Терминологический словарь




Административные барьеры в экономике – установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящее платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не попадают в бюджет.

Бюрократическая рента(bureaucratic rent) – незаконно полученный доход государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки и т.д.).

Внешние эффекты (экстерналии) – дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

Государство – организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных.

Дебюрократизация – реформирование системы государственного регулирования посредством корректировки нормативно-правовой базы, изменяющей охват, акценты, формы государственного регулирования.

Дерегулирование – уменьшение масштабов вмешательства государства в хозяйственные процессы.

Денежный навес – превышение сбережений населения относительно реальных запасов товаров и услуг. Результатом несбалансированности рынка являются рост теневой экономики (расширение черного рынка), а также подавленная (скрытая) инфляция.

Дисфункция – нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы, экономического института, преимущественно качественного характера (по аналогии с дисфункцией организма в биологии).

Закон непредвиденных последствий - изменение законодательства не приводит к ожидаемым результатам, или результаты достигаются с бόльшими издержками, чем предусмотрено в бюджете.

Издержки коллективного действия, исходя из методологии Дж. Коммонса, – издержки по созданию и обеспечению деятельности институтов.

Институт – система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношения между членами общества.

Институтопровайдер – в рамках неоинституциональной теории – организация, которая влияет на институциональную структуру, выполняя роль генератора и распространителя производственных институтов и соглашений, роль инкубатора ( выращивание новых институтов в существующей институциональной среде), роль индивидуального институционального интегратора (вовлечение новых индивидов в состав носителей данной нормы).

Институциональный вакуум – отсутствие или недостаток в институциональной системе как формальных, так и неформальных институтов, способных поддерживать осуществление сделок с наименьшими трансакционными издержками. В России в 1990-е гг. институциональный вакуум образовался вследствие ликвидации механизма управления прежней хозяйственной системой и отсутствии нового.

Институциональный конфликт – результат несогласованности между формальными и неформальными правилами. В одном случае, институциональный конфликт приводит к появлению нежизнеспособных институтов, в другом – к появлению устойчивых, хотя и неэффективных образований – институциональных ловушек.

Институциональная матрица – устойчивая исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусловивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется.

Институциональная ловушка – неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер.

Институциональные технологии – технологии, связанные с внедрением (импортом) институтов, а также с генерацией (выращиванием) новых институтов, способных привести к снижению трансакционных издержек функционирования экономической системы и обеспечить экономический рост.

Институциализация – закрепление в отношениях между индивидами определенных правил или норм с возрастающей частотой их использования для все большей части членов общества.

Институциализация коррупции – синтез административной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, но в интересах коррумпированных бюрократических структур.

Искатель ренты (политической или бюрократической) – лицо, стремящееся к получению личных выгод за счет политического или общественного процесса.

Категория "собственность" – "пучок" (набор) прав, которые распределены в неодинаковых пропорциях между различными лицами.

Коллективные действия – действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально.

Кооперация – тип сотрудничества группы людей, в результате которого совместное использование какого-либо ресурса способствует достижению лучших результатов, чем индивидуальное.

Кумовской капитализм (crony capitalism) – распределение ролей в политической и экономической иерархии по родственному или приятельскому признаку, то есть в зависимости от принадлежности к тому или иному семейному клану или "закадычным друзьям".

Лоббизм ( от английского слова lobby, означающего "закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары") особая система и практика реализации интересов отдельных организаций и разнообразных групп общественности путем целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти.

Логроллинг (logrolling, дословно – "перекатывание бревен") – практика взаимной поддержки политических деятелей различной ориентации, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем "торговли голосами" (по принципу "я голосую за тебя, а ты – за меня"), в результате чего могут приниматься решения, приносящие выгоды отдельным группам давления.

Микроэкономическая дисфункция – неравновесное динамическое состояние института или организации, при котором лишь отдельные характеристики этой системы испытывают потерю качества, что приводит к девиации модели поведения организации или закреплению неэффективной нормы, которые функционируют в границах своего монетарного диапазона.

Макроэкономическая дисфункция – неравновесное динамическое состояние института и/или хозяйственной системы, при котором все основные параметры институциональных установлений этой системы испытывают потерю качества. Макроэкономическая дисфункция является редким результатом институциональной динамики, когда снижающаяся функциональная эффективность институтов самоусиливается, так что замена одного или нескольких институциональных установлений не может изменить ход развития экономической системы.

Налоговый зазор (tax gap) – различие между суммой полагающихся налоговых поступлений и реально собранным доходом.

Неденежные формы расчетов – бартерные обмены, взаимозачетные (клиринговые) схемы, использование "промышленных" (нефинансовых) векселей, а также все виды некоммерческого кредитования (включая неплатежи).

Под недопроизводством отдельных институтов автор понимает недостаточно развитую с точки зрения эффективности институциональную систему. Основная причина заключается в отсутствии изначально импульсов или стимулов для развития данных институтов. Импульсы (стимулы) могут быть как продуктом деятельности самой системы, так и следствием вмешательства извне, например, государства.

Неоклассический сценарий трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования к другой базируется на основных положениях неоклассической экономической теории и предполагает разработку системы мер государственного регулирования, направленную на формирование (или скорее импорт) новых институтов или изменение уже существующих формальных правил, в то время как неформальные нормы остаются вне поля зрения реформаторов.

Неоинституциональный сценарий трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования, разработанный в рамках неоинституциональной экономической теории, предусматривает изменение как формальных правил, так и неформальных норм. По крайней мере, учитывает влияние последних на действенность принимаемых законов. Идеальным, согласно неоинституциональному подходу, является эволюционный процесс формирования институтов, соответственно революционный (импорт) является менее предпочтительным и должен осуществляться на базе тщательного изучения существующей институциональной среды.

Неформальная институциализация – приоритет неформальных "правил игры" в обществе над формальными, в некоторых случаях "подстраивание" формальных правил под неформальные нормы. Суть неформальной институциализации в том, что вновь принятые, разработанные в соответствии с зарубежными рыночными аналогами законы начинают работать совершенно по-иному, не по "рыночному".

Неформальные ограничения – традиции, обычаи, социальные условности.

Неформальная экономика – явление больше социальное, чем экономическое, основной поведенческой мотивацией здесь является особая стратегия выживания,реализуемая "homo adaptans".

Общее предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию (ех ante) и функционированию (ex post).

Оппортунизм – преследование личного интереса с использованием коварства (self-interest-seeking-with-guile),включая такие более явные формы, как ложь, воровство, мошенничество, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.

Отлынивание (shirking) – форма поведения, предполагающая работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора.

Отрицательные экстерналии отдельных статей бюджета: несмотря на эффективность отдельно взятых программ или статей бюджета, эффективность составленного на этой основе бюджета будет значительно ниже, поскольку различные статьи бюджета или документы разрабатывались исходя из необходимости наибольшей эффективности в отдельно взятой сфере или отрасли, без учета влияния последствий на другие сферы или статьи бюджета.

"Парадокс голосования" или «парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Парадокс передачи – в результате передачи институтов (эффективной технологии) страна-экспортер может выиграть за счет страны-импортера.

Парето-оптимум – распределение благ, изменяя которое нельзя улучшить чье-либо благосостояние, не нанося ущерба другим лицам. Парето-оптимальность является одним из основных инструментов неоклассического анализа отношений распределения и перераспределения.

Переходная экономика – экономика, меняющая кардинально систему институтов, определяющих экономическое развитие. Например, переход от командной к рыночной системе институтов, и наоборот.

Политическая рента (political rent) – доход, источником которого являются особые правительственные льготы, субсидии и иные привилегии, полученные относительно немногими группами в результате лоббизма.

Под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Правило единогласия Викселя – поскольку рыночные сделки совершаются с взаимного согласия всех его участников, то и на "политическом рынке" решения должны приниматься всеми единогласно.

Принцип транзитивности - если А>Б, а Б>С, то А>С.

Природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом.

Провалы (фиаско) государства/правительства (government failure) – случаи, когда государство/правительство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Провалы (фиаско) рынка (market failure) – случаи, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Производственные издержки (production costs) издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки включаются не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касаются технологии, а не взаимоотношений людей.

При прямой демократии каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.

При представительной демократии граждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, которые и принимают решения, в том числе связанные с производством и распределением общественных благ.

Категория "собственность" трактуется как "пучок" (набор) прав, которые обычно распределены в неодинаковых пропорциях между различными лицами. "Полным" считается определение права собственности, предложенное английским юристом А.Оноре и включающее 11 элементов.

В "ригидной" экономике производители подвержены воздействию устойчиво высоких издержек выпуска, которые не могут быть преодолены за счет имеющихся внутренних или внешних капитальных ресурсов.

Социальный контракт – граждане добровольно передают государству часть своих прав в расчете на то, что государство обеспечит их защиту намного эффективнее, чем они сделают это сами в частном порядке.

Специфические активы – активы, которые имеют особую ценность при выполнении конкретного контракта. Такие активы (например, высокоспециализированное оборудование) очень трудно продать, передислоцировать или найти им альтернативное применение. Чем специфичнее активы, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

Сроки трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования реформы можно считать завершенными, когда не только сформирована институциональная основа новой экономики, но и задана инерционность развития институциональной системы, предполагающей в большинстве случаев согласование формальных правил и неформальных норм, которые становятся устойчивыми и укореняются в поведенческих моделях. В случае изменения траектории развития общества создание новых институтов будет сопровождаться длительным сопротивлением уже существующих институтов.

Status quo – действующая система формальных правил, согласующихся в значительной степени с неформальными нормами и определяющая такое соотношение интересов различных сторон (государства и индивидов), которое обеспечивает экономической системе устойчивое, хотя не во всех случаях наиболее эффективное, развитие.

Суммарный спрос на институт – как результат суммирования положительного и отрицательного спроса на определенный институт – отражается в расходах государства по поддержанию соответствующей нормы и в издержках, которые несут ее нарушители.

Теория долгосрочных экономических изменений предполагает построение экономической модели общества с учетом зависимости от траектории его предшествующего развития ("path dependence"), на базе анализа наиболее конструктивных идей неоклассической теории: постулата о редкости, самоуравновешивании рынков, конкуренции как о движущей силе развития экономики и др., с включением в нее идей о неполноте информации, субъективных моделях реальности и способности институтов к самоподдержанию.

Теорема о невозможности К.Эрроу: когда предметом общественного выбора становится решение, предполагающее ухудшение положения отдельных членов общества (даже если общество в целом от него выигрывает), то не всегда существует возможность сделать выбор одновременно рациональным и недиктаторским (учитывающим все мнения).

Теория общественного выбора (public choice theory) теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Трансакция – сделка, облеченная в контрактную форму.

Трансакционные издержки (transaction costs) издержки, не связанные с процессом производства, а именно издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.

Трансформационные издержки (transformation costs) – издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием (или импортом) и адаптацией новых институтов в экономической системе.

Теорема Коуза: если права собственности четко специфицированы, то есть четко определены границы правомочий хозяйствующих субъектов, и исполняются, то становится возможным решение спорных вопросов между сторонами по нанесению ущерба от использования этой собственности без привлечения третьей стороны (государства), поскольку в данном случае трансакционные издержки будут меньше.

Теорема Коуза, сформулированная Дж.Стиглером, гласит, что в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны.

Теорема Коуза, сформулированная Т.Эггертссоном: если трансакционные издержки невелики, то экономика всегда будет развиваться по оптимальной траектории, независимо от имеющегося в ней набора политических и других институтов.

Теневая экономика – прежде всего экономическое явление, поскольку поведение участников данного сектора объясняется мотивом рациональности и экономической выгодой.Функционирующие здесь экономические субъекты описываются типичной моделью "homo economicus".

Теневая экономика ─ прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности (трансакционные издержки) превышают выгоды от достижения своих целей (Э. де Сото).

Формальные правила – конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты.

Экономический империализм – унификация всего разрозненного семейства наук об обществе на базе неоклассического подхода.

Экономическая теория бюрократии (economics of bureaucracy) – одно из направлений теории общественного выбора, изучающее функционирование организаций, которые не производят имеющихся ценностную оценку благ и чьи доходы не связаны с продажей результатов их деятельности.

Экстернальные ситуации – когда перераспределение прав собственности провоцирует стороны, понесшие убытки в результате принятия закона, действовать нелегально.

Эффекту блокировки (lock-in effect): по Норту, это означает, что однажды принятое решение трудно отменить (см. также «институциональную ловушку»).

Эффект"path dependence" – зависимость последующего развития общества от траектории его предшествующего развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: