для студентов дневного отделения




ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖОМ В ДРЕВНЕМ МИРЕ, В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Вопросы для обсуждения.

1. Зарождение и развитие воспитания в первобытном обществе.

2. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций (в Месопотамии, в Древнем Египте, Индии, Китае).

3. Воспитательная практика в древней Греции, в древнем Риме. Афинская и Спартанская модели воспитания, образования и социализации подрастающего поколения. Зарождение педагогических идей в недрах античного философского знания (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

4. Воспитание и педагогическая мысль в Западной Европе в раннем Средневековье.

5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Византии.

6. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите исторические предпосылки и охарактеризуйте начало становления воспитания как общественного явления.

2. В чем педагогический смысл идей Конфуция?

3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. Какими факторами это было обусловлено?

4. В чем вы видите особенности воспитания и обучения подрастающего поколения в Древнем Риме?

5. Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима, которые затрагивали проблемы воспитания.

6. Охарактеризуйте взгляды представителей раннего христианства на воспитание. Какие особенности воспитания можно выделить в средневековой педагогической традиции? В чем заключалось влияние церковной культуры на развитие образования в Средние века.

7. Назовите особенности воспитания в эпоху европейского Возрождения.

8. Охарактеризуйте роль университетов в развитии образования.

9. Сформулируйте особенности системы воспитания в Византии. Охарактеризуйте византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. / Подред. В.Г. Безрогова, О.К Варьяш. - М., 1994.

2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества - М., 1980.

3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998.

4. Европейская педагогика от античности до Нового времени. 4.1-3 / Под ред. В.Г.Безрогова. - М, 1994.

5. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль / Отв. ред. К. И. Салимова, И. Г. Безрогов.- М., 1989.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А. И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп.- М., 2001.

7. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления.- М., 1992.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока / Под ред. К. И. Салимовой.- М., 1988.

9. Рабле Ф. Гаргантюа и Патагрюэль. - М.: Художественная литература, 1961.

10. Удальцова З. В. Византийская культура.- М., 1985.

11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост. А.И. Пискунов.- М., 1981.

12. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова.- М., 1991.

 

ТЕМА 2. ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII- XIX века)

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII веке. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Жан-Жака Руссо.

2. Воспитание и педагогическая мысль эпохи Просвещения;

3. Педагогические идеи и школьные проекты французской революции (1789-1794). К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

4. Развитие школы в XIX веке. Полемика вокруг школы.Главные направления развития школы.

5. Развитие педагогической мысли в XIX веке. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта, А. Дистервега.И.Г. Песталоцци.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите характерные черты и основные идеи воспитания в Западной Европе в Новое время?

2. Какой вклад внес Ян Амос Коменский в развитие педагогики? Проанализируйте на основе работы «Великая дидактика» педагогическую концепцию Я.А. Коменского. Особо остановитесь на идеях природосообразного, пансофического образования и воспитания.

3. Каковы особенности концепции воспитания и образования Джона Локка?

4. Каковы ведущие идеи воспитания и образования эпохи Просвещения?

5. Раскройте педагогические идеи и школьные проекты французской революции.

6. Раскройте педагогическую концепцию Жан-Жака Руссо.

7. Раскройте особенности развития школы в Западной Европе XIX в.

8. В чем суть полемики вокруг школы в этот период?

9. Каковы главные направления развития школы в ХIХ в.?

10. Раскройте педагогические идеи в философии конца ХIХ - начала ХХ в.

Рекомендуемая литература

1. Гельвеций К.А. О человеке //Сочинения: В 2-х тт. - М., — 1974.

2. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII в. - М, 1988.

3. Зайченко Г.А. Дж Локк. - М., 1988.

4. Коменский Я А Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. - М., 1982.

5. Коменский Я А Локк Д Руссо Ж.-Ж. Песталоцци И Г Педагогическое наследие /Сост М В Кларин А.Н. Джуринский. - М., 1987.

6. Локк Д. Мысли о воспитании // Сочинения: В 3-х тт. - М., 1988. - Т.З.

7. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. - М.: Просвещение, 1982.

8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988.

9. Руссо Ж..Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х тт. -М., 1981.-Т.1.

10. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского /Педагогика. - 1992. - № 5, 6.

11. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

Тема 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО ХIХ ВЕКА)

1. Воспитание и обучение у древних славян.

2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII в.в. Памятники педагогической литературы. Первые образовательные учреждения.

3. Воспитание и образование в Московском государстве ХIV-ХVI в.в.

4. Особенности воспитания и обучения в Русском государстве в ХVII в.

5. Педагогическая мысль в России к концу ХVII в. Образовательные учреждения в ХVII в

6. Российское просвещение ХVIII в. Педагогические идеи деятельность российских просветителей

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Расскажите о памятниках педагогической литературы Х-ХIII веков и первых образовательных учреждениях Киевской Руси.

2. Опишите образовательные книги и учреждения Московской Руси. Какой вклад внесла в образование Славяно-греко-латинская академия?

3. Каковы основные черты «Просвещения Петрова»? Назовите образовательные книги и учреждения при Петре.

4. В чем состояли особенности «Просвещенного абсолютизма» при Екатерине II?

5. Опишите основные идеи и деятельность в области образования крупнейших представителей российского Просвещения. Особенно остановитесь на личности М.В. Ломоносова.

 

Список литературы

1. Антология педагогической мысли России (с древнейших времен до ХVIIв.) /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987.–208 с.

2. Антология педагогической мыслидревней Руси и Русского государства (IХ – ХVII в.) /Сост. П.А. Лебедев.– М.: Педагогика, 1986. – 278 с.

3. Антология педагогической мыслиРоссии ХVIII в / Сост. И.А. Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 308 с.

4. Антология педагогической мыслиРоссии первой половины ХIХ в.(до реформы 60-х годов) /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – 308 с.

5. Ардаширова Э.Т.Исскуство и духовное познание детей.– М.: Просвещение, 1998.– 70 с.

6. Джуринский А.И.История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. -432 с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ векая: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.

8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII века. / Отв. Ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989.

10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1982.

 

Тема 4. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХIХ ВЕКЕ

1. Общая характеристика первой половины ХIХ века. Реформы в образовании начала ХIХ века.

2. Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли.

3. Общественные реформы в России во второй половине ХIХ века.

4. Политические и педагогические идеи революционных демократов.

5. Педагогические идеи и деятельность Д.И. Писарева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Расскажите о начале реакционных лет и основных признаках реакции.

2. Опишите четыре ступени образования в России первой половины ХIХ века.

3. Какую роль в российском образовании и в общих умонастроениях сыграл Царскосельский лицей? Назовите его преподавателей и воспитанников.

4. «Три столпа» политики и образования при Николае II.

5. В чем состояла полемика о судьбах России в середине ХIХ века?

6. Охарактеризуйте педагогические представления А.И. Герцена и В.Г. Белинского, Д.И. Писарева и Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского, и Н.Г. Добролюбова. Каковы были их политические взгляды?

7. Опишите педагогические идеи и деятельность К.Д. Ушинского и его последователей.

Список литературы

1. Антология педагогической мыслиРоссии первой половины ХIХ в.(до реформы 60-х годов) /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – 308с.

2. Джуринский А.И. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. -432 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ векая: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.

4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII века. / Отв. Ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989.

6. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1998

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1982.

Тема 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ХХ В.- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Вопросы для обсуждения

1. Особенности развития школьной практики в конце ХIХ начале ХХ века.

2. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Основные представители реформаторской педагогики.

3. Школа и педагогика в Западной Европе между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).

4. Основные направления развития школы и педагогики в послевоенный период.

5. Теория и практика образования в условиях формирования постиндустриального общества (вторая половина XX - начало XXI в.).

6. Современные системы образования (США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др.): основные приоритеты, принципы построения, структура, тенденции развития.

Контрольные вопросы

1. Какие социокультурные процессы оказали наибольшее влияние на развитие теории и практики образования на Западе в XX в.? В чем проявилось «обратное» влияние образования на развитие западного общества?

2. На какие педагогические традиции предшествующих лет опиралось развитие теории и практики западного образования в XX в.?

3. Какие проблемы теории и практики образования обострились в связи с утверждением индустриального общества?

4. Что вы знаете о педагогическом традиционализме? Расскажите об основных идеях этого течения, назовите его представителей.

5. Конец XIX - начало XX в ознаменовались педоцентристской революцией. Её кредо выразил Д Дьюи в работе «Школа и общество»: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция подобная той, которую произвел Коперник когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребёнок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого они организуются». Потеряли ли свою актуальность слова Д Дьюи на рубеже XX - XXI в.?

6. На какие исторические тенденции развития педагогики опирались теоретики и практики «свободной школы»? Почему идеи свободного воспитания не получили массового распространения в практике образования?

7. Какова роль Г. Кершенштейнера в. разработке модели «школы труда»?

8. *Выявите общее и особенное в подходах к организации образования у представителей «свободного воспитания», Я. Корчака и «гуманистической педагогики».

9. Дайте характеристику основных педагогических течений на западе в 60-90-е годы XX в., выделив присущую им интерпретацию природы человека, целей образования, способов их достижения. Каков позитивный потенциал и границы возможностей каждого из проанализированных вами течений?

Рекомендуемая литература

1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986.

2. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка // Педагогика. - 1998.- № 6.

3. Вендровская Р.Б. Американская школа глазами американцев // Педагогика. -2000.-№ 6. -С.81-87.

4. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. - 1999. - № 8.

5. Вульфсон Б. Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М. - Воронеж, 1996.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа. Современное состояние и тенденции развития. -М., 1993.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

8. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Педагогика. - 1990. -№ 4. - С.139 - 144.

9. Дьюи Д. Образование и демократия. - М., 2000.

10. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с польск. - М., 1990.

11. Монтессори М. // Антология гуманной педагогики / Сост. М.В. Богуславскай, Г.Б. Корнетов. - М., 1999.

12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2000.

13. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /Пер. с англ. - М.,1994.-96.

14. Френе С. Избранные педагогические сочинения /Пер. с франц. - М., 1990.

15. Цырлина Т. В.Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее.- М.: Пед. общество России, 2001.- 224 с.

16. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. -М., 1995.

Тема 6. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

1. Народное образование в России в конце ХIХ – начале ХХ века и проблемы его преобразования.

2. Разработка философских оснований образования на рубеже ХIХ-ХХ веков.

3. Реформаторско-экспериментальная педагогика.

4. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какова была позиция интеллигенции на рубеже веков?

2. Какие идеи и кем были выдвинуты в духовных исканиях «серебряного века»?

3. Перечислите основные вехи педагогической деятельности Л. Толстого, изложите его дидактическую позицию.

4. Охарактеризуйте педагогические идеи и деятельность С.И. Гессена.

5. Назовите представителей и направления экспериментально-реформаторской педагогики.

6. Какие законодательные шаги были предприняты в российском образовании начала ХХ века?

Список литературы

1. Бердяев Н.А.Судьбы России. М., 1990

2. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.- М.: Изд-во УРАО, 1998.- 116 с.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 272 с.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой.. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. -544 с.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егорова, 2000.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.– М.: Педагогика, 1991.– 174 с.

7. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.,1986.

8. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина.– М., 1995.

9. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. – М., 1990.

10. Шацкий С.Т.: Работа для будущего. Докум. повествование: Кн. для учителя / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин.– М.: Просвещение, 1989.– 223 с.

 

Тема 7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

1. Школа и школьная политика с февраля 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (задачи, структура, содержание общего образования).

2. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х годов.

3. Советское образование в 30-е годы.

4. Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.

5. Образование и отечественная педагогическая наука после второй мировой войны

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте развитие советской школы в 1920-х и 1930-х годах. Каковы были различия в деятельности школы на этих двух этапах?

2. Проанализируйте главные педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

3. Расскажите о значении советского воспитания, проявившегося в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.

4. Охарактеризуйте педагогическую деятельность В.А. Сухомлинского.

5. Назовите основные направления научных педагогических исследований в СССР в 50-80-х годах.

6. На каком основании можно говорить о кризисе советской школы на рубеже 1980-1990 годов?

 

Список литературы

1. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. - М., 1979.

2. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М., 1982.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.– М., 1997.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М., 1995.

5. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой.. – М., 1999.

6. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егорова, 2000

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие. – М., 1994.

8. Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи В. С. Хелемендик.- М.: Политиздат, 1988.- 256 с.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М.: Педагогика, 1960.– Т. 5.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.– М.: Просвещение, 1986.

 

Тема 8. ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МИРЕ И РОССИИ

1. Развитие историко-педагогического процесса в условиях генезиса мировой цивилизации.

2. Глобальные тенденции в мировом образовательном пространстве.

3. Закон Российской Федерации – новый этап в развитии школы и педагогики.

4. Современное состояние и проблемы российской педагогики. Принципы реформирования современного образования.

5. Гуманизация образования – важнейшая составляющая гуманитарного образования.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите глобальные тенденции в мировом образовании, проявившиеся к концу ХХ – началу ХХI века.

2. Как понимается мировое образовательное пространство?

3. Назовите типы регионов по признаку их международного сотрудничества в области образования и по степени их влияния на развитие образования в других странах мира.

4. На что ориентирована нормотворческая деятельность ЮНЕСКО?

5. Назовите наиболее известные международные образовательные проекты конца ХХ – начала ХХI века. Принимает ли Россия в них участие?

6..Расскажите об изменении концептуальных установок образования в 1990 годах. В какой форме они проявились?

7. Проанализируйте деятельность экспериментальных учебно-воспитательных учреждений России 1980-1990-х годов.

8. Расскажите об основных идеях педагогов-новаторов в системе начального образования.

9. Охарактеризуйте проблемы российского образования в современных условиях и подходы, предлагаемые для их решения.

10. Как осуществляются нравственное, поликультурное, гражданское воспитание в российской начальной школе.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.– СПб., 2005.

2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.– Ч. I. – М., 1996.

3. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век.- М., 1991.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.– М., 1997.

5. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. – М., 2006.

6. Закон Республики Башкортостан об образовании.– Уфа, 1997.

7. Закон Российской Федерации об образовании .– М., 1996.

8. Никандров Н.Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.– М., 2000.

9. Образование: Традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера и М. Вилотиевича.– М., 1997.

10. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.– М., 1990.

11. Поташник М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие. – М., 1996.

12. Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее.- М., 2001.

13. Шварцман К.А. Философия и воспитание.– М., 1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: