Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – это комплекс оптимальных для пациента реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их проведения.
Реабилитационная программа для всех категорий пациентов, которые нуждаются в реабилитации, учитывает индивидуальные особенности человека:
· возраст больного, имеющиеся ограничения жизнедеятельности и степень их выраженности.
· реабилитационный диагноз, с учетом тяжести основного и сопутствующих заболеваний, степени нарушенных функций и давности заболевания или травмы.
· реабилитационный потенциал пациента и прогноз реабилитации, с учетом функционального и психологического статуса пациента, его способности к обучению, физической готовности.
В рамках единого реабилитационного процесса для составления ИПР необходимо учитывать весь комплекс изменений, все компоненты реабилитации: медицинскую, социальную, профессиональную, психологическую, педагогическую и т.д. Реабилитационные мероприятия будут направленны на восстановление или компенсацию нарушенных (утраченных) функций организма, а также способностей больного или инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Для каждой категории пациентов есть свои особенности реабилитационного процесса.
Реабилитация инвалидов. Особенности реабилитации лиц с той или иной степенью инвалидности определяются самим понятием инвалидности как состояния, при котором происходит полная или частичная утрата возможности человека к полноценной жизни, обучению, труду и уходу за собой. Поскольку у каждого человека, получившего инвалидность, есть свои особые потребности, реабилитация инвалидов направлена на то, чтобы восстановить или развить их физическое состояние и трудовые навыки до нужного уровня, а также адаптировать инвалидов к текущим условиям, насколько это возможно, с учетом возрастных особенностей.
Согласно результатам медико-социальной экспертизы, после первичного присвоения или переосвидетельствования инвалид получает индивидуальную программу реабилитации (ИПР), разрабатываемую для конкретного случая. Она представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.
Для инвалидов также используется понятие абилитации, которое подразумевает не восстановление, а формирование неких способностей к самообслуживанию, бытовых навыков и способностей устанавливать контакты в социуме, которых не было раньше. Как правило, это понятие чаще применимо к реабилитации инвалидов детства. Однако методы и средства реабилитации могут быть использованы в определенном объеме и для других возрастных категорий пациентов.
Индивидуальный выбор методов медицинской реабилитации определяется следующими факторами:
· степенью тяжести заболевания;
· фазой течения заболевания;
· выраженностью патофизиологических нарушений;
· наличием и характером сопутствующей патологии;
· экономической и социальной целесообразностью использования конкретной методики.
При составлении индивидуальных реабилитационных программ следует учитывать ряд условий:
· единство подходов при выборе видов реабилитации и лечебных методик;
· сочетание или комбинация методик, взаимно усиливающих или дополняющих, но не дублирующих друг друга;
· курсовое назначение процедур с последовательным возрастанием интенсивности;
· разумная достаточность лечебно-реабилитационных мероприятий с избеганием полипрагмазии, приводящей к истощению адаптивных систем;
· максимальное сотрудничество с пациентом и членами его семьи, в том числе за счет предоставления им адекватной информации о сущности предписываемых методик;
· физиобальнеотерапия (должна осуществляться в сочетании с лекарственной терапией и с учетом ее действия, в том числе с целью минимизации негативных аспектов фармакотерапии);
· лечение сопутствующей патологии.
Медицинская составляющая включает в себя:
- информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.
- медикаментозное лечение,
- реконструктивную хирургию.
- протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).
- лечебная физкультура.
- массаж.
- физиотерапевтические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
- мануальная терапия
- традиционные методы лечения (акупунктура, иглорефлексотерапия, фитотерапия).
- психотерапия.
- логопедическая помощь.
- трудотерапия (навыки самообслуживания, самоухода, бытовые)
- санаторно-курортное лечение.
- технические средства реабилитации.
Психологическая – предусматривает консультирование по личностным, эмоциональным проблемам, психотерапию; оценку уровня личностного развития, участие в планировании и проведении образовательных и профессиональных программ;
Социальная реабилитация включает социально-бытовую адаптацию и социально-средовую реабилитацию
Социально-бытовая адаптация:
- информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.
- обучение пациента самообслуживанию.
- адаптационное обучение семьи пациента.
- обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации. ·
- организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).
- обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента). ·
- технические средства реабилитации
Социально-средовая реабилитация:
проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование). ·
- осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).
- содействие в решении личных проблем. ·
- консультирование по правовым вопросам. ·
- обучение навыкам проведения досуга и отдыха.
Программа профессиональной реабилитации включает образовательные и тренировочные программы, подготовка пациента к выполнению полезной, общественно значимой, достойно оплачиваемой работы, а именно;
- профориентация (профинформирование, профконсультирование).
- психологическая коррекция.
- обучение (переобучение).
- создание специального рабочего места инвалида.
- профессионально-производственная адаптация.
Часто в программу реабилитации инвалидов входит использование специальных средств и приспособлений, которые включают: приспособления, созданные для того, чтобы инвалиды могли обслуживать себя без посторонней помощи, средства для ухода, вспомогательные средства для лиц, испытывающих проблемы с ориентировкой в пространстве специальный инвентарь, в том числе для занятий лечебной физкультурой протезные изделия, ортопедические приспособления. Все эти средства выделяются инвалидам в соответствии с рекомендациями, указанными в ИПР, на основании медицинских диагнозов и противопоказаний. Согласно закону, определенные технические средства, необходимые для улучшения качества жизни и реабилитации, могут быть предоставлены инвалидам бесплатно, для их получения необходимо направить по месту жительства заявление соответствующей формы в Фонд соцстрахования.
*Особенности реабилитации инвалидов с детства. Поскольку у детского организма есть свои особенности, отличающие его от организма взрослого человека, реабилитация детей будет тоже иметь некоторые отличия. Ребенок находится в процессе развития физических и психических функций, а значит цель детской реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья ребенка, но и в возвращении ему возможностей оптимального темпа развития. Реабилитация инвалидов с детства имеет свои особенности, так как она должна обеспечить развитие всех систем и функций, предупредить задержку роста и развития ребенка. Поэтому для реабилитации инвалидов с детства принято включение различных видов реабилитаций медицинской, психологической - для детей и родителей, социальной, проведение обучающей и образовательной деятельности, требующих порой серьезных экономических затрат. Все мероприятия направленны на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль медицинского работника, особенно медицинской сестры, участвующей в реализации реабилитационной программы, в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи.
Важно понимать, что в педиатрии помимо понятия медицинской реабилитации детей существует еще одно схожее понятие «абилитация», под которым подразумевается не восстановление, как в случае с реабилитацией, а формирование «с нуля» определенных навыков. Это понятие применимо для тех детей, которые в силу возрастных особенностей пока что не адаптированы к социальной среде, то есть для малышей, которым еще не исполнилось три года.
Реабилитация детей может проводиться в различных учреждениях, при этом не только тех, которые относятся к сфере здравоохранения (детская поликлиника, стационар, отделение реабилитации, детские санатории), но и в образовательных. Семья тоже имеет очень важное значение в процессе реабилитации ребенка вне зависимости от вида и тяжести его заболевания, так как именно в семье создается благоприятный эмоциональный климат, способствующий скорейшему восстановлению.
В большинстве случаев процесс реабилитации больных детей можно разделить на три основных этапа:
· Стационарный, он же клинический.
Здесь происходит завершение лечения, а также подготовка к последующей реабилитации; в этих целях могут применяться медикаментозные препараты, лечебная физкультура, различные методы физиотерапии. Нередко стационарный этап реабилитации включает специальную диету для ребенка. То, насколько был успешен данный этап, оценивается по результатам анализов.
· Санаторный этап.
В специализированных лечебных санаториях для детей создаются специальные условия, в которых ребенок восстанавливается быстрее, а специально подобранные в соответствии с заболеванием медикаменты, процедуры и диета обеспечивают нормализацию функций пораженных органов и систем.
· Адаптивный этап.
Цель данного этапа – вернуть ребенка к тем условиям жизни, которые являются привычными для этого возрастного периода. Этот этап может проходить и в семье, и в специализированных центрах. При этом важно понимать, что для детей с хроническими заболеваниями цель адаптивного этапа заключается не только в достижении оптимального состояния здоровья, но и в поддержании этого уровня путем применения специализированных методов. Дети с хроническими заболеваниями обычно состоят на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства. Чем раньше начат процесс реабилитации детей, тем лучших результатов можно будет достигнуть.