Характеристика тенденций развития культуры Российской империи XVIII века




 

XVIII век – переломная эпоха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны жизни, государственное устройство, экономику, идеологию, общественную мысль, науку, художественную культуру. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала социально-культурный опыт европейских стран, достижения в области культуры и искусства. В итоге была осуществлена европеизация всех областей жизни.

На смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты – светскость, рационалистическое (от слова ratio – разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов [9].

В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. С именем Петра (1682-1725 гг.) связано превращение России в империю, военную державу.

В годы правления Петра I был создан флаг. В качестве цветов Пётр I выбрал цвета герба Москвы: белый, синий, красный. В Российском гербе над орлом стали изображать императорские короны [5, с. 17].

Взамен старого летоисчисления «от сотворения мира» с января 1700 г. был принят юлианский календарь «от рождества Христова».

Государственная деятельность Петра I и его реформы были связаны с серьёзными изменениями и в идейной жизни русского общества того времени. В области художественной культуры это выразилось, прежде всего, в том, что ведущим стало искусство, не связанное непосредственно с религией и церковью, как это было до сих пор.

Русская архитектура первой четверти ХVIII в. – это, прежде всего, архитектура строящегося Петербурга. 16 мая 1703 г. в устье реки Невы началось строительство Петропавловской крепости. С 1710 г., когда была обеспечена безопасность Петербурга, Пётр I издал указы о переселении в новый город «на вечное жильё» из Москвы и других городов ремесленников, купцов и дворян. Архитектор Доменико Трезини (1670-1734 гг.) разработал по указу Петра I типовые проекты домов для знатных, зажиточных и простых людей. В 1715 г. была проложена главная дорога – Невский проспект. Петербург стал первым русским городом, строившимся по определённому плану. От застройщиков требовали, чтобы дома выводились «по красной линии» фасадом на улицу, а не во двор. В 1714 г. Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. В том же году был введён «каменный налог». Таким образом, обеспечивалось строительство города. Скоро основными материалами петербургских построек стали кирпич и штукатурка (вокруг Петербурга возник целый ряд кирпичных заводов). Штукатурка дала возможность красить стены. Большое распространение получила раскраска в два цвета, например, оранжевый для стен и белый для пилястров и украшений [5, c. 25].

В 1712 г. Санкт-Петербург стал новой столицей России. Доминантой города стал Собор Петропавловской крепости, который был заложен 8 июня 1712 года. Главное внимание архитектора Трезини и самого Петра было сосредоточено на колокольне, которая была достроена в 1723 году. Главный храм города стал и царской усыпальницей. В 1725 г. Пётр I нашёл здесь последний покой.

В петровскую эпоху произошло становление искусства портрета. Художник Иван Никитин (1680-1742 гг.) был в числе первых пенсионеров, обучавшихся в Италии. По возвращении в Россию он получил звание придворного живописца. Портретам Никитина присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека. К числу наиболее талантливых его работ относится портрет канцлера Головкина [2, с. 35].

Принципы искусства нового времени нашли выражение в творчестве Андрея Матвеева (1701-1739 гг.). Его портреты лиричны, в них проявляются изящество, мягкость форм. Матвеев также учился за границей в Голландии. По возвращению на родину Андрей Матвеев возглавил «живописную команду» Канцелярии от строений. Наиболее известно его произведение – «Автопортрет с женой». Первым из русских художников Матвеев создал поэтический образ дружеского союза [2, с. 40].

«Обмирщение», которого добивался Пётр в русской жизни, произошло в значительной степени благодаря усилиям Никитина и Матвеева. Русская культура и искусство становятся светскими.

В эпоху «дворцовых переворотов» важнейшей вехой в развитии культуры явилось основание в 1755 г. Московского университета, ставшего крупнейшим центром по подготовке специалистов в различных отраслях знания.

В русской живописи в эпоху «дворцовых переворотов» ведущим жанром оставался портрет. В развитии портрета этого времени намечаются две линии. Первая – это парадный портрет, прославляющий государей и вельмож. В 1730-х – 1750-х гг. в этом жанре работали преимущественно иностранные живописцы. С другой стороны, светские традиции портрета петровского времени были продолжены в творчестве таких русских художников как Иван Вишняков (1699-1761 гг.), Иван Аргунов (1727-1802 гг.), Алексей Антропов (1716-1795 гг.) [4, c.51].

Архитектура продолжала оставаться ведущим видом искусства. Архитекторы работали в стиле барокко с использованием опыта древнерусских зодчих. Барокко (от итал. barocco – причудливый, странный) - стиль в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки XVII – середины XVIII вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, эффектная зрелищность. Городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря сложным криволинейным планам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство [1, с. 147].

В России наиболее ярко черты барокко в своем творчестве выразил архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771 гг.). Особенностями построек Растрелли является монументальность, торжественная парадность. Неотъемлемой частью дворцов Растрелли становится парадный двор, позволяющий развёртывать великолепные процессии раззолочённых карет. Внутренние помещения у Растрелли всегда располагаются анфиладой, т.е. по прямой линии, с дверями друг против друга [1, с. 158].

Одно из выдающихся открытий Растрелли – комплексы парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркалах и декоративной позолоте. Лепнина, бронза, живописные плафоны дополняли великолепие дворцовых интерьеров. К постройкам архитектора относятся Большой дворец в Петергофе (1745-1755 гг.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757 гг.), Зимний дворец (1754-1762 гг.) и комплекс Смольного монастыря (1748-1764 гг.) в Петербурге [4, с. 82].

Одним из крупнейших памятников барокко является Екатерининский дворец в Царском Селе, расширенный и заново оформленный Растрелли. Фасады дворца, насыщенные большим количеством архитектурных и скульптурных мотивов, окрашены в белый и лазурно-голубой цвета. Капители и базы колонн в своё время были покрыты позолотой. Внутренние помещения дворца составляют бесконечную анфиладу, растянутую вдоль всего корпуса. В отделке – позолоченный богатый орнамент [1, с. 162].

Зимний дворец – гигантский 4-х этажный прямоугольник построенного дворца имеет три фасада – на Неву, в сторону Адмиралтейства и на Дворцовую площадь. Парадная лестница помещена в боковой части здания. В противоположной стороне дворца находится Тронный зал, соединяет их парадная анфилада. Каждый зал имеет свой цвет: белый, розовый, голубой, зелёный и отделан золочеными украшениями в виде причудливых цветов, замысловатых раковин и фигурных рам. Залы украшает множество зеркал. Снаружи дворец ярко-лазоревого цвета, на голубом фоне которого блистают белизной сотни колонн [1, с. 170].

В XVIII в. возрастает роль просвещения, которое понималось как средство улучшения положения народа. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума». Основой такого «царства» должно быть «естественное равенство». Наиболее последовательно идеи Просвещения были развиты во Франции. Во время Екатерины II идеология «просвещенного абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит страной по справедливым законам и стремится к общему благу своих подданных.

Русская культура второй половины ХVIII в. развивалась сообразно с основными закономерностями западноевропейской культуры: в ней впервые чётко определились художественно-эстетические стили, характерные для европейского искусства в целом. Господствующим стилем стал классицизм – (от лат. classicus – образцовый), обратившийся к античному наследию как к идеальному образцу. Этот стиль сложился во Франции, в ХVIII в. был тесно связан с идеями Просвещения, выражал гражданские идеалы. Художественные образы классицизма отличаются логичностью, ясностью, строгой уравновешенностью. Архитекторы, строя различные здания, избирают простые рациональные формы планов. Богатое скульптурно-декоративное убранство исчезает. Криволинейные формы сменяются прямыми, чёткими линиями и плоскостями. Основное внимание уделяется пропорциям зданий. Зодчие классицизма строили в полной мере современные сооружения, но оформляли их элементами, заимствованными из классической древности (колоннами дорического, ионического, коринфского ордеров и другими деталями). Ордер – это определённая система распределения частей здания, при которой выделяются несущие части (колонны). В строительстве классицизма колонны становятся основным архитектурным средством [1, с. 253].

Русская архитектура ХVIII – начала ХIХ в. занимала одно из первых мест в Европе. Она отличалась замечательной органичностью и огромной выразительностью монументальных форм, большой творческой свободой. Во второй половине ХVIII в. Россия переживала расцвет городского ансамбля [3, с. 182].

В 1762 г. создается «Комиссия строительства столичных городов Петербурга и Москвы», возглавляемая Иваном Бецким. Комиссия занималась планировкой не только столиц, но и провинциальных городов. Всего ею было утверждено более 200 новых городских планов [3, с. 191]. В этот период был утверждён план строительства города Стерлитамака в 1766 году.

Крупнейшим русским зодчим, начавшим строить по-новому, был Александр Кокоринов (1726-1772 гг.). Вместе с французом Жаном Батистом Валлен-Деломот (1729-1800 гг.) Кокоринов построил здание Академии художеств (1764-1783 гг.) в Санкт-Петербурге. Огромный масштаб постройки сочетается с простотой, строгостью и лаконичностью архитектурных форм. Здание представляет в плане прямоугольник, тяготеющий к квадрату, с круглым двором в центре. Все 4 фасада выходят на улицы или переулки как в Зимнем дворце Растрелли [8, с. 170].

Ярким выразителем строгого классицизма в России был Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.), итальянец, в 1780 г. приехавший в Россию. Самая замечательная постройка зодчего – Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796 гг.) [8, с. 172].

Особое место в истории русской архитектуры занимает английский архитектор Чарльз Камерон (1740-1812 гг.), приглашённый в Россию в 1779 году. Зодчий создал ряд выдающихся дворцово-парковых ансамблей: комплекс в Царском Селе (1783-1787 гг.) и ансамбль Павловска (1780-1783 гг.). Камерон впервые привнёс в русскую архитектуру подлинный греческий ордер, в то время как русский классицизм использовал формы римской архитектуры и эпохи Возрождения [8, с. 180].

Гармония единства классических и национальных начал выразилась в творениях московских зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

Василий Баженов (1737-1799 гг.) – архитектор, художник, теоретик. Самой крупной и выдающейся постройкой Баженова в Москве является дом П.Е. Пашкова (1784-1786 гг.).

Матвей Казаков (1738-1812 гг.) – наиболее яркий выразитель московской школы зодчества. Вместе с Баженовым работал над различными проектами Москвы. В Кремле Казаков создал значительную постройку – здание Сената (1776-1787 гг.). Ренессансные идеи Казаков воплощает в типе ротонды – купол опирается на свободно стоящую колоннаду (или прямоугольное центральное пространство, опирающееся на колоннаду). В начале ХIХ в. русские и иностранные зодчие, используя опыт архитекторов ХVIII в. и основные принципы ордерной, арочно-сводчатой архитектуры, создали произведения, возвеличившие силу России [6, c. 173].

Академия художеств, образованная в 1757 г., определила пути русской живописи во второй половине ХVIII – начале ХIХ века. Ведущим стилем академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и исторические сюжеты соответственно гражданским идеалам просветительства. Основоположником исторического жанра в России был Антон Лосенко (1737-1773 гг.). В его творчестве проявились черты классицизма. Это отразилось в его картине, написанной на русскую историческую тематику, «Владимир и Рогнеда» (1770 г.) [6, с. 278].

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры ХVIII в. принадлежит творчество Фёдора Рокотова (1735-1808 гг.), происходившего из крепостных крестьян. В 1760 г. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников ХVIII столетия. Рокотов воплотил в искусстве идеал современника, сложившийся в среде передовой русской интеллигенции, например в портрете Ивана Шувалова – куратора Московского университета. В эти годы складывается определённый тип камерного портрета и манера письма. Одухотворённость образов, изысканность мастерства и вместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретов Рокотова [7, с. 265].

Другой крупнейший портретист второй половины ХVIII в. – Дмитрий Левицкий (1735-1822 гг.). Левицкий – создатель и парадного портрета (про него говорили, что он запечатлел в красках весь «Екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож), и великий мастер камерного портрета. Художник создал галерею портретных образов своих современников. Много Левицкий занимается репрезентативным портретом, среди главных моделей была сама императрица, которую художник писал неоднократно. Более известно её изображение в образе законодательницы. В портрете «Екатерина – законодательница» (1783 г.) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Аллегорический язык портрета – дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки (так и она отдаёт себя на алтарь служения отечеству), над нею – статую Правосудия, у ног – орёл, символ мудрости и божественной власти, в проёме колонн – корабль как символ морской державы [7, с. 273].

Последний значительный портретист ХVIII в. Владимир Боровиковский (1757-1825 гг.). Свои лучшие лирические образы художник создал под влиянием сентиментализма. Все «сентиментальные» портреты Боровиковского – это изображения моделей в простых нарядах, иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руках. Особым лиризмом отличается портрет Марии Лопухиной (1797 г.). Всё построено на сложнейших цветовых нюансах, в основном голубого и зелёного тонов [7, с. 280].

В вышеизложенном материале изучена информация о культуре Российской империи ХVIII века. Подведя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

2) В эпоху «дворцовых переворотов» в связи с бурным дворцовым строительством наступает блестящая пора для развития всех видов искусства, в первую очередь монументально-декоративного.

3) Слава России в правление Екатерины II получила выражение в культуре и искусстве тех лет, прежде всего, в архитектуре, получившей государственный масштаб, и живописи, отразившей облик и характер людей своего времени.


Приложение 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: