Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов




Лекция: Темперамент

План

Темперамент как динамическая характеристика личности

Типы темперамента

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Темперамент как динамическая характеристика личности

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов:

· преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком;

· преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком;

· преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым - сангвиником;

· преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.

Поистине поворотным пунктом в истории естественно-научного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих.

И.П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т.е. наследственным типом. И.П. Павлов выделил четыре четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов.

Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.

Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов.

Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Типы темперамента

 

Эмоционально стабильный экстраверт–сангвиник: Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник, «живой» тип. общительный; открытый; разговорчивый; отзывчивый; непринужденный; жизнерадостный; склонный к лидерству; беспечный. Эмоционально нестабильный экстраверт-холерик: Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — холерик, «безудержный» тип. чувствительный; беспокойный: агрессивный; раздражительный: изменчивый; оптимистичный; активный.
Эмоционально стабильный интроверт–флегматик: Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — флегматик, «спокойный» тип. пассивный; осмотрительный; вдумчивый; мирный; контролируемый; внушающий доверие; ровный; спокойный Эмоционально нестабильный интроверт–меланхолик: Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — меланхолик. Тревожный; легко расстраивающийся; сдержанный; необщительный; тихий; пессимистичный; склонный к рассуждениям; негибкий.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Сангвиник:

· Важно проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки

· Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал за собой, не переписал с черновика домашнее задание)

· Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством

· Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребенку конечный результат добросовестных действий

· Важно формировать устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности.

· Учить внимательно относиться к товарищам, стремиться чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

 

Холерик:

· С пониманием относиться к проявлению активности ребенка.

· Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.

· Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, ТВ, чтение – все должно быть в меру. За 2 часа до сна – только спокойные игры и занятия

· Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости.

· Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться)

· Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать

· Необходимо строго соблюдать режим дня

 

Флегматик:

· Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка

· Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий

· Следует чаще хвалить его за скорые действия

· Необходимо ставить ребенка в условия когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

· Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

· Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его

· Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

· Привлекать ребенка к деятельности в коллективе

Меланхолик:

· Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку

· Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки

· Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно

· Ребенку полезно заниматься спортом

· Необходимо разнообразить жизнь ребенка

· Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми

· Важно развивать общительность

 

Оригинальная концепция темперамента представлена в книгах Я. Фельдмана «Теория уровней и модель человека» (2005) и «Философ на пляже» (2009). В них рассматривается ситуация «человек в потоке однотипных задач». Выясняется, что человек включается в решение постепенно, постепенно уменьшается число ошибок и время решения одной задачи. Тогда говорят, что «работоспособность растет» или «разогрев растет». Затем наступает максимум (плато), далее разогрев падает до нуля (отказ от решения, отдых). Полагается, что у каждого человека такая кривая повторяется периодически, это и есть его индивидуальная характеристика. Если случайно выбранных людей поместить в один и тот же поток задач, то их кривые разогрева распадутся на четыре группы. Эти четыре типа кривых разогрева в точности соответствуют четырем темпераментам:

· быстрый подъем — высокое и короткое плато — быстрый спад (холерик);

· умеренно быстрый подъем — умеренно высокое и короткое плато — умеренно быстрый спад (сангвиник);

· медленный подъем — низкое и длинное плато — медленный спад (флегматик);

· очень медленный подъем — высокий всплеск в середине и возврат к низкой точке — и потом медленный спад до нуля (меланхолик).

Итак, темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

Контрольные вопросы:

 

1. Родоначальник темперамента

2. Основания для типологии темперамента

3. Типы темперамента

4. Рекомендации по работе с детьми-сангвиниками.

5. Рекомендации по работе с детьми-холериками

6. Рекомендации по работе с детьми-флегматиками

7. Рекомендации по работе с детьми-меланхоликами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: