Политика контроля запасов




Управление запасами

Настоящая заметка написана в рамках курса Современный управленческий учет. В ней рассматриваются способы выбора оптимальной политики управления запасами.[1]

Запасы, как и дебиторская задолженность, требуют отвлечения большого количества ресурсов компании. Эффективное управление запасами является важной задачей финансового менеджера. Запасы должны рассматриваться не как неработающие активы, а, скорее, как важная часть инвестиций и операций компании. Большие объемы запасов готовой продукции обеспечивают компании гибкость в работе с клиентами. Большее количество клиентов получат товары сразу же, им не придется ждать, пока товары будут произведены, к тому же выбор товаров будет более широким. Кроме того, менее вероятно, что на продажи повлияют перебои в производстве. Указанные преимущества должны находиться в равновесии с затратами на хранение, капитальными затратами на финансирование запасов и затратами на вывод запасов из употребления.

Рис. 1. Система повторных заказов для управления запасами; заказ размещают, когда уровень запасов опускается до уровня точки заказа; объем заказа всегда остается неизменным (Q); от момента заказа до момента исполнения заказа проходит время t; от момента исполнения заказа до момента следующего заказа проходит время Т (разное для каждого цикла)

Запасы делятся на три главные категории: сырье, незавершенное производство и готовая продукция. Сырье используется в процессе производства. Это, например, компоненты, материалы, топливо и т.д. Запасы сырья важны, поскольку они позволяют отделить процесс производства от снабжения сырьем (производство будет продолжаться, даже если с закупкой какого-то компонента возникли проблемы). Незавершенное производство – это частично завершенные товары, сборочные узлы и т.д., которые появляются на разных этапах производственного процесса или между ними. Это позволяет рассматривать разные этапы производства как независимые друг от друга. Готовая продукция – это завершенные изделия, хранящиеся в качестве запасов в ожидании предполагаемого спроса покупателей. Границы между этими категориями достаточно условны. Например, готовые товары одного предприятия могут быть сырьем для другого. Так, готовая продукция мукомольного завода, мука, является сырьем для хлебозавода.

Затраты, связанные с запасами

Различают три главных вида затрат, связанных с запасами. Затраты на хранение. Сюда входит стоимость складирования, страхования, погрузки-разгрузки, аудита (инвентаризации), порчи и т.д. Кроме того, когда средства заблокированы в запасах, они, безусловно не могут использоваться для других целей. Таким образом, надо учитывать стоимость упущенной возможности при хранении запасов (например, доход на другие капиталовложения). Затраты на заказ запасов. Это стоимость размещения (повтора) заказа на пополнение запасов. Сюда относятся административные затраты, расходы на каналы связи, почтовые расходы (DHL не дешев), входной контроль качества и т.д. (независимо от того, производятся товары на предприятии или приобретаются где-то еще). Убытки от нехватки запасов. Стоимость последствий истощения запасов включает в себя явную утрату части прибыли по причине потери выручки от реализации, а также ущерб репутации и будущим продажам, поскольку уходят недовольные клиенты. Часто эту часть стоимость сложно определить количественно. Кроме того, есть еще стоимость прерванного производства.

Политика контроля запасов

Значение этой политики как вида управленческой деятельности часто недооценивают, однако наличие или отсутствие такой политики может оказывать ключевое влияние на потребности в оборотном капитале, ликвидность компании, бесперебойную работу производства и обслуживание клиентов. Таким образом, политика в области контроля запасов должна соответствовать четырем критериям (при том, что они вступают в противоречие):

1. способствовать сохранению низкого уровня всех затрат (в идеале минимального уровня);

2. обеспечивать удовлетворительный уровень обслуживания клиентов;

3. обеспечивать бесперебойную работу систем производства;

4. обеспечивать устойчивость в меняющихся условиях бизнеса, например, при изменениях покупательского спроса, цен, поставок сырья и т.д.

Политикой компании определяется, какой из вышеуказанных критериев будет превалировать. Пример учетной политики в этой области см. Учет запасов.

Все товары в той или иной степени подвержены зависимому или независимому спросу. Например, горный велосипед будет считаться имеющим независимый спрос, а его запчасти – колеса, шины, рама, педали, седло и т.д. – имеют зависимый спрос. В настоящей заметке мы изучаем только независимый спрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: