многих. Во время прошения сугубой ектеньи «…о плодоносящих и добродеющих…» может производиться сбор пожертвований.
В непраздничные дни после славословия молитвы прилежного моления и призывания диакона: «Господу помолимся!» (хор отвечает: «Господи, помилуй») читается заупокойная ектенья. В начале заупокойной ектеньи священник читает молитву (ектенью) о жертвах войн, смут, волнений и стихийных бедствий (связанную с конкретным бедствием). После первого прошения заупокойной ектеньи «Помилуй нас, Боже…» (и/или после второго прошения) диакон читает специальную ектенью о жертвах бедствий и катастроф (о конкретном бедствии). Во время прошения заупокойной ектеньи «… о упокоении душ усопших рабов Божиих…» можно и нужно помянуть про себя своих усопших родных, благодетелей и друзей. Во время (или в конце) заупокойной ектеньи священник «тайно» (или «велегласно») читает молитву о усопших, заканчивающуюся возглашением славословия: «Яко Ты еси…» (хор отвечает: «Аминь»).
После заупокойной ектеньи читается ектенья об оглашаемых, во время которой священник читает молитву об оглашенных с возглашением славословия в конце: «Да и тии в нами…» (хор отвечает: «Аминь»).
Диакон призывает оглашаемых (и не причащающийся народ) покинуть храм: «Елицы оглашении, изыдите…», и начинается следующая часть Литургии – «Литургия верных ».
Примечание: присутствие на Литургии без Причащения имеет смысл только для оглашаемых.
Диакон читает краткую ектенью из одного прошения: «Заступи, спаси…» (хор отвечает: «Господи, помилуй»), и возглашает: «Премудрость», что относится к молитве верных первой, которую «тайно» читает священник во время этой краткой ектеньи с возглашением славословия в конце ектеньи: «Яко подобает Тебе…».
Далее читается великая ектенья в сокращенном варианте (5 прошений). 4 прошения этой ектеньи не произносятся, если служит один священник без диакона. Во время произнесения этой ектеньи священник «тайно» читает молитву верных вторую. В конце ектеньи диакон возглашает: «Премудрость», что относится ко второй молитве верных, а священник возглашает славословие: «Яко да под державою Твоею…» (хор отвечает: «Аминь»).
Хор поет Херувимскую песнь (первую ее часть), священник в это время «тайно» читает молитву Херувимской песни, после чего кланяется народу (народ кланяется в ответ).
Херувимская песнь имеет своим истоком диаконское пение при перенесении Святых Даров с Жертвенника, который ранее находился вне алтаря, на Престол внутри алтаря. Перенесение Святых Даров с Жертвенника на Престол называется «Великим входом », и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть.
Примечания: Святые Дары помещаются на дискос (специальное блюдо, на которое возлагают частицы просфо̀р) и в потѝр (Святая Чаша, в которую наливают вино с водой); Престол также именуется Святой трап ѐ зой.
Херувимская песнь является своего рода музыкальным центром литургии. Это самое красивое песнопение, состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время пения первой части Херувимской песни после молитвы Херувимской песни священник кадит с молитвой Святые Дары, затем священник и диакон, взяв Святые Дары с жертвенника (диакон – дискос, священник – потир), выходят из алтаря через северные врата.
Во время проноса Святых Даров при Великом входе принято склонять голову и молить Господа, чтобы Он помянул вас и ваших родственников во Царствии Своем.
Диакон останавливается перед Царскими вратами, и произносит ектенью о предстоятелях Церкви (патриархе и епархиальном архиерее). Священник, стоя перед Царскими вратами, произносит ектенью о священнослужителях, о всех присутствующих на богослужении, и о всех православных христианах. При упоминании «братии святого храма сего» принято отвечать вполголоса «и (прото)иерейство твое», чтобы помолиться о самом батюшке.
Когда после ектеньи священник осеняет народ Святой Чашей, принято совершать поясной поклон с крестным знамением. Далее хор поет вторую часть Херувимской песни, а священник и диакон с «тайными» молитвами и каждением поставляют Святые Дары на престол. Иногда после поставления Святых Даров на престол Царские врата закрывают, и задергивают завесу.
Читается ектенья просительная, во время которой священник «тайно» читает молитву приношения после постановления Божественных Даров на престоле с возглашением славословия после окончания просительной ектеньи: «Щедротами Единородного Сына Твоего…» (хор отвечает: «Аминь»).
Далее священник благословляет народ («Мир всем» - народ кланяется), и, по призыву диакона: «Возлюбим друг друга…», происходит «целование мира» (с приветствиями прихожан друг другу «Христос посреди нас» - «Есть и будет»), а хор поет: «Отца и Сына и Святого Духа…».
Примечание: «целование мира» - это троекратное целование знакомых членов общины друг с другом со специальными приветствиями, при этом мужчины целуются с мужчинами, а женщины – с женщинами.
Диакон возглашает: «Двери, двери…», двери храма закрываются, а Царские врата и завеса открываются, если они были ранее закрыты. В современной богослужебной практике двери храма обычно не закрывают.
Народ и хор поет Символ Веры. В начале пения на «Верую…» принято крестится без поклона.
Начинается Евхаристический Канон (Святое Возношение). Святое Возношение – священнодействие Бескровной жертвы, при котором происходит пресуществление Святых Даров. Святое Возношение называется также Евхаристией (благодарением), потому что оно соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу.
На призыв диакона: «Станем добре…» хор отвечает: «Милость мира...», при этом народ совершает поясной поклон с крестным знамением.
Священник благословляет народ («Благодать Господа…»), хор отвечает: «И со духом твоим», а народ кланяется. Священник призывает народ: «Горе имеим сердца», на что хор отвечает: «Имамы ко Господу». При следующем призыве священника: «Благодарим Господа» принято совершать земной (или поясной в праздники и воскресенья) поклон.
Во время постов принято коленопреклонение от «Благодарим Господа…» до конца пения «Тебе поем…» (то есть до пресуществления Святых Даров), а некоторые верующие совершают его и в другие дни.
Пением хора «Достойно и праведно…» начинается Анафора (Евхаристическая молитва).
При пении хора «Достойно и праведно есть покланятися …» принято совершать поясной поклон с крестным знамением.
Во время Анафоры происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Это великое Таинство, поэтому нельзя разговаривать и ходить, пока не закончится евхаристический канон. В некоторых приходах двери храма во время Анафоры держат закрытыми.
Большую часть молитв, входящих в Анафору, священник читает «тайно».
После возглашения священника: «Победную песнь поюще…» хор поет: «Свят, Свят, Свят Господь…».
При возгласах священника: «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…» и «Твоя от твоих…» (Анафора продолжается) принято совершать поясной поклон с крестным знамением.
Во время пения «Тебе поем…» священник и диакон продолжают читать «тайные» молитвы Анафоры.
После пения «Тебе поем…» священник благословляет обе Святыни вместе, и совершает земной поклон. Народ совершает земной поклон вместе со священником. В этот момент происходит пресуществление Святых Даров.
После пресуществления Святых Даров священник «тайно» благословляет диакона, и произносит «тайные» молитвы о Святых Дарах, о почивших праотцах, святых и праведниках, после которых «велегласно» призывает помолиться Богородице: «Изрядно о Пресвятей…». В ответ на этот призыв принято совершать поясной поклон с крестным знамением.
Хор поет «Достойно есть…» (или «Задостойник », который поется в некоторые дни вместо «Достойно есть…»). Во время пения слов «Честнейшую херувим…» принято совершать земной поклон, или поясной в праздничные и воскресные дни. После окончания пения «Достойно есть…» или Задостойника также принято совершать земной или поясной поклон.
После нескольких «тайных» молитв (ектений), которые читает священник во время пения «Достойно есть…» или Задостойника, он возглашает «велегласно» ектенью о здравии иерархов Церкви, на что хор отвечает: «И всех, и вся». В некоторых приходах при пении «И всех, и вся» принято в подтверждение слов хора кланяться на 3 стороны.
Анафора продолжается несколькими «тайными» ектеньями, читаемыми священником, и заканчивается возглашением священника: «И даждь нам едиными усты…» (хор отвечает: «Аминь»).
После окончания Анафоры священник благословляет народ: «И да будут милости Великаго Бога…», на что хор от имени народа отвечает: «И со духом твоим», а народ кланяется.
Примечание: первоначально Анафора являлась единой молитвой Святого Возношения, произносимой священником. Более поздние вставки в эту молитву, расширив и обогатив молитву, сделали ее трудной для восприятия как единого целого.
С ектеньи просительной начинается заключительная часть Литургии Верных. Во время просительной ектеньи священник читает «тайно» молитву перед святым Причащением с возглашением в конце просительной ектеньи: «И сподоби нас, Владыко…». В некоторых приходах принято в ответ на это возглашение совершать земной (или поясной в праздники) поклон.
Народ поет Молитву Господню: «Отче наш…», а священник возглашает славословие этой молитвы: «Яко Твое есть Царство…».
Священник благословляет народ: «Мир всем», народ отвечает поклоном. Затем, по призыву диакона: «Главы ваша Господеви приклоните», народ преклоняет голову. Священник «тайно» читает молитву главопреклонения, и возглашает славословие: «Благодатию и щедротами…», и только во время окончания славословия народ выпрямляется с крестным знамением.
Священник «тайно» молится Господу о даровании Пречистого Тела и Честной Крови «Вонми, Господи Иисусе Христе…» и, после призыва диакона: «Вонмем», возглашает «Святая святым», народ в ответ совершает земной (или поясной в праздник и воскресенье) поклон.
Хор поет: «Един Свят…». Царские врата закрываются, завеса задергивается, и свещеносец ставит перед Царскими вратами зажженную свечу.
Причащающиеся миряне собираются к солее и готовятся к Причащению, внимательно слушая Причастен и молитвы ко Святому Причащению. При пении «Аллилуиа» (Причастен) принято совершать поясной поклон с крестным знамением.
В алтаре совершается Причащение священнослужителей, в это время хор поет Причастен, а затем чтец читает молитвы ко Святому Причащению (которые входят в специальный канон).
После окончания Причащения священнослужителей открываются Царские врата (народ кланяется), диакон выносит Святую Чашу, и возглашает: «Со страхом Божиим…». Народ совершает земной поклон (или поясной в праздники и воскресенье), и начинается Причащение мирян.
Перед причащением священник и все желающие причаститься читают «Верую, Господи…». При слове «Верую…» принято крестится без поклона, после окончания первой части молитвы «… во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь» следует совершить поясной поклон с крестным знамением. Слова «… помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» народ произносит вслух вместе со священником с совершением поясного поклона и крестного знамения. В конце молитвы «Верую, Господи…» народ вслух произносит «Аминь» и совершает поясной поклон с крестным знамением. Иногда, по указанию священника, молитву «Верую, Господи…» читает хором народ, так как данная молитва является именно молитвой приступающих к Причащению, а священнослужители уже причастились в алтаре.
При Причащении миряне складывают руки на груди крестообразно, правую руку поверх левой, и, подходя к Чаше, называют свое имя (данное при крещении, в церковнославянском варианте). Креститься, подходя к Святой Чаше, не следует. После Причащения надо поцеловать Святую Чашу (ее основание). Во время Причащения хор и народ поет «Тело Христово примите…».
По окончании Причащения мирян диакон троекратно возглашает «Аллилуиа», обозначая окончание Причащения. Хор поет троекратное «Аллилуиа», народ совершает поясной поклон с крестным знамением, и подходит к солее. Священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…», народ кланяется в ответ.
Хор поет: «Видехом Свет Истинный…», во время этого пения при словах «… нераздельней Троице покланяемся …» следует совершить поясной поклон с крестным знамением.
Священник «тайно» произносит: «Благословен Бог наш», возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», и крестообразно осеняет народ Святой Чашей. При этом принято совершать земной (или в праздники и воскресенья дни поясной) поклон. Священник поставляет Святые Дары на жертвенник, и при этом «тайно» произносит: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».
Хор поет: «Аминь. Да исполнятся уста наша…». При пении «Аллилуйа…» следует совершить поясной поклон с крестным знамением.
Далее диакон читает благодарственную ектенью после Святого Причащения, а священник в это время «тайно» читает Благодарственную молитву, и возглашает славословие после окончания ектеньи: «Яко Ты еси…» (хор отвечает «Аминь»).
Священник возглашает: «С миром изыдем» (ранее это был отпуст и призыв на общинную трапезу), хор отвечает: «О имени Господни». Диакон призывает: «Господу помолимся», хор отвечает: «Господи, помилуй». После этого священник спускается с амвона, и произносит молитву заамвонную, которую народ слушает, склонив голову. При словах заамвонной молитвы: «… и поклонение возсылаем…» следует совершить поясной поклон с крестным знамением.
Заамвонную молитву хор заканчивает пением «Аминь», и троекратным «Буди имя Господне…» (или «Христос воскресе…» на пасхальной седмице). Принято совершать поясной поклон с крестным знамением на каждое «Буди имя Господне…».
Примечание: на церковнославянском языке «седмица» значит неделя, а «неделя» или «недельный день» - воскресенье.
Священник входит в алтарь и «тайно» читает молитву на потребление Святых Даров.
Хор в это время может спеть 33-й Псалом. В современной приходской богослужебной практике это пение обычно пропускается.
Священник выходит из алтаря и раздает народу антидор. В современной приходской богослужебной практике, особенно в храмах с большим приходом, раздачи антидора может и не быть.
Принимать антидор следует в крестообразно сложенные ладони, правая поверх левой, потом поцеловать руку подающего антидор священника. Антидор вкушают в храме натощак сразу после Причащения, вкушение антидора не заменяет Причащение.
Священник благословляет народ словами: «Благословение Господне на вас…», народ кланяется, а хор отвечает: «Аминь».
Священник возглашает славословие: «Слава Тебе, Христе Боже…», при этом принято совершать три поясных поклона с крестным знамением.
На Пасху, в пасхальную седмицу и в отдание Пасхи вместо славословия «Слава Тебе, Христе Боже…» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых…», а хор завершает: «… и сущим во гробех живот даровав».
Хор поет: «Слава, и ныне:», трижды «Господи, помилуй» и «Благослови».
Примечание: «Слава, и ныне:» (или «Слава: И ныне:») - это сокращение славословия «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Затем священник читает отпуст, при словах: «Христос, истинный Бог наш…» принято креститься без поклона. В воскресенье отпуст начинается со слов: «Воскресший из мертвых».
В конце отпуста, когда священник благословляет народ рукой или свечами, принято кланяться без крестного знамения, а если благословляет распятием (или образом), то народ отвечает поясным поклоном с крестным знамением.
Хор поет многолетие. Царские врата и завеса закрываются, Литургия закончена.
После Литургии священник может произнести проповедь (если это не было сделано после чтения Апостола или Евангелия), и дает крест для целования.
При целовании креста нужно поцеловать стопы распятого Спасителя и руку священника. Однако при большом стечении народа целовать руку священника не принято, следует ограничиться целованием креста.
В ранние века христианства Литургия всегда заканчивалась общинной трапезой.
Всенощное бдение
Все́нощное бде́ние, или Все́нощная – соединение трех служб: великой вечерни (иногда вместо нее - великое повечерие), утрени и первого часа.
Всенощное бдение служится накануне:
– воскресных дней;
– двунадесятых праздников;
– праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе
(например, дней памяти Иоанна Богослова и Николая Чудотворца);
– дней храмовых праздников;
– любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.
Молебны
Спасителю, Божией Матери и святым, можно заказать молебен. Молебен - это частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. В нем человек или благодарит бога или прославляет Его за милости, или просит о них. Молебен может быть простой или с водоосвящением. Его можно оформить за " свечным ящиком " (церковная лавка, где продаются свечи). Если заказан молебен с водоосвящением, то надо взять с собой сосуд для Святой воды.
Святую воду приносят домой, и хранят в достойном месте. Пьют ее в небольших количествах с молитвой и благоговением. Святой водой можно кропить себя, своих детей, новые вещи, а также вещи, которые были в чужих недобрых руках.
Молебен заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях, и благословить наши добрые дела.
Например, построили вы дом или получили квартиру - нужно освятить новое жилище церковным обрядом, и поблагодарить за это Бога. Для этого необходимо обратиться лично к священнику, и узнать о возможности совершить этот обряд в вашем жилище, и о возможном времени совершения. Если нет такой возможности, то, после совершения молебна в Храме, сами окропите с молитвой свой дом. Кропя каждую стену крестообразно, надо произносить: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Можно прочитать молитву "Да воскреснет Бог".
Отправляясь в дальнюю дорогу, также не забудьте испросить Божьего благословения в добрый путь - есть молебен и на этот случай.
Во время молебна можно освятить иконы, нательные крестики и другие предметы, но об этом надо сказать священнику до молебна. Иконы и кресты освящаются особой молитвой, и окропляются святой водой. До освящения святые образа, хотя и посвящены Богу и Божественному, и, в некотором смысле, уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее, остаются изделиями рук человеческих. Чин освящения очищает эти изделия, и сообщает им Церковное признание и благодатную силу Святого Духа.
Службы по усопшим
В Церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны). Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать их причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном.
В случае смерти близкого человека можно заказать панихиду, то есть моление об умерших. Панихиды совершаются в доме, где находится тело умершего, в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться в церковную лавку ("свечной ящик") или к священнику.
Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч.) - "усиленное моление". Эта служба короче панихиды. Ее также совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле, и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды.
Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить, и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Рис смешивают с медом, изюмом и сухофруктами. Можно украсить кутию сверху, например, выложив изюм в виде Креста.
Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и тому подобным.
Молебен, панихида - это не самое главное. Для христианина важнее подать записки (лучше с просфоро̀й) о здравии или об упокоении к Божественной Литургии, и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая служится перед Литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфора̀ми. Священник читает записки, и вынимает "поминальные" частицы из просфо̀р. В конце обедни про̀сфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можно потом взять. Про̀сфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней, и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол, и не была попрана ногами.
Часы