Характеристика соревновательной и тренировочной деятельности в футболе.




Важное место имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. С первых шагов обучения спортивной игре начинается воспитание соревновательных качеств. Здесь важную роль играет, конечно же, тренер. Для начала, к примеру, детей приучают к игровой деятельности, потом к соревновательной и уже в конце к игровой соревновательной. При всем при этом соревнованиям и спортивной игре предшествуют подвижные игры и соревнования по технической и физической подготовке и безусловно подготовительные игры к спортивной игре.

Досконально учитываются требования в процессе подготовки к соревнованиям, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, что обусловливают ее эффективность. Важнейшее место имеет учет условий, где протекает соревновательная деятельность спортсменов: климатические и географические условия регионального компонента, условия проведения встреч с конкретными соперниками, состав соперников, характеристика зрителей, особенности судейства и др.

Подготовка всей команды и каждого отдельного игрока проводится непосредственно с учетом игры с конкретной командой соперника, в той или иной ситуации, с конкретным соперником. Используются для этого данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, где тактический план ведения игры, является итогом. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».

Именно перед встречей проводится «установка на игру», где определяются варианты замен, стартовый состав. Каждому игроку дают задания и определятся программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т.д.).

Непосредственно на встречи тренер наблюдает за игрой и анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т.д. Именно для этого имеются перерывы в игре в его распоряжении в соответствии с правилами соревнований. Искусство тренера обращения с игроками, его поведения кардинально влияют на исход встречи.

После того как встреча закончена, тренер организует разбор игры. Здесь используются результаты наблюдений за действиями спортсменов в игре, а также анализ технического протокола игры и даже просмотр видеозаписей игры. Абсолютно все данные сравниваются с первичными и планируемыми и делаются соответствующие заключения. Опираясь на выполнение тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют слабые и сильные стороны в действиях игроков и оцениваются отношение спортсменов к игре. В следующих тренировках, с одной стороны, исправляются обнаруженные ошибки, а с другой стороны, учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.

Общий итоговый анализ проделанной работы, делается уже непосредственно в завершении соревнований. Там раскрываются вопросы уровня подготовки команды к соревнованиям и обзор всех данных результатов соревновательной деятельности. Обще составляющая оценка безусловно будет зависеть от самого характера этих соревнований. Поэтому если это является основным на этот данный сезон, то основным критерием здесь является то, которое заняла команда, в сравнении с местом, которое было запланировано получить. Если это подводящее, то основным критерием тут будет являться достижение, которое было установлено на данный момент модельными показателями по всем главным параметрам этой 9 соревновательной деятельности.

Соревнования в футболе являются абсолютно главным средством подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля на уровне подготовленности и т.д. На рабочие потенциалы организма футболистов, большое влияние оказывает соревновательная деятельность. Только в ней наблюдаются максимальная скорости движений и действий, а также проявление максимальной силы и выносливости, координационная сложность.

Участие в соревнованиях позволяет футболистам сравнивать свои силы с силой соперника, а тренерам определять самых подготовленных игроков, которых необходимо использовать в командных матчах. Соревновательная деятельность предъявляет достаточно высокие требования к принятию решений, которые позволяют достигнуть оптимальный результат.

Главными и основными закономерностями принятия решений в футболе являются:

1. Это восприятие информации в условиях противодействия соперника;

2. Это принятие решений в условиях лимита времени и дефицита пространства;

3. Это реализация принятого решения в условиях противодействия со стороны факторов внешней среды, соперника, деятельности партнеров, судей.

За последнее время достаточно выросло внимание к модельным характеристикам соревновательной деятельности. Связано это прежде всего с определением общей стратегии подготовки: выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, вне тренировочных факторов и т.д.

К модельным характеристикам в футболе относятся:

1) эффективность защитных и атакующих действий;

2) активность защитных и атакующих действий;

3) разнообразие защитных и атакующих действий.

В футболе регистрируются 12 технико-тактических показателей такие как:

- передачи мяча – короткие, средние и длинные (вперед, поперек и назад);

- ведение, обводка, перехват;

- игра головой;

- удары по поворотам – ногой и головой.

В настоящее время в нашей стране разработана стройная система соревнований по футболу, которая включает в себя поэтапность, последовательность, а также чередование соревнований различного уровня и ранга. Соревнования проводятся и планируются исходя из календарных игр для каждой группы.

Все соревнования с учетом решаемых задач можно разделить на вспомогательные и основные.

К основным видам отнесем: первенства и чемпионаты, розыгрыши кубка, отборочные официальные соревнования.

К вспомогательным видам: показательные игры, учебные двусторонние игры, товарищеские игры, контрольные игры.

Именно контрольные игры в футболе проводят для подготовки команды к календарным соревнованиям и для проверки готовности футболистов к данным соревнованиям.

Контрольные игры, проводятся с соперниками из своего дивизиона, своей лиги или с более сильными командами. Безусловно приветствуется участие в турнирах с командами, которые используются различные системы построения игры. Когда проводятся контрольные игры желательно делать видеозапись игры. Это позволит при разборе более конкретно проанализировать недостатки и достоинства и отдельных игроков, и команды в целом. В контрольных играх делается упор на использование ранее изученных групповых и командных действий в зависимости от тактического построения соперников. В ходе контрольных игр совершенствуются 11 различные комбинации, как в игровых эпизодах, так и при стандартных положениях (угловые удары, выполнение штрафных и свободных ударов). В контрольных играх совершенствуются те взаимодействия, которые будут использоваться в ходе календарных матчей.

Проведение контрольных игр с командами из своей группы позволит: 1) наиболее тщательно изучить сильные и слабые стороны будущего соперника;

2) на будущие игры наметить тактический план;

3) проверить степень готовности и отдельных футболистов и команды в целом к предстоящим соревнованиям;

4) внести необходимые коррективы в подготовку команды;

5) апробировать новейшие тактические задумки;

6) ввести в заблуждение соперника, используя различные тактические варианты построения игры.

Целесообразно большую часть игрового времени в контрольных играх проводить с составом футболистов, что будут непосредственно участвовать в календарных матчах. При этом будет совершенствоваться взаимодействие игроков в максимально приближенных к соревнованиям условиях. Календарный сезон в футболе для команд различной квалификации и возраста достаточно разный. В среднем 50-60 матчей за сезон проводят лучшие из игроков. Каждый матч требует от футболистов максимального проявления морально-волевых и физических качеств.

Подготовка к календарному матчу начинается с изучения соперника.

Тренер собирает и анализирует сведения о сопернике, опираясь на разные источники, такие как средства массовой информации, рассказы очевидцев, мнения специалистов, результаты уже прошедших матчей и т.д.). Особое внимание, как правило, уделяется и построению игры, и действиям наилучших игроков, а также способам организации атаки и обороны. Тренеру очень важно знать степень подготовки своих футболистов, чтобы в дальнейшем верно наметить основные направления в выбранной им тактике командной игры. При изучении соперника, в план игры тренер включает и игровые и стандартные комбинации, а также безусловно определяет способы нейтрализации неких атакующих действий противника. Определяя задания игроков в отдельности, непосредственно должны учитываться возможности соперников. План тактики на будущую календарную игру важно обсудить со всеми игроками, ведь каждый из них может внести поправки и предложения. Затем проигрываются основные моменты плана на игру, на тренировках и взаимодействия между футболистами безусловно совершенствуются в максимально приближенных к игровым условиям, где группа игроков выполняет роль соперника.

Зачастую именно в день игры тренер дает установку на игру. Проводится она за 1-2 ч до начала игры и может продолжаться минут 20-25. Во время установки тренер говорит о значении предстоящей игры, о положении команд в турнирной таблице и объявляет состав команды. Он описывает и тактический план на игру, а также дает задания отдельным игрокам и некоторым звеньям. Отталкиваясь от предлагаемых действий соперника тренер должен уделить внимание, в плане на игру, возможным изменениям в процессе матча.

Разбор уже прошедшей игры обычно проводиться через день после матча и в ходе разбора тренер анализирует действия своих футболистов в отдельных эпизодах игры и в групповых, командных взаимодействиях. Тренер должен отметить положительные моменты в ходе игры, оценить степень выполнения футболистами установки на игру. При разборе тренер заостряет внимание игроков на причинах невыполнения ими предложенных заданий. Для достижения значимого эффекта при разборе игры тренер должен сделать все возможное, чтобы футболисты принимали непосредственное участие в разборе игры. В конце разбора тренер делает выводы и намечает пути для совершенствования подготовки футболиста.

Таким образом, в процессе физического воспитания футболистов применяются как общепедагогические методы, так и специфические, которые основываются на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесные и сенсорные методы.

Соревновательный метод используется как в непосредственно как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельного упражнения на занятиях, так и в самостоятельном виде в контрольно[1]зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – это сопоставление сил, которые занимаются в условиях упорядоченного соперничества за высокое достижение или первенство.

При решении разнообразных педагогических задач, применяется соревновательный метод. Это, прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально[1]волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Применять данный метод рекомендуется после специальной предварительной подготовки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: