ГЛАВА IV
Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и Ботичелли для “возбуждения фантазии”; в психологию их ввел А. Бине, исследуя с их помощью некоторые особенности интеллекта. Роршах одним из первых отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия: “ B -тип” и “Fb-тип”, т. е. “двигательный” и “цветовой” тип [73]. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих ответах цветовой аспект. Тип восприятия или “тип переживания”, по Роршаху, характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности. Проводя аналогию с типологией Юнга, Роршах подчеркивает тем не менее и отличие соответствующих терминов. Согласно его воззрениям, экстра- и интраверсия — не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку. Они указывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько на реализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно также противопоставление интра- и экстраверта как “мыслительного” и “чувствующего” типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов. Если нормально интраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответов над цветовыми, то патологически интраверсивный тип — полным отсутствием цветовых. Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивный тип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще “суженный”, для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или полное их отсутствие, и “амбиэквальный”, связанный с большим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов. Указанные типы переживаний коррелируют с определенными компонентами интеллекта, аффективной динамикой, чертами характера и видом психической патологии.
|
Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнения значения тех или иных показателей, разработки все более тонких способов шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попыток теоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярным является подход, сформировавшийся под влиянием исследований “Эго-психологии” и экспериментов New Look. Перцептивный ответ рассматривается как продукт взаимодействия двух факторов: объективных свойств пятна и субъективных потребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подхода тест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля {42; 44; 57; 77].
|
§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА '
‘ Здесь и далее использовались руководства по тесту Клопфера, Бома, Лузли-Устери, Рапапорта (57; 7; 63; 71).
Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна произволен и не поддается однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает, что отдельные таблицы неравнозначны в отношении эмоционального воздействия на человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются со страхом и тревогой, а таблицы 9, 10, напротив, вызывают ощущения радости, праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызывают беспокойство; это относится и к восприятию мелких деталей, расположенных вокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся с образами сексуального содержания.
Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. Иногда это достигается рассказом о том, как получено изображение таблиц; можно связать это объяснение с известной детской игрой “в кляксы” и тем самым несколько разрядить обстановку. Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первой таблицы сопровождается инструкцией: “Что это такое, на что это может быть похоже? В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому предоставляется полная самостоятельность. После окончания спонтанных высказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа “Что Вы можете добавить?”, “Это все?” и т. д. У робких испытуемых и невротиков возможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительной продукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов.
|
Как правило, исследование включает собственно выполнение теста и опрос;
Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуру эксперимента фазой “определения границ чувствительности”.
Опрос
В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к формулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: “Где находится...?” или “Покажите мне...”. Во многих руководствах по тесту Роршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, с нанесенными на них и обозначенными наиболее часто интерпретируемыми участками пятна. В отдельных случаях испытуемому предлагают сделать зарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: “Что Вас заставляет думать о...?”, “Опишите подробнее то, как Вы видите...” и т. д. Полезно использовать следующий методический прием: субъекту предлагается альтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной или нескольким невыясненным детерминантам. Например, если испытуемый видит бабочку, но указывает лишь на характеристики, связанные с формой (усы, крылья), то можно спросить, может ли он это место пятна интерпретировать как мотылек. Если испытуемый действительно не ориентировался на цвет, то он не увидит никакой разницы между этими ответами.
Определение пределов чувствительности
В отличие от предыдущих фаз здесь экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. С этой целью обычно используют различные приемы: просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную; привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях; наконец, предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый, и т. д.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫШИФРОВКИ ОТВЕТОВ
Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности/оригинальности, качества формы.
Основная цель шифровки — установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации.
Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами.
Обозначение локализации ответа
Локализация ответа характеризует тип восприятия или “ментальный подход” по Клопферу. Локализация ответа определяется путем соотнесения образа с той или иной частью пятна.
1. Целостный ответ — W (Whole) обозначается в том случае, когда испытуемый фиксирует внимание на пятне в целом и продуцируемый им образ охватывает всю кляксу.
Таблица V 2. Летучая мышь — W.
2 Примеры взяты из сборника упражнений по тесту Роршаха [41].
Таблица VI. Растеленная шкура — W. Д. Рапапорт предлагает рассматривать целостный ответ с точки зрения степени дифференцированности и интегрированности составляющих его частей:
1) ясно выраженное, хорошо артикулированное единство — W +,
2) удовлетворительное единство — Wo,
3) плохо артикулированное единство, синкретическое впечатление от всего пятна — Wv.
Эти дополнительные показатели позволяют в ряде случаев отдифференцировать целостные ответы, строящиеся на основе четкого анализа элементов пятна с их последующей интеграцией (хорошая артикуляция) от целостных ответов, возникших в результате глобального, синкретического восприятия пятна (плохая артикуляция).
2. Почти целостный ответ (W) — когда испытуемый интерпретирует примерно 2/3 кляксы.
Таблица III. Двое мужчин с бородами в костюмах — W.
Таблица II. Два человека на корточках, танцующие какой-то танец, — W.
3. Конфабуляторный целостный ответ (DW) обозначается в том случае, когда целостный ответ строится на основании интерпретации какого-то изолированного фрагмента, без учета остальной части пятна.
Таблица V. Нога, наверное, идущее животное — DW.
4. Ответы на крупные обычные детали
(D). К этой категории относятся интерпретации относительно крупной части пятна, которая легко отграничивается промежуточным пространством, оттенком или цветом от остальной части пятна.
Таблица VII. Ребенок показывает язык — D.
Таблица IV. Нога в громадном сапоге— D.
5. Ответы на мелкие обычные детали (а). Критерии выделения этой группы ответов те же, что и для (4). Отметим, что такой признак, как “обычность”, определяется эмпирически, как правило, используются таблицы Э. Бома с обозначенной на них локализацией ответов.
Таблица III. Голова птицы (d). Таблица VI. Голова с усами, напоминающая кошачью (d).
6. Ответы на необычные мелкие детали. Необычные детали (обобщенно обозначаются Dd) отличаются прежде всего редкостью их актуализации. Выделяют детали, относящиеся к внутренней части пятна, бордюру и некоторые другие виды Dd.
7. Ответы на промежуточное белое пространство (S) регистрируются, если само белое пространство становится “фигурой” на темном “фоне”. Когда испытуемый использует белое пространство в комбинации с темной частью таблицы, ответ обозначается как WS или DS.
Таблица II. Репа или лампа — 5. Занавеси, раздвинутые в сторону, в середине сцена — WS.
Основные детерминанты ответов
Детерминантами называют такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки. Одни из них обусловлены свойствами пятна, другие (движение) являются сугубо субъективным дополнением, проекцией испытуемого. Детерминанты, так же как и локализация, раскрывают способ “видения” человека, его избирательность в отношении тех или иных аспектов окружающей среды и собственного внутреннего мира.
Форма (F)
Детерминанта F показывает, что толчком к возникновению того или иного образа служила форма пятна, его контуры.
Таблица V. Летучая мышь, распростертые крылья, уши — WF.
Таблица III. Голова птицы — dF.
Ответы категории F могут различаться по качеству формы (“хорошая” или “плохая”). При “хорошей” форме образ соответствует конфигурации пятна, видимого четко во взаимоотношении отдельных своих частей (близко к W+}. Некоторые авторы предлагают статистический критерий — “хорошими формами” считаются те, которые интерпретируются наиболее часто. Однако статистический критерий на практике применяется редко; для определения качества формы в ряде случаев можно полагаться на список “хороших форм” (Бек, Лузли-Устери). Клопфер считает, что ответы типа “географическая карта”, “дым”, “облако”, “след” всегда шифруются как F~, так как не предполагают четкой определенной формы. Категория формы часто выступает в комбинациях с другими детерминантами ответа; некоторые из наиболее значимых “паттернов” будут рассмотрены ниже.
Движение (М, FM, m)
Это одна из наиболее важных детерминант образа, непосредственно не вытекающая из свойств самого пятна. Вместе с тем установлено, что конфигурация пятна, расположение светлых и темных промежутков на некоторых таблицах как бы провоцирует динамические образы. Так, например, по Роршаху ответы “две человеческие головы” (таблицы I и II), “два человека” (таблица III) всегда включают элементы кинестезии, даже если испытуемый не дает ясного вербального указания. Воспринимает ли субъект пятна в статике или динамике, часто выявляется во время опроса, при этом считается, что диагностировать М можно только при наличии переживания движения, т. е. своеобразной идентификации с движущимся объектом. Роршах полагал, что зрелая адаптированная личность может идентифицировать себя только с движущимися человеческими фигурами, поэтому он рассматривал только одну категорию ответов движения — М. В настоящее время большинство авторов считают необходимым учитывать все виды движения, охватывающие виды деятельности, позы, экспрессию независимо от того, приписываются ли они целым человеческим фигурам, ее частям, животным или статуям. В эту же категорию входят ответы с проекцией абстрактных сил, природных или механических воздействий, а также движение неодушевленных предметов.
Шифр М обозначает ответы, в которых наличествует человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или карикатурам.
Таблица VII. Это напоминает двух спорящих людей — WM.
Таблица I. Женщина с отрезанной головой и два джентльмена по бокам, похожие на привидения, — WM.
Таблица V. Мефистофель с рогами и копытами, укрытый ниспадающим плащом, — WM.
Таблица X. Два сверчка, ссорящиеся друг с другом, — DM.
Следует заметить, что знак М включает в себя обозначение формы, т. е. форма имплицитно присутствует в детерминанте М, даже если форма неопределенная или неадекватная; последний случай обозначается как М~.
Шифр FM обозначает ответы, в которых фигурируют животные (или карикатуры, рисунки) в свойственной им деятельности. Этим же знаком обозначают поведение дрессированных животных.
Таблица V. Насекомое с усиками летит к нам, длинные ноги — WFM.
Таблица II. Танцующие медведи — DFM.
Шифр т обозначает движения предметов, действие механических, абстрактных, символических сил. Знак Fm показывает, что движущийся объект обладает четкой формой, mF характеризует объекты с менее определенной формой и, наконец, т указывает на действие каких-то сил. Таким образом, различие между ответами, шифрующимися Fm, mF и т, определяется степенью выраженности и четкости формы.
Таблица IX. Эти штуки в середине похожи на палящие пушки — dFm.
Таблица X. Листья, падающие на землю (целое), — WmF.
Таблица X. Праздничная суматоха и беспорядок — Wm.
Оттенки (с, К, к)
Оттеночные детерминанты характеризуют ответы, в которых используются хроматические или ахроматические светотени. Использование эффектов светотени придает образам новые тонконюансированные качества: передает качества поверхности или структуры, глубину или перспективу, а также обусловливает восприятие трехмерных объектов на плоскости.
1. Поверхность или качества структуры в зависимости от степени выраженно сти формы шифруются как Fc, cF, с.
Таблица I. Женщина в прозрачной юбке — DFc.
Таблица VI. Чешуйчатая поверхность— DcF.
Таблица IV. Комья грязи — We.
2. Глубина, перспектива, дистанция, в зависимости от степени выраженности формы, шифруются как FK, KF, К.
Таблица VII. Оклахома, нефтяные вышки, одни дальше, другие ближе — DFK.
Таблица VII. Это облака, похожие на людей, — DKF.
Таблица V. Сплошная темнота — WK.
Ответы типа “изморозь”, “туман”, “дымка”, “дым” шифруются как K.F или К.
3. Проекция объектов на плоскость шифруется как Fk, kF, k. Под эту категорию попадают две группы — ответов — рентгеновские снимки н топографические карты.
Таблица I. Позвоночник DFk.
Таблица X. Похоже на карту рельефов — DkF.
Таблица IV. Здесь тени, чем-то напоминающие рентгеновский снимок, — Wk.
Цвет (С и С')
Детерминантой “цвет” охватываются ответы, в которых обращается внимание на цвет пятна. Различают детерминанты двух видов — хроматические (красный, Коричневый, зеленый, желтый) и ахроматические (черный, белый, серый). | 1. Хроматический цвет может выступать в комбинации с формой (FC, CF) или в чистом виде (С). Место детерминанты указывает на относительное преобладание в ответе цвета или формы.
Категорией FC обозначаются ответы, в которых ведущую роль играет форма или форма и цвет уравновешены.
Таблица II. Красные носки — FC.
Таблица IX. Красивое бальное зеленое платье — FC.
Категорией CF обозначаются ответы, где ведущую роль играет цвет, но наличествуют элементы формы.
Таблица IX. Очень много цвета, может герб или афиша — CF.
Таблица VIII. Водоросли или подводное цветущее растение — CF.
Категорией С обозначаются ответы четырех ТИПОВ — С, Cn, Cdes, Cgym.
С — чистый цвет; в ответах этого типа естественный цвет объектов (красный для крови, голубой для неба) используется не опосредуясь формой, например, “кровь”.
Сц — называние цвета, при отсутствии его содержательных толкований, например:
“Какое множество цветов — розовое, желтое, голубое, зеленое” (таблица X).
Cdes — описание цвета, обычно сочетается с восприятием таблицы как художественного произведения, например: “Наверное, это акварельный этюд” (таблица IX).
Csym — символическая интерпретация цвета: “Какая радостная картина, цвет весны и возрождения” (таблица X).
2. Ахроматический цвет, так же как хроматический, может выступать в комбинациях с формой (FC', C'F) и иметь под-;
варианты в виде называния, описания и” символической интерпретации (Cn, Cues, Csym).
Шифровка содержания ответов
Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляет особых трудностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации. Нет нужды перечислять их все, ниже приводятся условные обозначения для наиболее распространенных категорий.
Н — человеческие целые или почти целые фигуры;
(Я) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурах или фантастические фигуры духов, ведьм и проч.;
Hd — детали человеческой фигуры;
(На) — детали человеческой фигуры, изображенной на рисунке, в скульптуре, или детали фантастических фигур;
Л — целые или почти целые фигуры животных;
(Л): — мифологические звери, чудовища, карикатуры, нарисованные звери;
(Л) — антропоморфные животные;
Ad— детали тела животных.
(Ли?) — детали тела антропоморфного или фантастического животного.
At— анатомические органы человека.
AAt — анатомические органы живот-зго.
Sex — половые органы.
Obj — предметы.
N— пейзаж, ландшафт, реки, вид с высоты полета и т. д.
Шифровка популярности — оригинальности ответов
Эта часть анализа экспериментального материала представляет некоторые трудности ввиду отсутствия статистически значимых данных для разных популяций. Руководства по тесту Роршаха, как правило, содержат списки популярных ответов, полученных наиболее компетентными исследователями в области Роршах-техники. Следует обратить внимание, что не все ответы могут быть зашифрованы согласно этой категории. В приложении III приводим список популярных ответов (Р) по Б. Клопферу.
Оригинальными (О) считаются ответы, встречающиеся один раз на сотню ответов. Если образ неадекватен пятну, производит впечатление вычурности, его шифруют как 0~. Опознание оригинальных ответов требует большого опыта самостоятельной работы с текстом, поэтому на практике можно пользоваться простым указанием на тенденцию к оригинальности (--0).