Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 г. Челябинска»
454013, г. Челябинск, ул. Сахалинская, д.20, тел. (351)721-22-59, е-mail: mdoudsHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"_36@HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mdouds_36@mail.ru"ru
Неделя психологии
" Путешествие в мир добра и толерантности "
Подготовила:
Бурова Ирина Вячеславовна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
МАДОУ «ДС № 36 СП г. Челябинска»
В нашем детском саду в рамках акции «Мир добра и толерантности» была проведена тематическая неделя психологии "Путешествие в мир добра и толерантности"
Основные рабочие принципы Недели психологии были следующие:
- неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
- необходимо использовать разнообразные виды работы, для стимулирования интереса воспитанников к теме;
- мероприятия недели должны охватывать весь детский сад;
- неделя проходит по утвержденному плану.
Цель: Содействовать формированию у детей и взрослых культуры толерантности, желания понять себя и окружающих их людей, а также конструктивных способов взаимодействия друг с другом.
Задачи:
1. Расширить представление воспитанников и педагогов детского сада о понятии «толерантность»;
2. Содействовать воспитанию межличностных отношений в духе принятия, понимания, признания;
3. Провести психологические игры, занятия, акции, тренинги, конкурсы позволяющие всем участникам образовательного процесса получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения.
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала воспитанников.
Обучающие:
5) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
Участники:
Все участники образовательного процесса: воспитанники, воспитатели, учителя-логопеды, психолог, родители воспитанников.
Предварительная работа:
1. Подготовка объявлений для родителей о предстоящем «Дне психологии в детском саду».
2. Консультирование педагогов по поводу участия в «Недели психологии в детском саду».
3. Подготовка материалов для психологических акций и тренингов.
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: консультации, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Уточняются основные направления работы с воспитанниками и педагогическим коллективом и составляется план.
План работы.
1. Оформить помещение детского сада. Разместить:
- информационные стенды, плакаты, изречения, раскрывающие понятие « толерантность»;
- объявление о неделе психологии;
- план недели психологии;
- рисунки, выполненные воспитанниками на тему «Толерантность».
2. Оформить «Уголок психолога » для проведения акций
3. Провести работу с педагогическим коллективом:
- выступить на педсовете с целью введения педагогов ДОУ в тему недели психологии;
4. Организовать работу с воспитанниками.
5. Подвести итоги недели психологии.
Неделя психологии проходила 4 дня.
Каждый день имел свой девиз и нес определенные воспитательные задачи. Для достижения поставленной цели использовались различные формы работы:, акция, выставка, конкурс, просмотры клипа, презентаций, путешествия.
Первый день.
Тема дня: «Толерантность и доброта».
Утром было торжественное открытие недели психологии, в котором принимали участие дети всех возрастных групп с педагогами.
В этот день стартовал форум: «Что такое доброта?» - в холле детского сада был оформлен стенд, на котором каждый участник форума (родители воспитанников, сами воспитанники, сотрудники, гости) имели возможность поделиться своими мыслями, рассуждениями, которые они могли оставить на «стене доброты».
В подготовительных группах педагог-психолог провел тематические беседы с элементами тренинга 6»Все мы разные, но очень дружные»
Второй день.
Тема дня: «Спешите творить добро!»
В этот день мы приглашали сотрудников, родителей воспитанников и сами воспитанников принять участие в акции: «Река мира и добра», целью которой, было формировать у взрослых и детей стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, ведь доброта, милосердие, радость переживания за других людей создают основу человеческого счастья и дружбы между народами. Всем участники смастерили кораблики и на лестничные пролеты были оформлены в виде реки с корабликами, на которых написаны пожелания миру, стране, бездомным животным, людям-инвалидам, семьям и детскому саду. Эта акция позволила почувствовать всех единым целым, вызывая неподдельный интерес к теме толерантность. Данная акция отлично подошла для «Недели толерантности», задавая ей живой и праздничный настрой.
Дети старших и подготовительных к школе групп проводилась акция – «Добрые дела). Ребята подготовительных групп помогали малышам одеться на прогулку, собрать игрушки, показывали театрализованные сказки.
Воспитанники средних групп приняли участие в мастер-классе: «Медальончик хорошего настроения». В старших группах прошли игровые занятия: «Дом доброты» и «Твори добро».
Так же в этот день мы традиционно провели для сотрудников детского сада акцию - «Тайный друг». Творческой группой были изготовлены конверты для каждого сотрудника, которые участники акции наполняли добрыми пожеланиями.
Третий день.
Тема дня: «Прекраснейшая музыка души – это доброта, добрые дела и слова!»
В это день в детском саду во всех группах прошла праздничная акция: «Самая «бантичная и галстучная группа», ребята и сотрудники пришли нарядные. Девочки с бантами, мальчики в галстуках. Состоялся веселый парад всех участников акции. День бантиков и галстуков это психологическая акция воспитания дружеского отношения друг к другу, развития творческого мышления. Весь день ребята были в хорошем настроении, они с увлечением демонстрировали свои бантики и галстуки. Каких только бантиков не было! Бантики из атласных ленточек, бумаги, заколок, из Лего-конструктора. Были прекрасные воздушные банты из вуали.
Не отставали и мальчишки. Галстуки разного размера и цветаВ этот же день воспитанники всех групп вместе с педагогами изготовили эмблемы недели толерантности.
Педагог-психолог провела тренинг для педагогов: « Толерантность – искусство жить вместе, или Вы все сможете».
Четвертый день.
Торжественное закрытие недели психологии. Подведение итогов, награждение победителей акций. Вручение грамот и призов.
Выводы:
Цели, поставленные в работе «Недели толерантности» выполнены. Неделя была насыщенной и интересной. Считаем, что данный проект является сильным воспитательным мероприятием, где дети и родители познакомились с понятием толерантность. Родители быстро и активно включились в мероприятие. Развивающая среда групп пополнилась продуктами данного проекта (фотографии, поделки и рисунки, выставки, эмблемы. Конечно тема толерантности - очень серьезная тема, она позволила в короткие сроки ощутить огромный эффект воздействия доброго слова и улыбки на душу каждого человека. Этот проект вызвал большой интерес у всех участников!
Торжественное открытие недели психологии
Психолог: Ребята, вы знаете, для чего мы с вами здесь сегодня собрались?
(Нет). Я вам сейчас расскажу!
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в «Мир Добра и Толерантности» под девизом: «Мы разные, но мы вместе!» и постараемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность ».
Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность ». Что же мы понимаем под словом «толерантность »?
Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка: уважение; терпение; сотрудничество; сострадание; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Психолог: Ребята, а вы как понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»? (Дети высказывают свои мысли)
Психолог: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики.
А теперь встаньте, пожалуйста:
- Мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы.
- А сейчас встаньте те – кому уже 4 года, 5 лет, 6 и 7 лет!
- Встаньте те – кто любит есть конфеты, мороженое!
- Встаньте все те, кто умеет читать
- Любит кататься на каруселях.
- Любит смотреть мультики.
- Любит мороженое.
- Любит играть.
- Мечтает полететь в космос.
- Любит животных.
- Любит вкусно поесть.
- Кто любит танцевать.
Подумайте, какие мы?
(Дети дают ответы; подводим их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)
Психолог: Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.
Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Добра и Толерантности. Хотите оказаться в этой стране? Нас ждет волшебный автобус. Занимайте места (дети садятся, звучит музыка).
Психолог: В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.
Психолог: Вот и оказались мы в городе Доброты. Этот город необычный, туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (Дети отвечают)
Психолог: А того человека, который использует в своей речи такие слова, можно ли назвать толерантным? (Ответы детей)
Психолог: Все эти слова можно объединить в одно слово – толерантность. Вот такое новое слово мы с вами сегодня и узнали.
Психолог: Ребята, есть в нашей жизни люди, которые не могут, как мы играть, бегать, прыгать и веселиться – люди инвалиды. Среди детей тоже есть – дети с ограниченными возможностями здоровья. Им бывает очень грустно и одиноко. Предлагаю вам посмотреть мультфильм про мальчика Диму (показ мультфильма).