ТЕМА 3.1 Вредные производственные факторы нефтехимии
Целью изучения данной темы является формирование понятия об опасных и вредных производственных факторах, о аттестации рабочих мест по условиям труда. После изучения темы учащиеся должны знать классификацию опасных и вредных производственных факторов, объяснять порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, объяснять порядок предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, описывать виды несчастных случаев, порядок их расследования и оформления актов.
Внимательно изучите тему, запомните классификацию опасных и вредных производственных факторов.
Обратите внимание на виды несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обязанности работников при возникновении несчастных случаев на производстве, правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Приведите классификацию опасных и вредных производственных факторов.
2. Расскажите о порядке и методике проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Расскажите о льготах за работу во вредных условиях труда.
ТЕМА 3.2 Производственный травматизм, профессиональные заболевания.
Целью изучения данной темы является формирование понятия о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.
Обратите внимание на основные понятия и определения, причины травмирования работников на нефтехимических предприятиях РФ, мероприятия, направленные на снижение травматизма и улучшение условий труда, виды индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, условия работы в изолирующих противогазах.
|
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Опишите виды несчастных случаев и профессиональных заболеваниях на предприятиях нефтехимии.
2.Классифицируйте средства индивидуальной защиты работников нефтехимического производства
3.Дайте характеристику индивидуальных средств защиты органов дыхания.
ТЕМА 3.3 Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и рабочим местам нефтехимического производства.
Целью изучения данной темы является формирование понятия о генплане предприятия, о санитарной классификации предприятий, санитарно-гигиенических требованиях к устройству зданий, помещений и к территориям предприятий.
После изучения темы учащиеся должны излагать санитарно-гигиенические требования к устройству зданий, помещений, в том числе бытовых, к территории предприятия.
При изучении данной темы обратите внимание на санитарную классификацию предприятий и санитарно-защитные зоны.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Приведите санитарную классификацию предприятий.
2. Опишите санитарно-гигиенические требования к устройству зданий и помещений.
3. Приведите требования к водоснабжению и водоотведению.
В этой же теме рассмотрим понятие микроклимат производственных помещений.
Целью изучения данного вопроса является формирование понятия о микроклимате производственных помещений, его нормировании и методах обеспечения нормативных параметров.
После изучения темы учащиеся должны уметь объяснять влияние микроклимата производственных помещений на работающих и необходимость его нормирования, описывать средства обеспечения нормативных параметров микроклимата.
|
При изучении данной темы обратите внимание на нормирование и контроль параметров микроклимата, методы обеспечения нормативных параметров микроклимата, требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в производственных помещениях, аэроионизацию и требования к аэроионному составу воздуха.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Охарактеризуйте влияние метеорологических условий производственной среды на работающих.
2. Расскажите о методах обеспечения нормативных параметров макроклимата.
3. Опишите требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в производственных помещениях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ
Освещение производственных помещений
Целью изучения данной темы является формирование понятия об освещенности производственных помещений, его нормировании, видах освещения, способах и средствах обеспечения нормативной освещенности рабочих мест.
После изучения темы учащиеся должны уметь объяснять основные светотехнические понятия, описывать виды производственного освещения и порядок его нормирования, источники света и типы светильников.
При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы:
- основные светотехнические величины и единицы их измерения;
- виды производственного освещения;
- естественное освещение, его устройство и нормирование;
- виды искусственного освещения, его нормирование;
|
- приборы для контроля освещенности;
- источники света, типы светильников;
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Опишите влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда.
2. Расскажите о видах производственного освещения.
3. Опишите нормирование естественного и искусственного освещения.
4. Пересилите источники света.
Защита от шума и вибрации
Целью изучения данной темы является формирование знаний о производственном шуме, вибрации, инфра- и ультразвуках, их характеристиках и воздействии на организм человека. Сформировать понятие о методах их устранения и средствах защиты от их вредного воздействия.
После изучения темы учащиеся должны излагать характеристики производственного шума, вибрации, инфра- и ультразвуков, объясняет их воздействие на организм человека, необходимость их нормирования. Описывать способы и средства защиты от шума, вибрации, инфра- и ультразвуков
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Перечислиет основные источники шума и вибрации на производстве.
2. Приведите способы снижения шума и вибрации при работе технологического оборудования
3. Опишите средства индивидуальной защиты от шума и вибрации.
Защита от воздействия производственных излучений
Целью изучения данной темы является формирование представлений о производственных излучениях и воздействии их на человека. Сформировать понятие о средствах и способах защиты от них.
После изучения темы учащиеся должны описывать виды неионизирующих и ионизирующих излучений, характер их воздействия на человека, излагать правила безопасной эксплуатации объектов с производственным излучением, способы и средства защиты от его негативного влияния.
При изучении темы обратите внимание на обязательства РФ по ограничению выбросов вредных веществ в атмосферу, использованию водных ресурсов, сохранению биоразнообразия и др.
При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы:
- электростатические поля и защита от их воздействия;
- воздействие электромагнитных полей на организм человека, их нормирование;
- инфракрасные и ультрафиолетовые излучения, коллективные и индивидуальные средства зашиты от них;
- влияние ионизирующих излучений на организм человека;
- санитарные нормы и правила работы с радиоактивными веществами и источниками излучения;
- способы защиты от ионизирующих излучений, методы их контроля и применяемые приборы;
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите способы защиты от электростатических и электромагнитных полей.
2. Опишите способы защиты от инфракрасных и ультрафиолетовых излучений.
3. Охарактеризуйте влияние ионизирующих излучений на организм человека.
Основы гигиены труда. Охрана труда женщин
Целью изучения данной темы является формирование представлений о особенностях функционирования организма человека в процессе трудовой деятельности, особенностях гигиены труда женщин, формирование понятия о путях и приемах снижения физической, умственной и зрительной утомляемости работающих.
После изучения темы учащиеся должны знать особенности функционирования организма человека в процессе труда и пути снижения утомляемости работников, формулировать эргономические требования к устройству рабочих мест, описывать оптимальный режим работы и отдыха работающих, особенности охраны труда женщин.
При изучении темы обратите внимание на пути снижения зрительной, умственной и физической утомляемости работающих и повышения производительности труда
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Опишите особенности функционирования человека в процессе труда.
2. Перечислите пути снижения зрительной, умственной и физической утомляемости работающих.
3. Расскажите об охране труда женщин в законодательных и других нормативных правовых актах РФ.