Техники публичного выступления




ПАМЯТКА

по подготовке выступления с сообщением, докладом, презентацией проекта

 

Выступление с докладом представляет собой сложную форму речевой деятельности, в основе которой лежит такой коммуникативный процесс как говорение. Говорение - это активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме.

«Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре» - говорил немецкий политик Фридрих Науман. Эти слова отражают суть и залог успеха любого публичного выступления: оно должно быть ориентировано на слушателя, учитывать особенности аудитории (возраст, подготовленность к восприятию данной информации, степень знакомства с проблемой и т.д.), ее ожидания. В связи с этим, выступление требует тщательной подготовки как в отношении содержания (о чем, что говорить?), так и в отношении формы (как говорить, как подать материал?).

 

Подготовка выступления

  Этап подготовки Содержание этапа
1. Определение значения темы и постановка цели выступления - каковы интересы и запросы слушателей; - для чего им нужно выступление по этой теме; - какие знания, какую информацию должно дать выступление.
2. Составление плана выступления   - продумать логику изложения всей темы выступления и записать ее основные компоненты; - вступление (актуальность, значение темы); - основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться изложение; - заключение.
3. Отбор материала для выступления   - поиск литературы по основным вопросам темы, отбор того содержания, которое соответствует цели выступления; - изучение фактов, цифр, ситуаций (по литературе, из практики либо проведенного самостоятельного исследования) для теоретического анализа и обобщения в выступлении; - подбор примеров из практики (для иллюстрации теоретических вопросов); - подбор наглядных пособий, продумывание цели, времени и способа их использования.
4. Написание текста выступления   - подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, формулирование их названий); - распределение материала по подтемам и написание текста выступления (с пометками о месте использования наглядных пособий, необходимых смысловых акцентах и т.п.); - написание подробного текста (в случае необходимости).
5. Подготовка к выступлению перед аудиторией   - выделение в тексте основных смысловых кусков, изложение которых обязательно; - выделение в тексте основных идей и выводов; - распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.

Структура выступления

(презентации проекта)

 

  Выступление с докладом Презентация проекта
1. Вступление - показ значимости темы, ее актуальности Социальная проблема и ее обоснование (данные самостоятельно проведенного опроса, результаты анализа источников СМИ и т.п.). Цели, задачи проекта, целевая группа (аудитория проекта), время и место реализации проекта (реальной или предполагаемой). Состав проектной группы.
2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения: определение понятия предмета, его основные признаки (свойства, функции или структурные компоненты), различные подходы в рассмотрении объекта (предмета) в истории и современной науке Суть решаемой проектом проблемы; анализ факторов, причин, ее порождающих; краткое изложение известных способов решения социальной проблемы проекта.  
3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления: структурный анализ объекта (компоненты), функциональный анализ объекта, анализ и оценка компонентов.     Суть предлагаемого подхода к решению проблемы, ход реализации проекта (план или основные шаги), исполнители и партнеры проекта, необходимые ресурсы, критерии оценки эффективности проектной деятельности по решению проблемы, ожидаемые или реальные результаты.    
4. Заключение: выводы из изложенного, практическая значимость, перспективы исследования темы (проблемы, вопросы) (Возвращение к вступлению)     Трудности реализации проекта и пути их преодоления, перспективы развития предлагаемого подхода к решению рассматриваемой проблемы.  

 

Техники публичного выступления

  Задачи выступающего Техники
1. Установление контакта с аудиторией   Выдержать паузу Обвести аудиторию взглядом Улыбнуться Комплимент аудитории Шутка
2. Начало выступления (вступление) Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления. Начать с интересной цитаты по теме выступления. Начать с конкретного примера из жизни. Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью. Начать с истории, случая и др.
3. Привлечение и удержание внимания слушателей Рассказать необычные факты. Рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей. Рассказывая, быть конкретным и определенным. Использовать образные сравнения, контрасты. Использовать наглядный материал (схемы, таблицы, диаграммы, фотографии, модели и т.п.) Менять темп речи и интонацию Двигаться во время выступления Задавать адресные вопросы Использовать юмор
4. Активизация слушателей, снятие напряжения Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий(просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.). При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто...» Искать сходство с аудиторией
5. Завершение выступления Кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в речи (резюмировать). Процитировать что-либо по теме доклада. Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой. Поблагодарить за внимание.
6. Ответы на вопросы Поблагодарить за вопрос Не торопитесь, отвечая на вопрос, сделайте паузу. Сложный вопрос разделяйте на составляющие части. В случае затруднения с ответом просите повторить вопрос, либо уточнить его смысловые аспекты. Можно сообщить оппоненту, что его вопрос вы поняли так-то. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера. В случае непредвиденного вопроса можно просить время на поиск ответа. Не следует перебивать или останавливать спрашивающего. Если вы обнаружили, что вас неправильно поняли, тогда исправляйте ситуацию и переформулируйте свою мысль. Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать. Попытайтесь вначале определить подоплеку вопроса, выявить лежащее в его основе намерение. После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?».
7. Саморегуляция (настрой на выступление, регуляция состояния в ходе выступления) «Стартовая лихорадка» Основательная подготовка Репетиция выступления Попросить пару хороших друзей сесть впереди в зале. Перед началом речи снять напряжение. Успокаи­вающе действуют двадцать глубоких вдохов незадо­лго перед началом выступления. Непосредственно перед началом речи говорить подчеркнуто медленно и спокойно. Во время выступления Повторите другими словами только что сказанное. Если запутались, то предложение спокойно обры­вают посередине и говорят, например: «Я хочу вы­сказаться иначе — надеюсь, лучше…» Вы переходите к новому разделу. Пропущенный от­резок Вы можете привести позже, со словами: «Впрочем, мне нужно сказать кое-что еще…» или «Здесь мне хотелось бы еще добавить…»

Ошибки выступающего (?)

Демонстрация всезнайства. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если оратор произносит слова: «Здравствуйте, как я рад(а) нашей встрече....», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад(а)...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь...»

Оправдания и извинения. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время? ». Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем самым он просит простить его. Но публика — не священник: она не дает прощения и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!». Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «... не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т. п.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: