Классный час №5 «Фронтовые агитбригады»




Классный час из цикла классных часов «Песни Великой Отечественной войны и о Великой Отечественной войне»

Классный час №5 «Фронтовые агитбригады»

 

Дата проведения: 28 апреля 2020 года

Сценарий составили Мельникова Т. А., Жукова С. А.

Подбор музыкального и наглядного материала Мельникова Т. А.

 

Фронтовые агитбригады - это профессиональные театральные коллективы в годы Великой Отечественной войны, выезжавшие с представлениями в части РККА и РККФ на фронтах и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.).

За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады.

Вместе с Красной Армией артисты прошли весь путь войны.

Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А. С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького и др. были созданы фронтовые филиалы.

В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров.

Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). У истоков этих театров стояли видные деятели советского сценического искусства — А. А. Яблочкина, Ю. А. Завадский, А. Д. Дикий, С. М. Михоэлс, А. А. Гончаров, И. М. Туманов, Е. Ф. Дзиган, Н. П. Акимов.

21 июня 1941 года артисты Малого театра во главе с Н. А. Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актёры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой.

На положение фронтовой бригады перешла группа артистов Театра Красной Армии.

Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).

К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде — на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.

Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад.

Во фронтовых бригадах принимали участие 42 тысячи актёров, многие выступали на фронтах по 300 раз.

Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче.

Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес.

Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес.

В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н. К. Черкасов, М. И. Царёв, Н. П. Хмелёв, В. И. Качалов, Е. Н. Гоголева, А. Ф. Борисов, Б. Г. Добронравов, И. В. Ильинский, А. П. Зуева, И. М. Москвин, А. К. Тарасова, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, Е. П. Корчагина-Александровская, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, М. М. Тарханов, К. В. Скоробогатов и другие.

Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит.

В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов:

· «Парень из нашего города» К. М. Симонова,

· «Профессор Мамлок» Фр. Вольфа и др.

· А. Н. Толстой для фронтового театра написал антифашистский памфлет «Фюрер».

Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта:

· сценки

· монологи

· отрывки из драматических спектаклей

· номера артистов цирка

· сатирические скетчи

· оперные арии, кукольники

· чтецы.

Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны.

Располагая сильными и сравнительно стабильными труппами, они обычно получали «базу», где можно было днем репетировать, а вечером играть спектакли, но кроме этих спектаклей в войсках шла основная концертная работа этих коллективов.

Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война.

Театром Западного фронта стал Смоленский областной театр во главе с режиссёром Е. Асеевым.

Как фронтовые театры продолжили свою работу Театр Киевского военного округа под руководством Б. Норда

Театр Северного флота под руководством В. Плучека

Театр Краснознаменного Балтийского флота под руководством А. Пергамента.

20 июля 1941 года в Ленинграде возник театр Народного ополчения. Актёры этого театра были вооружены, в дни блокады некоторые участники труппы погибли.

18 октября 1942 года в Ленинграде открылся Городской театр (Блокадный). Труппа состояла из оставшихся актёров разных коллективов.

Артистические бригады работали на важнейших участках советско-германского фронта во время решающих битв Великой Отечественной войны. На передовой они рисковали не меньше, чем солдаты, попадая под обстрел, бомбёжки и в окружение врага.

Когда в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, вдруг стали падать фугасные бомбы, зал был в панике, музыканты тоже. А Шульженко продолжала акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После её выступления офицер спросил: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я — артистка».

На улицах столицы, куда сбрасывались зажигательные бомбы, продолжалась культурная жизнь. Москвичи покупали и читали книги, посещали кино, театры и консерваторию. Марина Ладынина, Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Людмила Целиковская — самые известные актрисы военного времени, чьи фильмы смотрели в блиндажах и госпиталях, с чьими именами шли в атаку и умирали.

Английский журналист Александр Вирт, проведя всю войну в СССР, свидетельствовал, что Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей. Москвичи, да и вся страна ждала утренних газет, на страницах которых печатались сообщения о доблестных воинах и летчиках:

 

Мы летим, ковыляя во мгле,

Мы ползём на последнем крыле,

Бак пробит, хвост горит, но машина летит

На честном слове и на одном крыле.

 

Знаменитое стихотворение «Жди меня», написанное как частное письмо в стихах и на которое Симонова вдохновила его муза — актриса Валентина Серова, стало самым известным произведением военной лирики.

Одна из известнейших исполнительниц того времени - Лидия Андреевна Русланова. Он выступала перед бойцами на фронтах Перовой мировой войны, и в период Великой Отечественной продолжала петь. Случайно услышав песню «Катюша» на репетиции какой-то разучивающей её певицы, уже через несколько часов Лидия Андреевна Русланова спела «новинку сезона» по памяти на концерте в Доме Союзов.

Во время войны Русланова выступала на фронте — в окопах и под бомбежками. Она дала более 1200 концертов, а на заработанные за фронтовые гастроли деньги купила две батареи «Катюш», которые бойцы тут же переименовали в «Лидуш», и отправила их на фронт.

Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. Один офицер, увидев её на улице ещё не освобождённого города, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» — на что Лидия Андреевна ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» 2 мая 1945 года, спев на ступеньках поверженного Рейхстага знаменитые «Валенки», самую любимую бойцами песню из своего репертуара, она расписалась на одной из его колонн. После концерта у Рейхстага и Бранденбургских ворот Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его Лидии Руслановой, а позднее подписал приказ о награждении её орденом Отечественной войны I степени.

Другая замечательная исполнительница того времени – Клавдия Ивановна Шульженко. Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках — обязательный атрибут Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь «огонь пожарищ» и грохот войны она появлялась будто бы из другой, мирной жизни. В репертуаре Клавдии Шульженко были главным образом песни о любви очень проникновенные и целомудренные.

Свой знаменитый «Синий платочек», который называли «песней окопного быта», за годы войны Клавдия Шульженко исполнила более 500 раз. Рассказывают, что он стал символом, который включал в себя понятия «родина», «дом», «любимая», и бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек!» Эта песня в исполнении Шульженко была растиражирована на видеоплёнке, грампластинках.

«Очень сильное средство — эти музы», — говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их страстному желанию посмотреть и послушать выступление артисток в госпиталях.

За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: