Критический анализ стихотворения «Молодость»




 

Критический разбор подразумевает анализ двух составляющих: смысла и художественного выражения. Поскольку метр здесь явно не соблюдён, а рифма иногда присутствует, также есть строфы, то всё-таки отнесу это к стихотворению, к верлибрам, а не к прозе. В общем-то хочется похвалить автора за размышления, но приступим…

 

 

«Молодость

Цени краткое счастье, данное жестоким неумолимым временем

Когда молодость еще вечна, и ты бываешь частенько пьян,

Когда нет ежедневной боли, а есть творческий голод и жажда все старое переделывать,

А на душе всегда место найдется под будущий шрам.»

– автор призывает ценить «краткое счастье» пока человек молод. Здесь сразу возникает вопрос:

А что, только счастье присуще только молодости? – Отнюдь. Счастье – как внутреннее состояние удовлетворённости, возникает на всём протяжении жизни человека, оно не ограничивается только юностью. А ежедневная боль в молодости бывает не менее частой как и в зрелом возрасте, так и в преклонные годы. Как следствие возникает несогласие с автором.Возможно, автор хотел призвать ценить юность, когда испытываешь больше восторженных чувств, и ещё нет того «багажа» скорби и печального опыта, которые накапливаются с годами?

 

«Трагедия конечности лучшего времени явственна, словно хорошая графика,

Но будет понята слишком поздно и только post-factum,

Слабей руки, люди черствеет как корки хлеба, все ближе классика,

Ноне ad aster ведётпутьminorisresistentiae.»

 

–с первой частью тоже не могу согласиться, так как возникает вопрос:

Почему это трагедия конечности лучшего времени будет понятна слишком поздно, и в последующий период? И почему это молодость является лучшим временем?

Во-первых, это зависит от мышления самого человека. Для меня лучший период во всех отношениях был и является зрелость, а совсем не юность или детство. Каждый жизненный период отмечен своими плюсами и минусами, и тут я бы не противопоставлял одно другому.

Во-вторых, молодой человек со зрелым мышлением вполне может осознавать трагедию конечности этого периода, и даже принять это как нечто естественное и даже не делать из этого трагедию, если уж на то пошло.

Вторая часть содержит ошибку «люди черствеет (-ют!)». Но и здесь не могу согласиться, так как бывают слабеют, а бывают и закаляются, становятся сильнее и мягче, добрее, да и классика – понятие весьма условное, ведь мне может нравиться Бетховен, но не Бах, Шишкин, а не Айвазовский… При этом взрослый человек может любить и современные фильмы, музыку, литературу… – вопрос в другом, что часто современное по качеству бывают гораздо хуже во многих отношениях, поэтому зрелые люди могут выбирать то, что более качественнее, нравственней, тоньше и умней, красивее – то, что помогает ему получать и сохранять положительные эмоции и счастье, в конце концов.

По поводу того, ведёт «к звездам» путь наименьшего сопротивления или нет, здесь опять же, смотря чему и как, зачем и сколько сопротивляться. Можно привести массу примеров, но всё это будет касаться конкретных ситуаций, а здесь в тексте лишь обобщение…

 

«Неподъемная тяжесть ночных кошмаров сложится из маленьких и больших ошибок.

Она придавит к земле, заставит ссутулится и склонить голову.

Как летать, если нет сил даже выпрямить спину.(?)

Жизнь беспомощности выучит даже самого гордого.»

–ну, опять же, это лишь обобщение, не подразумевающее исключения. Конечно, трагедии и скорби могут согнуть человека, заставить его чувствовать беспомощность, даже сломать, но могут и нет… Многие люди сохраняли стойкость и твёрдость, счастье и радость, не смотря ни на что. Тут очень много от человека зависит, его мировоззрения, убеждений и силы духа. Тот же Иисус, претерпев мученическую смерть, не был согнут или сломан, а был воскрешён Богом к небесной жизни как его Сын. То же можно сказать и в отношении многих и многих людей. В Священном Писании даже было сказано, что «день смерти лучше дня рождения»–в том смысле, что когда человек родится, то ещё не понятно кем он станет и что совершит, а когда человек умрёт, то ясно какой путь и как он его прошёл, и останется ли он в памяти Бога, и будет ли воскрешён или нет.

 

«А пока - грусти не бойся, пока в ней еще есть зерно радости, что ты еще можешь грустить.

Разочаровывайся - это значит ты еще способен очароваться.

Пока есть молодость торопись обжигаться, чтобы не пришлось потом выть

От неизбывной тоски, что в груди за звездой не пошедшего старца.»

– Автор призывает не бояться грустить, потому что в грусти есть зерно радости от осознания, что ещё можешь грустить. А что, потом, в зрелом возрасте, человек может потерять эту удивительную способность – грустить? Отнюдь. Да и тут нельзя говорить обобщённо, так как грусть может породить уныние и даже депрессию, которая опасна в любом возрасте. Всё должно быть уравновешенно, иногда уместно и погрустить, но осознанно к этому стремиться человек не должен.

Второй тезис про «очарование - разочарование». Лучше не делать первое, чтобы не испытывать второе. Стремиться к проницательности и мудрости нужно.

Третий призыв «торопись обжигаться пока молодой» – свидетельствует о незрелом мышлении призывающего. Что лучше, учиться на своих ошибках или на ошибках других? Мудрый и зрелый человек не будет из-за желания получить опыт глотать яд, прыгать из самолета без парашюта и тому подобное – достаточно было тех умников, кто так поступал раньше и получил наказание. А молодым следует учиться и держать глаза открытыми, а ум ясным. Тогда и меньше «ожогов» будет и «выть от тоски» не придётся, да и жизненный путь может оказаться вполне успешным!

 

 

Итог:

Много общих фраз и непродуманных призывов, которые и вызывают несогласие у вдумчивого читателя. При этом художественная выражения на весьма низком уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: