Музей как социально-культурный институт
Определение
В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 ) музей определён как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».
В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».
Функции музея по Юреневой. Т.Ю.
Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев. По мнению ряда исследователей, например Д.А. Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного време ни, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
По мнению некоторых теоретиков и практиков музейного дела, в качестве самостоятельных социальных функций музея можно выделить научно-исследовательскую, хранительскую, или охранную (А.М. Разгон, А.И. Фролов), а также коммуникативную (И.В. Иксанова).
Формы работы (Поправко Е.А.)
К базовым формам культурно-образовательной работы музея относят экскурсию, лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.); конкурс (викторина, олимпиада и т.д.); вечер встреч, концерт (киносеанс, театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.); музейный праздник, семейные абонементы выходного дня, музейную игру, выездной день музея, мастер-класс.
Число этих форм – постоянно меняющаяся величина: одни формы появляются, другие сходят на нет, переставая удовлетворять запросы публики.
Музей является одним из социальных институтов – они являются хранителями культурного наследия и социальной памяти и непосредственно взаимодействуют с обществом. Музеи «соединяют» воедино через социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм. Это площадка для общения, знакомства, взаимодействия людей друг с другом.
Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х — начале 1970-х гг. A.M. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс. В
По мнению Джона Даны (США), музей как социальный институт эффективен только тогда, когда он оказывается полезным общине или любому человеку. Музеям старого образца он отказывал в статусе музея, считая их просто коллекциями. Потребности общества постоянно меняются, и вслед за ними должны меняться цели и методы музея. Успешность проекта Даны служит доказательством того, что структура музея не может оставаться неизменной, она находится в состоянии постоянного движения, что отчасти является гарантией ее устойчивости и стабильности.
Основными целями музея являются выявление, хранение, изучение, культурных ценностей, в частности музейных предметов и музейных коллекций, а также трансляция их обществу, осуществление просветительской деятельности.
Цели каждого музея должны быть прописаны в уставе учреждения. В зависимости от специфики музея цели могут меняться, иметь особенности.
Задачи музея ориентируются на цель музея и так же должны быть прописаны в уставе.
В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.
Основные задачи выполняемые музеями:
· восстановление и сохранение объектов культурного наследия
· сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий
· просветительская деятельность
· научно - исследовательская деятельность
· образовательная деятельность
· экскурсионно - туристская деятельность
Задачи музея как социального института (по Лаптевой М.А.)
1. Приобщение к историческому прошлому и настоящему (актуализация смысла идеи наследования).
2. Преодоление нравственного несовершенства в современную эпоху дегуманизации.
3. Преодоление нивелирования вкусов и суждений, а также кризиса ценностей.
4. Противостояние маргинализации культуры.
5. Способствование достижению плодотворной ориентации человека
хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
Важными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой тенденции (З. А. Бонами), выступают следующие:
· развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе осмотра предметов музейного искусства;
· формирование понятийного аппарата через наблюдение за предметами музейных коллекций;
· привитие навыков самостоятельного обучения;
· мотивация процесса обучения.
В большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:
• привести детей или друзей;
• провести время с другом или подругой;
• отдохнуть в тиши музея;
• «подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;
• увидеть интересующую их коллекцию или выставку;
• познакомиться с музеем, потому что они – туристы.
Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:
не знают, что происходит в музеях;
• не разбираются в искусстве и стесняются этого;
• деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;
• посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;
• инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;
• молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.
Особенности музея:
· они изначально не ориентированы на получение прибыли;
· цели их деятельности фиксируются законодательством;
· в качестве продукта выступают различные услуги (как выставочная, так и образовательная деятельность);
· потребитель получает в обмен на денежные средства не материальные блага и услуги, а эстетическое и духовное удовольствие, удовлетворение потребностей в образовании и культурном досуге;
· регулирование цен государством, которые могут изменяться в широком диапазоне в зависимости от спроса;
· «привязка» организаций культуры к месту. Специфика культурного предложения состоит в том, что не продукт доставляется потребителю, а наоборот, потребитель должен прийти в организацию культуры. Таким образом, продвижение (promotion) становится единственным и ключевым инструментом маркетинга для учреждений культуры
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:
• общеисторические музеи (широкого профиля); например Государственный Исторический музей в Москве;
• археологические музеи; например, археологический музей-заповедник «Танаис»;
• этнографические музеи; например, Российский этнографический музей в Петербурге;
• военно-исторические музеи; например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве;
• музеи политической истории; например Музей политической истории России в Петербурге;
• музеи истории религии; например Музей истории религии в Петербурге;
• историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например, Музей городского быта «Старый Владимир»;
• монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллек-тиву; например, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;
• прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории полити-ческой полиции России XIX–XX вв. в Петербурге.
Художественные музеи делятся на:
• музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;
• музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;
• музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследо-вательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;
• монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;
• прочие художественные музеи.
Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологи-ческие (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».
Источники
1. Диссертация «Музей как социальный институт» Лаптева М. А. https://cheloveknauka.com/v/168209/d#?page=1
2. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. — М.: Академический Проект, 2003.— 560 с.
3. Курс музееведения
https://www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedenie/ponyatie-muzey