Методическая разработка.
«За здоровьем в детский сад»
автор: Богдан В.В.
должность: инструктор по
физической культуре.
Методическая разработка «За здоровьем в детский сад»
Тематическая утренняя гимнастика
Данная разработка может быть полезна работникам системы дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.
Важнейшей задачей ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни. Большую роль в решении этой задачи отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня.
Существенную роль в оздоровлении организма ребенка и в формировании привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит утренней гимнастике.
С целью развития интереса к утренней гимнастике в детском саду, усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, формы утренней гимнастики нужно и важно варьировать, менять, составляя комплексы из ранее разученных физических упражнений в непосредственно образовательной деятельности детей.
Учитывая психологические и физические возможности детей дошкольного возраста, зная, что детям очень нравится играть, имитировать и подражать движениям животных, я сочинила слова и подобрала под них движения для проведения утренней гимнастики.
Результативность использования предложенной мною формы утренней
гимнастики: Создаётся радостный эмоциональный подъём «пробуждения» организма ребенка, воспитывается привычка к ежедневным физическим упражнениям, развиваются все группы мышц, координация движений, сила. Использование художественного слова повышает эффективность выполнения физических упражнений и положительного влияния на весь организм. Высокая моторная плотность и физическая нагрузка
|
Цель утренней гимнастики: создание условий для оздоровления организма посредством выполнения комплекса физических упражнений.
Задачи утренней гимнастики:
Образовательные:
-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;
Развивающие:
-способствовать развитию у детей координации сенсорных систем;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- способствовать развитию у детей двигательной, слуховой, долговременной памяти;
- создать условия для развития распределения и переключения внимания;
- способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;
Тематическая утренняя гимнастика «Спортсмены»
Подготовительная группа
Части занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Дети входят в зал. Воспитатель. Добрый день, ребята. Мне приятно видеть вас веселыми, улыбающимися, подтянутыми. Сегодня мы поговорим о разных видах спорта. Спорт, ребята, очень нужен, Мы со спортом крепко дружим! Итак, мы отправляемся на стадион. * Ходьба в колонне с поворотами в углах. * Ходьба на носках, пяточках. * Обычный бег. * Бег с захлестыванием. * Ходьба обычная. Перестроение в три круга. | 15 секунд 5 метров 20 секунд 15 секунд 15 секунд | |
Основная часть (п. 2.6 ФГОС ДО) | Воспитатель. Вот мы и на стадионе. Здесь тренируются спортсмены, и вместе с ними тренироваться будем мы. 1. «Спортсмены на тренировке». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад 5 раз - пауза. 2. «Штангисты» Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки. 1-2 - с силой поднять руки вверх, разжать кулаки. 3-4 - вернуться в исходную позицию. 3. «Атлеты» Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе. 1- 2 - правую (левую) ногу отвести в сторону - верх, держа голову прямо. 3-4 - вернуться в исходную позицию. 4. «Гимнасты» Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1-3 - присесть, разводя колени в стороны; спина прямая. 4 - вернуться в исходную позицию. 5. «Пловцы» Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком. 1-2 - поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться. 3 - 4 - вернуться в исходную позицию. 6. «Футболист» Исходная позиция: лежа на спине, руки в стороны. 1 - согнуть в колене правую ногу, 2- 3 - бить правой ногой по воображаемому мячу. 4 - вернуться в исходную позицию. Повторить движения левой ногой. 7. «Оздоровительный бег» Исходная позиция: основная стойка. Бег на месте, высоко поднимая колени 8. «Отдохнем» Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены. 1-2 - поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими. 3-4 - медленно вернуться в исходную позицию. | Повторить 5 раз. Повторить 10 раз. Повторить по 5 раз каждой ногой. Повторить 8 раз. Повторить 8 раз. Повторить по 5 раз каждой ногой. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой. Повторить 7 раз. | Показ воспитателя. Темп умеренный. Указание детям: «Голову не опускайте, следите за спиной». Темп умеренный. Объяснение педагога. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Указание детям: «Ногу поднимайте выше». Темп медленный. Показ воспитателя. Указание детям: «Туловище вперед не наклоняйте». Темп умеренный. Показ ребенка. Темп умеренный. Индивидуальные указания. Помощь. Показ ребенка. Темп медленный. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Перестроение в одну колонну. * Ходьба обычная с изменением положения рук. * Ходьба обычная. Во время ходьбы произносить скороговорку: «Филимон на футболе в одной футболке». Дети возвращаются в группу. | 20 секунд 40 секунд | Сначала произнести скороговорку медленно, затем быстро. |
|
|
«Спортивные животные» старшая группа
Части занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Дети входят в зал. Педагог показывает детям картинку, на которой изображены дикие животные (белка, заяц, волк, лиса, медведь) Воспитатель. Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию и скажите, каких животных вы на ней видите? (Диких животных.) Действительно, это дикие животные. А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.) Давайте сегодня в упражнениях покажем некоторых диких животных. Наши животные будут спортивными, потому что они хотят быть здоровыми. * Ходьба обычная в прямом направлении с поворотом кругом. * Ходьба на носках. * Бег трусцой друг за другом. * Бег с выбрасыванием прямых ног вперед. * Обычная ходьба. Построение в две колонны. | 2 раза. 20 секунд 20 секунд 20 секунд 20 секунд | |
Основная часть (п. 2.6 ФГОС ДО) | 1. «Ловкая белка» Исходная позиция: основная стойка. 1 - наклонить голову вправо, руки на пояс. 2 - вернуться в исходное положение. 3 - наклонить голову влево, руки на пояс. 4 - вернуться в исходное положение. 2. «Шустрый заяц» Исходная позиция: стоя, ноги шире плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны. 2 - вернуться в исходную позицию. 3. «Быстрый волк» Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе. 1 - поднять правую прямую ногу вперед. 2 - махом отвести правую ногу назад. 3 - снова поднять вперед правую ногу. 4 - вернуться в исходную позицию. 4. «Полюбуемся зверями» Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. 5. «Ловкая лисица» Исходная позиция: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята. 1-2 - выгнуть спину, опустить голову. 3-4 - вернуться в исходную позицию. 6. «Неуклюжий медведь» Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - повернуться на правый бок, прижать ноги к животу. 2 - вернуться в исходную позицию. 3 - повернуться на левый бок, прижать ноги к животу. 4 - вернуться в исходную позицию. 7. «Мы рады зверям» Исходная позиция: основная стойка. Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой. | Повторить 6 раз. Сначала выполнять медленно, затем темп умеренный Повторить 6 раз. Темп умеренный Повторить действия другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой. Темп быстрый. Повторить 6 раз. Повторить 6 раз. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный Повторить 3 раза по 20 подскоков. | Указание детям: «Резких движений головой не делайте». Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «При наклонах ноги в коленях не сгибайте». Показ и объяснение воспитателя. Показ воспитателя. Указание детям: «Сильно выгибайте спину». Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «Сильно прижимайте ноги к животу». |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Перестроение в колонну по одному. * Бег за направляющим в быстром темпе по кругу (20 секунд). * Бег врассыпную с остановкой и выполнением задания «Изобрази животного». * Ходьба обычная. | 20 секунд 3 раза. 30 секунд |
«Хотим быть всегда здоровыми» средняя группа
Части занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Дети входят в зал. Воспитатель. Ребята, вы хотите быть стройными и красивыми? (Ответы детей.) Для того чтобы быть стройным, нужно помнить о правильной осанке, когда вы ходите, сидите за столом, стоите, лежите. Сегодня наша зарядка так и называется «Хотим быть всегда здоровыми». Выполняйте все упражнения правильно, запоминайте их. Постарайтесь выполнять эти упражнения дома с родителями. *Ходьба в колонне по одному. * Ходьба на носочках, руки на поясе, локти отвести назад. * Медленный бег в колонне по одному. Руки к плечам, локти отвести назад * Ходьба на внешней стороне стопы Построение в круг. | 15 секунд 10 секунд 15 секунд. 15 секунд. 15 секунд. | |
Основная часть (п. 2.6 ФГОС ДО) | 1. «Поздоровались». Исходная позиция: основная стойка. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. 2. «Наклонись». Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки за головой, локти отвести назад. Наклонить туловище влево. Вернуться в исходную позицию. Наклонить туловище вправо. Вернуться в исходную позицию. 3. «Велосипед». Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, приподнять, имитировать движения велосипедиста (5-6 секунд). Вернуться в исходную позицию. 4. «На пляже». Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком. Выпрямить руки, прогнуть спину. Вернуться в исходную позицию. 5. «Попрыгаем». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. 8-10 подскоков, поворачиваясь вокруг себя. | Повторить 6 раз. Темп умеренный. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Повторить 4 раза. Повторить 5 раз. 10 секунд | Указания об осанке. Показ ребенка. Указание о высоте подъема ног. Показ и объяснение воспитателя. Указание о высоте и легкости прыжка. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Воспитатель. А сейчас покажите, какие ловкие у вас ноги. Упражнение «Переложи шишки ногой из одной кучки в другую». Воспитатель. Встаньте, примите правильную осанку и выполните еще одно интересное упражнение. Встаньте к стенке. Затылок, лопатки, пятки должны касаться стены. Сделайте шаг вперед, сохраняя то же положение тела. Вернитесь к стенке. Воспитатель. Вот такая красивая прямая спина у вас должна быть всегда. Дети возвращаются в группу. | Повторить 1 раз. Повторить 3 раза. | Указание детям: «Не помогайте себе руками». |
«Веселые обезьянки» Младшая группа
Части занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Дети входят в зал. Ребята, вы хотите поиграть? Дети. Да! Воспитатель. Смотрите, кто к нам пришел в гости! Под веселую музыку в зал вбегает обезьянка, здоровается, приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки. * Ходьба в колонне * Ходьба приставным шагом вперед. * Бег врассыпную * Ходьба по кругу Построение в круг. | 15 секунд 15 секунд 20 секунд 15 секунд | |
Основная часть (п. 2.6 ФГОС ДО) | 1. «Обезьянка приветствует ребят». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Вернуться в исходную позицию. 2. «Ленточки к плечам». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, в руках ленточки, руки в стороны. Руки с ленточками поднять к плечам. Вернуться в исходную позицию. 3. «Обезьянка играет с ленточками». Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опушены. Подуть на ленточки. На счет 1, 2-вдох. На счет 1,2,3, 4-выдох. 4. «Обезьянка показывает ребятам ленточки». Исходная позиция: сидя на пятках, руки с ленточками за спиной. Встать на колени. Повернуться направо, руки вытянуть вперед. Вернуться в исходную позицию. Повернуться налево, руки вперед. 5. «Обезьянка спрятала ленточки». Исходная позиция: лежа на спине, руки с ленточками подняты над головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, спрятать ленточки под коленом. Вернуться в исходную позицию. Те же движения под другой ногой. Вернуться в исходную позицию. 6. «Обезьянке весело с ребятами». Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе. 6-8 подскоков чередовать с ходьбой. | Повторить 5 раз. Темп медленный. Повторить 4 раза. Темп умеренный. Повторить 4 раза. Темп медленный. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный Повторить 2 раза. | Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «Выпрямите спину». Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха». Указание детям: «Следите за движениями рук». Индивидуальные указания. Поощрения. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) | Ребята показывают обезьянке, какие упражнения они могут выполнять с ленточками. * Ходьба по кругу с различным положением рук (ленточки к плечам, за спину, в стороны) Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» Обезьянка благодарит детей, желает им приятного завтрака и убегает. Дети возвращаются в группу. | 20 секунд 20 секунд |