Ш.3 Характеристика ведущих форм организации обучения




 

Урок теоретического обучения является наиболее распространенной формой организации обучения, так как значительную часть времени учащиеся проводят на уроке. В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педа­гогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной ди­намической системы сводится таким образом к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности и обще­ния (подробнее содержание и структура урока рассмотрены в следующей главе).

Лекция это такая форма организации обучения, на которой осуществляется передача учащимся готовых знаний через монологическую форму общения. Она рассчитана на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения. Цель учебной лекции – формирование у учащихся системы знаний об изучаемом объекте, развитие логического мышления, самостоятельности как качества личности. Особенностью применения лекции в учебном процессе является слабая обратная связь, поэтому учителю следует использовать специальные приемы, снимающие этот недостаток, например, изменение интонации и громкости голоса, пауза, использование примеров из жизни и пр.

Выделяют вводные, обзорные, эпизодические, информационные и проблемные лекции. Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы. Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и пре­следует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему. Эпизодическая лекция проводится без предварительного плани­рования, по мере необходимости в процессе изучения предмета. Информационная лекция характеризуется монологическим из­ложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция. Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполагает не столько передачу информации, сколько их приобщение к объектив­ным противоречиям развития научного знания и способам их разреше­ния.

Семинар – это форма организации обучения, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию. Его цель – углубление, расширение и систематизация знаний, формирование познавательных умений и опыта творческой деятельности. Основной элемент семинара – коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала, он дает возможность учащимся высказывать свои собственные мнения, участвовать в дискуссиях.

В структуре семинара выделяются три этапа - подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает предварительную подготовку к семинару участвующих в нем лиц. Деятельность педагога включает выбор темы семинара, изучение литературы по теме семинара, как по ос­новному предмету, так и по другим дисциплинам, имеющим связь с данной темой, составление плана, отбор литературы для обязательного прочтения всем классом и для подготовки докладов и сообще­ний, конструирование вопросов, заданий для учащихся, проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д. Особое внима­ние следует обратить на подготовку докладов прикладного характера. Система вопросов и заданий к семинару должна отвечать ряду требований: отбор наиболее существенного, важного материала; вариативность за­даний по содержанию, способам их выполнения, степени трудности; межпредметный, комплексный характер задач и заданий.

Деятельность учащихся при подготовке к семинару состоит в ос­мыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные задания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспек­тов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации.

Второй этап - основной - связан с непосредственным ходом семи­нара. При проведении семинара педагогу принадлежит вступи­тельное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Учащиеся выступают с док­ладами, содокладами, рецензируют выступления товарищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участвуют в подведении итогов.

На заключительном этапе педагог подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе семинара вопросы.

Лабораторно-практическое занятие предполагает практическую деятельность учащихся в условиях специально оборудованного кабинета на основе разработанных заданий. При правильной организации лабораторные занятия способствуют развитию мышления, овладению экспериментальными методами исследования (умением наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать и пр.). Лабораторные работы делятся на фронтальные и практикумы. При фронтальных все учащиеся выполняют одно и тоже задание, тематика которого соответствует содержанию учебного материала. Практикумы проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия, года. Они имеют повторительно-обобщающий характер, предоставляют учащимся большую самостоятельность.

Конференции отличаются от урока теоретического обучения тем, что новые знания учащиеся получают из литературы, с которой работали дома самостоятельно, и из докладов, с которыми выступают на конференции учащиеся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступления учащихся с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и уточнения в доклады, если это не сделано учащимися во время обсуждения докладов; обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, выступающих с докладами и дополнениями к ним.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, учатся анализировать и обобщать, отделять главное от второстепенного, самостоятельно работать с наглядными пособиями и приборами, пользоваться пособиями во время докладов, демонстрировать опыты, выполнять рисунки и чертежи на доске.

Успех конференции, ее результаты определяются ка­чеством подготовки, которая включает следующие этапы: определение задач конференции, круга обсуждае­мых вопросов, а также времени ее проведения; изучение учителем литературы по теме конференции; отбор литературы для учащихся; определение наличия отобранной для учащихся литературы в школьной и городской библиотеках, в домашних библиотечках учащихся; распределение докладов между учащимися; первичная (установочная) консультация; консультация учащихся по ходу подготовки докладов; проверка готовности докладов.

Дидактическая игра – это форма организации обучения, организуемая педагогом по специально разработанному сценарию с опорой на максимальную самоорганизацию учащихся при моделировании опыта человеческой деятельности. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебной. Цели обучения достигаются через решение игровых задач.

Основным структурным компонентом игры является игровой замысел. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Другой структурный компонент игры – правила игры, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки. Следующий структурный компонент игры - комплект ролей, взятых на себя играющими. Существенным компонентом дидактической игры являются также игровые действия, которые регламентируются правилами игры и являются средствами реализации игровых ролей. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно представляет собой те знания и умения, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры - еще один компонент игры, сюда относятся различные средства наглядности, дидактические раздаточные материалы и ТСО. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает ей законченность. Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой, отсутствие одного из них разрушает игру. Сочетание всех компонентов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Консультация - это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учеб­ной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом. Роль консультаций в учебном процессе стала увеличиваться в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетра­диционные формы организации обучения: лекции, семинары, конферен­ции, игры и др., а также системы форм (например: лекция - практическое занятие - семинар - зачет).

Выделяют различные виды консультаций. Вводные или предварительные консультации предшествуют изу­чению материала на уроках. Текущие консультации - проводятся парал­лельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекция отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключи­тельные консультации - проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематиче­скими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.

Традиционная форма проведения консультации (ребята задают во­просы, а педагог отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся можно сделать так: предложить им зара­нее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее ин­тересные и трудные, готовить консультантов из их числа. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консульта­ции.

Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной дея­тельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе, и в этом состоит ее основная дидактическая цель.

В средней школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и спра­вочной литературой (задачи - выделение главного, систематизация, ана­лиз, обобщение, составление блок-схем, таблиц, алгоритмов и т.д.), вы­полнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин; изучение темы с малой группой учащихся, (экспертов по теме), каждый из которых занимается затем с несколькими учащимися (с последующей защитой у учителя); разработка ими методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, каче­ственных вопросов и задач и т.д.); подготовка к наиболее ответственным или интегративным лабораторным работам; конкурсное выполнение раз­ных заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предпри­ятиях, в лабораториях; самостоятельное изучение дисциплин под опекой учителя; выполнение специально подготовленных заданий разви­вающего характера (цель - более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета).

Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педаго­гическая, психологическая и методическая подготовленность преподава­телей и учащихся к ее реализации.

III. 4 Формы обучения

Под формами обучения, как уже отмечалось выше, понимают виды организации взаимодействия обучаемых между собой и с обучающим в ходе одного занятия, направленные на оптимизацию учебного процесса. В современной дидактике широко применяется классификация форм обучения по числу охваченных влиянием педагога учащихся и по характеру взаимодействия на фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальная форма обучения - это такой вид деятельности учителя и учащихся на занятии, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Распространенность фронтальной формы работы связана с ее несомненными достоинствами. К ним относятся непосредственное общение учителя со всем классом, когда учитель оказывает эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, побуждая при этом ответные мысли, чувства, переживания, действия. Такая форма работы требует от учителя высокого мастерства, он должен уметь управлять большой группой учащихся, планировать их работу, привлекать внимание учащихся всего класса, включать всех в активную познавательную деятельность, оперативно осуществлять обратную связь, тактично вносить коррективы в обсуждение учебных проблем и пр. При этом он должен видеть каждого ребенка, организовывать взаимодействие всех учащихся, привлекать себе на помощь наиболее способных учеников.

Индивидуальная форма обучения заключается в том, что учащийся выполняет задания самостоятельно, независимо от товарищей, пользуясь при этом помощью учителя непосредственно, либо косвенно. Темп работы зависит от учебных возможностей и уровня подготовленности учащегося. При такой организации учащиеся выполняют задания, одинаковые для всего класса. Если же учащиеся выполняют разные задания, составленные в соответствии с их возможностями, то такую форму обучения называют индивидуализированной. В педагогической литературе для реализации этой формы обучения разработана специальная система заданий: работа с учебником или дополнительной литературой, решение задач, примеров, выполнение лабораторных работ, написание рефератов, сочинений и пр. Причем степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть различной, это могут быть задания с предварительным фронтальным разбором, по образцу, задания по подробным инструкционным картам и др.

Эта форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, он должен продумать, где и на каком этапе целесообразнее организовать индивидуальную работу учащихся, подобрать задания для самостоятельной работы, включить учащихся в их выполнение. Кроме этого, он должен уметь осуществлять оперативный контроль и своевременную помощь затрудняющимся ученикам, не нанося при этом вред развитию их самостоятельности.

Учащимся такая форма обучения помогает более сознательно и прочно усваивать знания, умения и навыки, формировать такие качества личности как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.

Групповая форма обучения заключается в том, что класс временно делится на несколько групп, численностью от 3 – 6 человек в зависимости от содержания и характера работы. В качестве основных признаков групповой формы обучения учащихся П.И.Пидкасистый выделяет следующие: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы [25].

Коллективный способ обучения (парная работа). Эта форма обучения обоснована В.К. Дьяченко, который определяет его как такую организацию обучения, при которой оно осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Структура коллективного способа обучения включает: 1) индивидуально-обособленные занятия; 2) работа в парах постоянного состава (статические пары); 3) групповые учебные занятия во всех их разновидностях; 4) коллективные учебные занятия или общение в динамических парах. Парная работа используется в следующих видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющимися ролями «учитель» - «ученик»; в такие пары могут объединяться как два сильных, так и два слабых ученика, или сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара включает четверых учащихся, выполняющих общее задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз он должен менять логику изложения, темп и др. в зависимости от индивидуальных особенностей своих товарищей; вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре части учебного материала.

Только в сочетании друг с другом различные формы обучения дадут положительный эффект.

 

  IV. Блок применения

 

I. Заполните таблицу:

Формы организации обучения Время создания, автор Особенности признаки Достоинства Недостатки
         
         
         
         
         

 

2. Приведите два – три определения форм организации обучения, выделите их сущностные характеристики и сравните их.

3. Найдите соответствие названий специфических функций форм организации обучения с их сущностью:

I. Интегративная функция

II. Психологическая функция

III. Коммуникативная функция

IV. Управленческая функция

а) форма организации обучения заставляет учащихся действовать в заданном направлении и с определенной целью, осваивать определенное содержание и формировать к нему свое отношение;

b) форма организации обучения делает доступным для восприятия цели, содержание, методы и средства обучения;

c) форма организации обучения способствует выработке у учащихся привычки к работе в одно и то же время, определенного деятельностного биоритма;

d) форма организации обучения определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом.

4. Какие признаки форм организации обучения, из приведенных ниже, являются основными, почему? Какие из них относятся к внешним, какие – к внутренним признакам?

1. Режим занятий (продолжительность, расписание и пр.);

2. Последовательность этапов работы, структура занятия;

3. Место проведения (учебный кабинет, мастерская, природа и др.);

1. Степень самостоятельности учащихся в обучении;

5. Дидактическая цель занятия;

6. Состав учащихся (класс, часть класса, отдельные учащиеся и пр.);

7. Характер взаимодействия педагога и учащихся;

8. Методы и приемы обучения;

9. Сочетание коллективного и индивидуального обучения;

10. Способ контроля за деятельностью учащихся и ее результатами.

 

5. Характеристика каких форм обучения дана ниже?

- Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит ответы на вопросы, выполняет упражнения, работу творческого характера, решает примеры, задачи, осуществляет самопроверку.

- Организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между учениками на равных основаниях. Обеспечиваются взаимообучение усвоение учебной информации, взаимопроверка результатов учения.

- Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание, планирует и распределяет задачи внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа фактов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

 

И.К. Журавлев
В.К. Дьяченко
«ФОО – это вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения»
«ФОО – это структура общения, применяемая в учебном процессе, то есть структура общения между обучающимися и обучаемыми в процессе их работы»
В.С. Безрукова
И.М. Чередов
«ФОО – это исторически сложившаяся, ус­тойчивая и логически завершенная органи­зация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность компонентов, саморазвитие, личностно-дея­тельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения»
«ФОО – это структура общения, применяемая в учебном процессе, то есть структура общения между обучающимися и обучаемыми в процессе их работы»
V. Блок обобщения и систематизации

 

 

Функции
- обучающая - воспитательная - организационная - стимулирующая - интегративная - коммуникативная - управленческая  
Признаки   - пространственно-временная определенность - структура занятия - степень самостоятельности учащихся - дидактическая цель   Факторы выбора - - Дидактические цели - Содержание учебного материала - Подготовленность учителя - Уровень подготовленности учащихся - Методы обучения - Возрастные особенности учащихся

 

Классификации - На основании основной цели организации занятий (теоретические формы, формы практического обучения, формы смешанного обучения, формы трудового обучения – Усова А.В.); - На основании дидактической цели (освоение новых знаний, закрепление знаний, выработка умений, обобщение знаний и их систематизация, определение уровня овладения ЗУН – Шамова Т.И.); - По количеству учащихся (конкретные: урок, лекция, семинар, экскурсия и др.; общие: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная – Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.М.,., Чередов И.М.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: