Интегративные тенденции в развитии форм организации обучения




Интеграционные процессы в развитии форм организации обучения проявляются, во-первых, в формировании рассредоточенных во времени комплексов различных оргформ обучения конкретному предмету (интеграция по «горизонтали»); во-вторых, обосновании системы форм организации обучения в рамках более крупных (чем урок) структурных единиц учебного процесса – учебного дня, учебной недели и т.д. (интеграция по «вертикали»). Рассмотрим ниже содержание концентрированного обучения как организационной формы проявления интеграции по «вертикали».

Идея концентрированного обучения привлекала внимание ученых с давних лет, начиная с Я.А. Коменского. Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся (системность знаний, умений, мобильность, инициативность, умение вести диалог и др.) через создание оптимальной структуры учебного процесса.

В основе концентрированного обучения лежат принципы: концентрации учебных предметов и материалов во времени, системности и комплексности (единства и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм обучения); органического сочетания обучающих, воспитательных и развивающих целей; вариативности, гибкости и динамичности форм организации обучения; проблемности; интеграции теории и практики; преемственности; активизации возможностей личности и коллектива.

Сущность концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, недели, т. е. вместо 6-ти предметов на 6-ти уроках изучается 1-2 предмета, это служит условием сосредоточения внимания учащихся на непрерывном изучении одного предмета, условием погружения, исключающего забвение предыдущего материала и нарушение целостности (начиная с первичного восприятия вновь изучаемого материала и, кончая формированием умений им пользоваться); единовременной продолжительности изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающей их прочное усвоение; ориентации учебного процесса на развитие творческой активности учащихся; создании благоприятных условий для сотрудничества педагогов и учащихся, для успешной интеграции теории и практики, формирование в единстве знаний и умений учащихся; применении целостной системы форм организации обучения, адекватно реализующих целостный процесс познания.

Эффективность обучения при концентрированном типе организации учебного процесса достигается благодаря реальной взаимосвязи всех компонентов процесса обучения: целевого, мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-оценочного.

Особенностью целевого компонента является то, что на передний план выступают цели не отдельных занятий, а учебного дня, недели или более ёмких временных единиц. Цель учебного процесса выполняет интегративную функцию и является для учащихся ориентиром в их познавательной деятельности. Она выполняет и мотивационную функцию, поскольку ставится совместно с учащимися и тем самым трансформируется в их собственную цель (а не навязанную педагогом).

Содержание учебного материала в технологии требует концентрированного обучения для своего представления специальных средств. Для формирования у учащихся целостных представлений о том или ином разделе изучаемого курса или обо всём курсе в целом широко используются опорные сигналы и конспекты, структурно-логические схемы, таблицы укрупненных единиц знаний и другие средства.

Специфика процессуального компонента при концентрированном обучении состоит в том, что оно объективно требует от педагогов применения сочетания форм обучения, форм организации обучения, комплекса методов и средств обучения. В противном случае – в условиях однообразия форм и методов обучения – концентрированное обучение организовать невозможно. Поскольку основной организационной единицей при этом типе организации обучения становится учебный блок, то целесообразно рассмотреть его структурирование.

Каждый цикл занятий в рамках учебного блока включает различные формы организации обучения. Гибкость их сочетания обеспечивается за счёт выделения стабильной и варитивной составляющей системы форм организации обучения.

Под системой форм организации обучения понимается совокупность взаимосвязанных организационных форм обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений учащихся, развитие их творческих способностей.

Инвариантная группа форм организации обучения включает, как правило, четыре организационные формы: лекцию, практические занятия, самостоятельную работу учащихся (индивидуально, в группах, экипажах, динамических и вариационных парах) над индивидуальными или коллективными заданиями, детализирующими основной вопрос или проблему лекции; урок-анализ дня, на котором учащиеся отчитываются о проделанной в течение дня работе. Специфической формой работы педагога является инструктаж в связи с планированием и проведением самостоятельной работы учащихся.

С учётом конкретных условий обучения комплекс форм организации обучения дополняется за счёт включения в него варитивной части – специальных уроков актуализации знаний, вводных занятий, лабораторно-практических занятий, дидактических игр, зачётов и др.

Целью лекции является формирование у учащихся обобщённой системы знаний по узловым вопросам изучаемой темы, привлечение внимания учащихся к данной проблеме, показу истории и перспектив её развития. Практические занятия и самостоятельные работы учащихся имеют целью формирование у учащихся определённых практических навыков и умений, закрепление и углубление знаний, изложенных на лекции, создание благоприятных условий для упражнения учащихся в сотрудничестве друг с другом и с педагогом. Основная цель заключительного занятия состоит в формировании у учащихся умений анализа и самоанализа деятельности и её результатов, умений соотносить цели учения с его результатами, осуществлять самоконтроль и т. п.

Основные цели различных видов занятий представляют собой декомпозицию цели учебного блока. В соответствии с обозначенными целями в рамках различных форм организации обучения выбирается сочетание форм обучения, общих и бинарных методов обучения, адекватных им приёмов преподавания и учения.

Важно подчеркнуть, что совокупность видов занятий в структуре учебного блока представляет собой определённую систему. Её главной особенностью, в сравнении с системой уроков при обычной организации учебного процесса, является то, что формы в системе не только связаны друг с другом (содержательно, процессуально), но они не разделены во времени. Поэтому система форм организации обучения представляет собой целостный учебный процесс овладения определённым научным знанием и способами его применения в жизни, будущей профессиональной деятельности и т. д.

На построение системы форм в каждом конкретном случае оказывают влияние особенности данного учебного предмета и специфика изучаемого материала. Система форм организации обучения отражает логику учебного процесса и потому имеет объективное основание – это означает, что нельзя строить занятия произвольно, игнорируя логику учебного процесса … [13].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: