ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Для специальности: 05В050300–«Психология»
Алматы, 2013
Программа педагогической практики для студентов 4 курса специальности 5В050300 «Психология»
Составители: Ли Е.П., Ихсанова Д.Т.
Содержание
1 Общие положения. 3
2 Цель, задачи и результаты обучения. 3
3 Объем, содержание и формы проведения практики. 5
4 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 7
5 Материально-техническое обеспечение педагогической практики. 7
6 Формы промежуточной и итоговой аттестации. 8
7 Список рекомендуемой литературы.. 8
Общие положения
1.1Педагогическая практика является составной частью учебного процесса. Она предоставляет большие возможности для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по общенаучным и профессиональным дисциплинам, а также активно способствует формированию профессиональных компетенций в ходе непосредственной педагогической деятельности. Прохождение данной практики является важным и необходимым этапом подготовки квалифицированных специалистов-психологов.
1.2 Базами для прохождения педагогической практики являются учреждения среднего и среднего специального образования.
1.3 Педагогическая практика проводится с отрывом от обучения в восьмом семестре под общим руководством кафедры «Психология» гуманитарно-юридического факультета университета «Туран».
1.4 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в педагогической практике, определяются направлением подготовки и выбранной в рамках направления специализацией обучающегося, по согласованию с руководителем практики кафедры психологии.
|
Цель, задачи и результаты обучения
Цели педагогической практики
- Осознание и закрепление результатов теоретического обучения в процессе реальной педагогической деятельности.
- Приобретение опыта самостоятельной научно-педагогической профессиональной деятельности по избранному направлению в соответствии с требованиями к уровню подготовки и присваиваемой квалификации.
- Знакомство с передовыми образовательными технологиями, используемыми в педагогической деятельности учебных заведений, являющихся базами педагогической практики.
- Повышение мотивационной готовности студентов к участию в научно-педагогической и просветительской деятельности, связанной с преподаванием и популяризацией психологии.
Задачи педагогической практики
- Формирование профессиональных педагогических компетенций, связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания психологии в системе среднего, профессионального и дополнительного образования.
- Формирование у студентов готовности применять современные формы и методы преподавания психологии в своей педагогической деятельности.
- Применение на практике различных организационных форм и технологий обучения, с которыми студенты знакомы теоретически.
- Разработка критериев оценки обучения и их практическое применение.
- Развитие и закрепление навыков подготовки методических разработок, подбора литературы и методического обеспечения для различных форм учебных занятий: лекции, семинары, различного рода практические занятия; интерактивные и дистанционные формы обучения.
|
- Дальнейшее формирование навыков поиска, отбора и использования учебно-методической литературы для разных образовательных ситуаций.
- Формирование навыков создания дидактических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий.
- Стимулирование студентов к активизации информационно-поисковой деятельности в целях совершенствования различных профессиональных умений в области методики преподавания психологии.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции:
2.3.1 Универсальные компетенции:
а) общенаучные:
- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении
- социальных и профессиональных задач (С-ОНК-2);
- владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и
- закономерностей исторического процесса, места человека в историческом
- процессе, политической организации общества (С-ОНК-3);
б) инструментальные:
- владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (С-ИК-1);
- владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернета; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (С-ИК-4).
|
в) системные:
- способность к творчеству, постановке инновационных задач, выдвижению самостоятельных гипотез (С-СК-1);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (С-СК-2).
2.3.2 Профессиональные компетенции по видам деятельности:
а) научно-исследовательская деятельность:
- готовность к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активная включенность в сеть профессионального сообщества, постоянное информационное наблюдение за предметной областью, анализ динамики ее развития, поддержание активных контактов с коллегами, активное информирование профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности, соблюдая правовые и этические аспекты профессиональной деятельности (С-ПК-3);
- владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов;
- психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов, в том числе на иностранном языке (С-ПК-5);
б) экспертно-диагностическая деятельность:
- способность использовать знания об основных видах экспертной деятельности, роли психолога в различных видах экспертизы, содержание основных нормативно-правовых документов и этических принципов в экспертной психологической практике (С-ПК-10);
в) практическая и консультативная деятельность:
- умение квалифицированно осуществлять коррекционное психолого-
- педагогическое воздействие (С-ПК-18);
- г) педагогическая и просветительская деятельность:
- умение формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программы обучения (С-ПК-22);
- владение навыками организации и проведения учебных занятий в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные и дистанционные методы обучения), разработки критериев и оценивания результатов обучения (С-ПК-23);
- способность разрабатывать и реализовывать программы, направленные на профилактику отклонений и рисков в развитии личности (С-ПК-24);
- владение навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса; навыками организации научных дискуссий и конференций (С-ПК-25);
- владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы студентов в процессе обучения (С-ПК-26);
- владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (С-ПК-27);
- владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (С-ПК-28);
- владение навыками подготовки и презентации программ психологического сопровождения для общественных и государственных организаций (С-ПК-29).
3 Объем, содержание и формы проведения практики
3.1 Общая трудоемкость практики составляет 6 кредитов, 180 часов.
3.2 Педагогическая практика состоит из четырех этапов: вводного, подготовительного, активного и заключительного.
№ этапа | Разделы (этапы) практики | Виды работ, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Вводный этап | 1. Установочная конференция о задачах педагогической практики: общий инструктаж, инструктаж по использованию форм рабочих и отчетных документов, инструктаж по технике безопасности. 2. Организационная работа по распределению студентов по базам практики. 3. Выдача студентам форм рабочих и отчетных документов по практике: дневник студента, шаблон методической разработки учебного занятия, шаблон отчета о прохождении практики. 4. Встреча студентов с руководителями практики, обсуждение и утверждение тем предстоящих учебных занятий практикантов. Итого: 10 часов. | Отметки в ведомостях о прохождении студентами инструктажа, о получении форм рабочих и отчетных документов для педагогической практики. | |
Подгото-вительный этап | 1. Подготовка студентами методических разработок по темам практики, включая подробный сценарий учебного занятия. Чтение литературы, подбор дидактических и методических материалов. Подготовка и тиражирование иллюстративных и раздаточных материалов для учебных занятий практикантов (30 часов). 2. Посещение занятий руководителя практики, знакомство с группой, наблюдение за учебным процессом (30 часов). 3. Согласование и утверждение методических разработок у методиста кафедры психологии образования и педагогики, а также руководителя практики (10 часов). 4. Посещение занятий коллег-практикантов, подробный анализ и обсуждение занятий (30 часов). Итого: 100 часов. | Консультации у методиста и руководителя практики, анализ и обсуждение подготовленных материалов. Доработка материалов с учетом замечаний и повторное представление их для утверждения методистом и руководителем практики. Обсуждение занятий, проведенных другими практикантами. | |
3. | Активный этап | 1. Проведение учебных занятий практикантами (20 часов). 2. Проведение воспитательного мероприятия (10 часов) 3. Обсуждение и анализ проведенных занятий с руководителем практики, коллегами-практикантами и методистом (10 часов). 4. Составление характеристики на ученика и ученический коллектив (10 часов) Итого: 50 часов. | Обсуждение проведенных студентом занятий с руководителем практики. |
4. | Заключи-тельный этап | 1. Самостоятельный анализ итогов работы в ходе педагогической практики, написание и оформление отчетных материалов (10 часов). 2. Оформление отчета по практике и его представление на кафедру психологии образования и педагогики (8 часа). 3. Защита итогового отчета по педагогической практике перед комиссией кафедры психологии образования и педагогики (2 часа). Итого: 20 часов. | Итоговый отчет по педагогической практике: а) заполненный дневник практиканта; б) методические разработки проведенных занятий; в) отчет практиканта о прохождении практики; г) отзыв руководителя и отзыв методиста практики. Оценка: дифференцированный зачет |
3.2 Формы проведения педагогической практики
Педагогическая практика проводится в форме участия студентов-практикантов в роли преподавателей психологических дисциплин: чтение лекций, проведение семинаров, спецсеминаров и практических занятий, тренингов, консультаций, практикумов и спецпрактикумов.