Автомобильные и тракторные стреловые краны на лесозаготовках в настоящее время применяются сравнительно редко и в основном на штабелевке сортиментов и погрузке их на лесовозный транспорт. Обусловлено это тем, что большинство таких кранов не приспособлено для погрузки лесных грузов и требуются затраты ручного труда (на прицепке и отцепке груза). Но эти краны, и особенно автомобильные, широко применяются в леспромхозах на различных погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работах.
Погрузчик-штабелер ЛТ-72А предназначен для штабелевочно-погрузочных работ, а также для разбора заторов на сплавных реках глубиной до 1,5 м. Конструкция погрузчика-штабелера предусматривает возможность использования дополнительного сменного рабочего оборудования: ковша для работы прямой и обратной лопатой и грейфера для погрузки осмола. Погрузчик-штабелер ЛТ-72А (рис. 1) изготавливают на базе трактора ТТ-4. Он имеет следующие основные узлы: поворотную раму, стрелу, рукоять, механизм вращения поворотной рамы, привод ходовой системы, захват и гидросистему.
Рис. 1. Погрузчик-штабелер ЛТ-72А: 1 — захват с приводом; 2 — рукоять; 3 — стрела; 4 — кабина; 5 — механизм вращения; 6 — силовая установка; 7 — противовес; 8 — базовый трактор; 9—поворотная рама; 10 — поворотный круг; 11 — коробка передач; 12 — гидросистема
Поворотная рама представляет собой сварную металлоконструкцию из швеллеров и служит для установки на ней механизмов и рабочего оборудования. В нижней части поворотная рама оборудована фланцем для установки на поворотный круг, в ее задней части закреплен противовес, служащий для продольной и поперечной устойчивости при работе с грузом.
|
Стрела и рукоять представляют собой сварные конструкции коробчатого сечения. Нижними проушинами стрела шарнирно соединяется с порталом поворотной рамы, а верхним концом с рукоятью. Кронштейны служат для шарнирного соединения гидроцилиндров подъема стрелы и рукояти. На передней части рукояти предусмотрены оголовники для крепления рабочего органа.
Механизм вращения поворотной рамы состоит из редуктора вращения, который установлен на поворотной раме, поворотного круга и пары цилиндрических зубчатых колес. Механизм поворота реверсивный. Редуктор вращения состоит из червячной пары, конусного диска, прижатого к червячному колесу пружиной. На корпусе редуктора установлен гидромотор, соединенный с червяком через цилиндрическую зубчатую передачу. Конический диск и червячное колесо имеют возможность проворачиваться относительно друг друга при возникновении перегрузок при повороте поворотной рамы и тем самым предохраняют редуктор от поломок. Для регулировки усилия трения между коническим диском и червячным колесом необходимо сжать пружину гайкой до соприкосновения витков, затем отвернуть гайку на 1,5... 2 оборота.
Поворотный круг предназначен для обеспечения подвижного соединения поворотной рамы с ходовой системой, а также для вращения поворотной рамы. Зубчатый венец поворотного круга болтами закреплен к опорной раме шасси базового трактора и находится в постоянном зацеплении с обегающей шестерней редуктора вращения. В поворотном круге имеются три обоймы: внутренняя, верхняя и нижняя, между которыми в два ряда расположены шарики. Внутренняя обойма неподвижная, верхняя и нижняя подвижные соединены между собой четырьмя болтами и крепятся к поворотной раме.
|
Привод ходовой системы состоит из дизельного двигателя А-01МЛ, коробки передач, цепной муфты, редуктора опорной рамы, фланца заднего моста и карданных валов. Коробка передач крепится на поворотной раме и служит для передачи крутящего момента от двигателя к редуктору опорной рамы. На корпус редуктора установлен шестеренчатый насос НШ-100-3. На выходе вала крепится стояночный тормоз, приводимый в действие из кабины погрузчика-штабелера. Цепная муфта предназначена для передачи вращения от коробки передач к редуктору опорной рамы и состоит из двух полумуфт и блока звездочек, соединенных двумя втулочно-роликовыми цепями. Муфта допускает смещение соединяемых валов коробки передач и редуктора опорной рамы: радиальное — не более 2мм, угловое — не более 1°.
Фланец заднего моста состоит из вала-шестерни и служит для передачи крутящего момента на главную передачу заднего моста погрузчика-штабелера. На шлицевом конце вала-шестерни установлен фланец для крепления и центрирования вилки большого карданного вала. Зацепление вала-шестерни с шестерней главной передачи заднего моста регулируется прокладками, установленными между корпусом фланца и стаканом подшипников, в которых вращается вал-шестерня.
Захват является основным рабочим органом погрузчика-штабелера при выполнении штабелевочно-погрузочных работ. Он состоит из сварного корпуса 4, двух челюстей 1, соединенных пальцами 2 с корпусом и гидроцилиндром 5, на котором установлен клапан 3. Вращательное движение захвата осуществляется приводом захвата, состоящим из корпуса, в котором перемещается зубчатая рейка, поворачивая цилиндрическую шестерню. Поступательное движение зубчатой рейки, один конец которой выполнен в виде поршня, происходит под действием давления рабочей жидкости в гильзе, укрепленной болтами на корпусе привода захвата. Ограничителем поворота шестерни является ход зубчатой рейки.
|
Грейфер четырехчелюстной предназначен для погрузки осмола, порубочных остатков и другого сырья. Привод ковша и грейфера осуществляется гидроцилиндром, для подсоединения которого в гидросистему служит гидравлическая магистраль от распределителя к гидроцилиндру зажима челюстей.
Машина ЛП-60-01 (рис. 2 б) оснащена погрузочным оборудованием и предназначена для погрузки хлыстов на лесовозный транспорт на лесосеке при среднем объеме хлыста до 0,4 м3.
Машина ЛП-60-02 (рис. 2в) оснащена захватом для сортиментов и предназначена для штабелевки на лесопромышленных складах и для погрузки сортиментов на лесовозные автопоезда.
Машину рекомендуется применять на лесосеке со средним объемом хлыста 0,2...0,6 м3 с любым породным составом, рельефом местности равнинным или слабохолмистым при крутизне склонов до 8°. Машина может спиливать деревья диаметром на высоте груди 44 см, массой до 1,6 т, переносить их и укладывать в пачку. Деревья большего диаметра, но не более 65 см в пропиле могут спиливаться особыми приемами и сталкиваться.
Машина может эксплуатироваться в лесосеке с несущей способностью грунтов, которая обеспечивает опорную проходимость трелевочных тракторов. Применять машину целесообразно в незахламленных лесосеках, на которых количество валежных и буреломных стволов не превышает 5 % общего числа деревьев.
Доставка машины в лесосеку производится своим ходом или транспортными средствами грузоподъемностью 20 т (трейлеры, специально оборудованные платформы УЖД, санные прицепы и т. д.).
Машина погрузочно-разгрузочная МПР-371 (рис. 3) предназначена для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на лесосеке, механизации транспортно-складских работ.
Рис. 3. Погрузочно-разгрузочная машина "Беларусь" МПР-371: 1 – базовый трактор МТЗ-82В; 2 – рукоять; 3 – коромысло; 4 – гидроцилиндр управления рукоятью; 5 – кронштейн; 6 – стрела; 7 – кронштейн; 8 – гидроцилиндр управления стрелой; 9 – шланги; 10 – колонна; 11 – аутригер; 12 – захват; 13 – гидроцилиндр; 14 – механизм поворота захвата
Погрузочно-разгрузочная машина МЛПР-394 (рис. 4) предназначена для сортировки, погрузки, выгрузки хлыстов и сортиментов. Она выполнена на базе шасси погрузочно-транспортной машины МЛПТ-354.
Рис. 4. Лесная погрузочно-разгрузочная машина МЛПР-394: 1 – энергетический модуль; 2 – гидроцилиндры; 3 – задняя полурама; 4 - гидроманипулятор; 5 – горизонтальный шарнир; 6 - вертикальный шарнир; 7 – передняя полурама
Технологический модуль состоит из задней полурамы 3 с установленной на ней опорой манипулятора.
На задней полураме смонтированы гидроцилиндры блокировки горизонтального шарнира для исключения относительного перемещения полурам вокруг горизонтальной оси при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Оба моста машины ведущие и имеют принудительную блокировку межколесных дифференциалов. Задний мост имеет принудительное включение с места водителя. Ходовая система состоит из четырех колес на шинах низкого давления.