ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века в нашей стране и во всем мире все большее внимание стало уделяться вопросам экологии. Такой интерес обусловлен обостряющимися экологическими проблемами, которые подчас приобретают глобальный характер. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы теории и методологии экологической геологии, определения ее положения в системе других наук.
Одной из проблем является то, что чаще всего вопросы экологии сводятся лишь к загрязнению и изменению атмосферного воздуха, водной среды, сохранения растительных сообществ и животного мира. Тогда как все эти компоненты природы тесно взаимосвязаны с внешней оболочкой планеты - литосферой. Именно литосфера является материальной литогенной основой биосферы - сферы живого вещества. На ней формируются почвы, ландшафты, растительные и животные сообщества. В настоящее время литосфера все больше изменяется в процессе человеческой деятельности, включается в техносферу (часть геосферы, затронутой техногенезом). Решение экологических проблем различных компонентов природы и общества невозможно без изучения экологических проблем литосферы, исследования ее экологических функций.
Одним из приоритетных направлений современного высшего образования является развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Научно-исследовательская деятельность позволяет студентам систематизировать и углубить полученные теоретические знания, дает возможность улучшить навыки в сборе, обобщении и анализе материала, овладеть методикой исследования при решении конкретных проблем.
Особое место в обучении занимает практическая деятельность по написанию, оформлению и защите курсовых работ студентов.
Задача, которая поставлена в данном методическом указании, дать обобщенные и систематизированные представления об организации учебно-исследовательской деятельности студентов, для написания и оформления курсовой работы.
Стандартизация в наше время затрагивает все элементы научного сочинения, в том числе курсовой работы: язык, композицию, библиографический аппарат. В связи с этим нужно знать не только особенности функционального стиля научной литературы, но и основные стандарты и ГОСТы, предъявляемые к оформлению научных работ.
Целью настоящей курсовой работы является изучение влияния нефтегазового комплекса на развитие экологической и экономической ситуации в регионах РФ; изучить методы оценки степени загрязнения окружающей среды, оценки природных и техногенных рисков; прогнозирование процессов нефтяного загрязнения компонентов окружающей среды, процессов их естественного самоочищения; уметь разрабатывать мероприятия по охране геологической среды.
Объектом курсовой работы является федеральные, автономные округа и нефтегазоносные области в его физико-географических, экономических и экологических аспектах.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
· провести анализ и дать оценка физико-географическому и экономическому положениям территорий, на которых расположен нефтегазовый комплекс;
· провести анализ и дать оценку экологической обстановки территорий на которых расположен нефтегазовый комплекс;
· показать перспективы развития территорий, на которых расположен нефтегазовый комплекс до 2020 года.
КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Наряду с такими формами научно-исследовательской работы студентов, как выполнение рефератов, участие в научных семинарах, студенческих научных кружках, научных и научно-практических конференциях, внутривузовских и республиканских конкурсах и олимпиадах, студенческого научного общества и т.п., написание курсовой работы является неотъемлемой и важной частью в деле обучения навыкам исследовательской деятельности. Поэтому вначале следует разобраться в том, что такое исследование и в чем состоят особенности исследования, проводимого при выполнении данного типа работ.
Исследовательская работа – особый вид деятельности, где проявляется активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленные на решение проблемных задач и ситуаций.
Курсовая работа, представляет собой начальную форму научного исследования, является относительно небольшой по объему и освещает какой-либо один аспект в пределах большой темы. Это своего рода итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, который имеет возможность углубленно рассмотреть заинтересовавшую его тему и приобрести навыки научного исследования.
Студент должен уметь найти нужные источники, внимательно изучить их, сделать критический анализ содержания, сравнить позиции разных авторов и высказать собственную аргументированную точку зрения на полученную информацию.
Курсовая работа наряду с аналитическим обзором должна содержать результаты обработки информации с использованием различных методов научного исследования и давать объяснение полученных данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Следовательно, целью курсовой работы является выработка навыков проведения самостоятельного научного исследования, умения сопоставлять и объяснять данные, выявлять причины явлений и процессов.
Таким образом, курсовые работы различаются широтой охвата объекта исследования, степенью аналитичности, методами работы с материалом, уровнем обобщения результатов. В дальнейшем курсовая работа может перерасти в выпускную квалификационную – дипломную работу.
Студенту желательно работать над одной темой в течение ряда лет, т.к. при этом приобретаются навыки научного исследования, и начатая на младших курсах научная работа "вырастает" в законченное научное произведение к защите выпускной квалификационной работы. Это возможно только при ответственном отношении к курсовой работе.
Написание курсовой работы требует от автора не только самостоятельности научного мышления, обоснованного выбора объекта изучения, знания современных методов исследования, но и умения правильно организовать научный поиск, а далее оформить полученные результаты в виде письменной работы, отвечающей требованиям и соответствующей действующим нормативным документам.
Научное исследование студента предполагает анализ теории и истории вопроса: теория составляет научное обоснование собственно практической части исследования. Следует сказать, что результаты курсовой работы не обязательно должны нести в себе научную новизну, эти результаты обладают новизной субъективной, они являются новыми для человека, их получившего. Цель выполнения курсовой работы состоит не столько в получении нового знания самого по себе, сколько в освоении студентом способов исследовательской деятельности, решении комплекса типовых и творческих задач в рамках одного исследования. Хотя многие студенты начинают научную деятельность еще на младших курсах, публикуют статьи, принимают участие в студенческих конференциях и стремятся к тому, чтобы их исследования несли в себе научную новизну.
В содержательном плане исследовательская работа студента не является чисто научным исследованием: она связана с обучением и одновременным развитием творческого потенциала и индивидуальности учащегося. Однако организация деятельности по выполнению научной работы должна с большей или меньшей полнотой воспроизводить структуру научного исследования.
При выполнении самостоятельного научного исследования очень важны логика исследования и логика изложения материала, вследствие чего данная работа делится на несколько этапов.
Первый этап – установочный – состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования. В результате выполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования и структуру работы или план изложения, который близок к оглавлению.
На втором, исследовательском этапе выполняется собственно поисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и с использованием выбранных методов, методик, технологий: работа ведется на теоретическом и практическом уровнях; результаты систематизируются и обобщаются.
Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление работы и полученных результатов исследования.
Следующие этапы связаны с подготовкой работы к защите и самой процедурой защиты: четвертый этап - представление работы на кафедру, пятый - защита курсовой работы — перед преподавателями кафедры.
Этапы исследования взаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа, поэтому правильнее выполнять их в указанной последовательности.
2. РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
Руководство курсовой работой осуществляет научный руководитель, назначаемый кафедрой из числа ее преподавателей.
В обязанности научного руководителя входит:
- разработка задания студентам на выполнение работы;
- оказание помощи в разработке календарного графика выполнения работы;
- оказание помощи в определении объекта и предмета исследования, цели и задач работы, составлении библиографии;
- рекомендация необходимой литературы, справочных материалов и других источников по теме;
- проведение систематических индивидуальных консультаций, предусмотренных графиком;
- проверка качества выполненной работы и рекомендация к защите;
- консультирование студентов при подготовке к защите.
Кафедра осуществляет руководство по организации и выполнению курсовых работ по следующим направлениям:
- разработка и представление к утверждению тематики работ;
- организация выбора студентами тем работ;
- определение и назначение научных руководителей;
- оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки научных работ;
- контроль над качеством рецензирования работы.
Таким образом, алгоритм выполнения курсовой работы выглядит следующим образом:
1) выбор темы;
2) рабочего плана и календарного графика;
3) сбор информации, анализ источников и научной литературы;
4) чернового варианта;
5) проверка;
6) внесение поправок и дополнений;
7) защита.