Подвижные игры Вологодской области
1.ИГРА: «УТИЦА» /ВЫВОРОТНОЙ ХОРОВОД/
Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода лицом в круг – спиной в круг через «воротики»; выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.
Ход игры: дети становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг-слог:
«Идёт утица по распутице,
Ведёт ребят – малых утят».
Следующее движение по хороводу в обратную сторону – шаг с притопом:
«Раз шагнёт – споткнётся,
Второй – сковырнется,
Третий – закачается,
Четвёртый – в воду свалится!»
Последнее движение: ребёнок, выбранный перед началом игры, находит глазами «воротики» - двух детей, на противоположной от него стороне круга и ведёт через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку)
ИГРА «КОЛЕЧКО»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:
«Уж я золото хороню, хороню,
То в высоком терему,
То у галки на кону,
То на лысой на горе,
То у лисоньки в норе,
Может в Ванином кафтане,
Иль у Даши в сарафане.
Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!
Где колечко, покажи!»
Пока идёт пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого-либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.
ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ЗАЙКА»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
|
Ход игры: Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие: «хозяйка» (будет ходить противоходом за кругом) и «зайка»
(будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:
«Недород, недород,
Охраняйте огород.
Погляди, идёт хозяйка.
Убегай скорее, зайка!»
Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».
ИГРА «ЖУРАВЛИ»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».
«Журавли» с приговором «летают» по комнате:
«Ай, дали, дали, дали,
Пролетали журавли,
Пролетали журавли
И велели нам: «Замри»!»
Дети - «журавли» «замирают» в различных позах. Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:
«А кто первый отомрёт,
Тот за мной водить пойдёт».
ИГРА «ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: у центральной стены зала стоит ребёнок -«рябина», с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих - «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими.
Все поют:
«Ах, ах, ах, ах,
Стоит рябина во лесах.
Воробьишки прилетали,
Красны ягоды клевали.
Их вороны прогоняли!»
После пения припевки дети- «воробьи» стараются пробежать через зал к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон».
Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.
|
ИГРА «ТЕТЁРА»
Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми;
Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением:
«Тетёра шла, моховая шла,
По каменью, по раменью.
Сама прошла, всех детей перевела,
Само лучшего дитёночка оставила»
Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».
ИГРА «КОМУ ПИРОГ?»
Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.
Ход игры: В центре зала на стул садится ребёнок - «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:
«Бабушка Ненила,
Пирог затворила,
В печку ставила,
Дожидать заставила.
Когда, пирог, зарумянишься?
Кому, пирог, ты достанешься?»
Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребёнок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».
ИГРА «КОЛОКОЛЕЦ» (С НАБОРНЫМ ХОРОВОДОМ)
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, развитие ловкости и быстроты движений.
Ход игры: дети становятся по кругу. Внутри круга ходит ребёнок- водящий, с колокольчиком. Дети поют:
|
«Колоколец звонче пой,
Кто пойдет сейчас с тобой».
Ребенок-водящий подходит к одному из играющих и поёт:
«Пойдём, друженька, со мной,
Колокольчик будет твой»
отдаёт колокольчик выбранному им ребёнку, становится позади него. Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей. Все поют:
«Колоколец звонче пой,