Библиографический список рекомендованных источников




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Тверской государственный технический университет

 

 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»

 

Экология

 

Методические указания к контрольной работе студентов–заочников по дисциплине «Экология»

 

 

Тверь 2009

УДК 504 (075.8)

ББК 20.1 я 7

 

Предназначено для студентов заочной формы обучения

 

Обсуждено и рекомендовано к печати кафедрой БЖЭ

2009 г. (протокол №)

 

Составитель В.А. Мартемьянов

 

ãТверской государственный

технический университет, 2009

 

 

Общие методические указания по изучению дисциплины

Студенты должны самостоятельно изучать материал по учебному пособию [1, 4, 5] в межсессионный период учебы и в период экзаменационной сессии. Формой контроля знаний студентов-заочников за межсессионный период учебы является контрольная работа (КР), выполняемая каждым студентом самостоятельно в соответствии с данным методическим указанием и рекомендованной литературой [1, 4, 5,6].

При самостоятельной проработке учебного пособия [1, 4, 5,6] студенту рекомендуется вести конспект. Это позволит наиболее качественно освоить изученный материал, а также подготовится к экзамену по дисциплине «Экология».

Закрепление теоретических знаний по дисциплине осуществляется во время выполнения аудиторных практических занятий и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы над КР.

Индивидуализация обучения студента-заочника при выполнении КР состоит в том, что он выполняет как теоретическую (пять вопросов), так и расчетную части по своему варианту. Вариант теоретической части КР и исходные данные к заданию студенту выдает лектор (это номер, под которым студент-заочник записан в журнале лектора).

Итоговой формой контроля знаний по дисциплине «Экология» является экзамен. Он проводится преподавателем после выполнения студентом-заочником всех видов учебных занятий по данной дисциплине.

2. Методические указанияквыполнению контрольной работы

Заочник выполняет КР по дисциплине «Экология» после самостоятельного изучения данной дисциплины по учебному пособию [1, 4, 5,6 ] и внимательного ознакомления с данными указаниями. КР состоит из ответов на пять вопросов и решения задачи.

 

Таблица 2.1 Варианты КР, номера контрольных вопросов

 

Номер варианта Номера контрольных вопросов
1, 11, 21, 31 2, 12, 22, 32 3, 13, 23, 33 4, 14, 24, 34 5, 15, 25, 35 6, 16, 26, 36 7, 17, 27, 37 8, 18, 28, 38 9, 19, 29, 39 10, 20, 30, 40 1,11,21,31,41 2,12,22,32,42 3,13,23,33,43 4,14,24,34,44 5,15,25,35,45, 6,16,26,36,46 7,17,27,37,47 8,18,28,38,48 9,19,29,39,49 10,20,30,40,50

 

КР может быть выполнена на листах формата А4 (текст набирается на компьютере) или рукописно чернилами или пастой (кроме красного и зеленого цветов) четко и разборчиво на 12... 18 страницах ученической тетради.

На первой странице следует повторить номер варианта КР и номера вопросов и заданий на расчет. Затем пишется и подчеркивается полностью текст первого по порядку вопроса и дается текст ответа на этот вопрос; текст второго по порядку вопроса... ответ и т.д.; текст задания на расчет с соответствующими исходными данными... ход решения и итоговые выводы. В конце КР студентом приводится список использованной литературы, а также ставится дата выполнения и личная подпись студента.

Ответы на вопросы должны показать умение студента анализировать и обобщать изучаемый материал, а в ответе должна быть вскрыта сущность рассматриваемого вопроса. Эти ответы и решения по заданиям должны сопровождаться схемами, рисунками, графиками или эскизами, выполняемыми карандашом на отдельных листах, и вклеиваться в текст по ходу ответа или расчета. Графический материал выполняется в соответствии с требованиями ЕСКД.

Выполненную и правильно оформленную КР студент-заочник приносит на кафедру БЖЭ (ХТ-204) ТГТУ, а затем он должен встретиться с преподавателем-рецензентом для беседы по своей КР. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается студенту без проверки. Если контрольная работа не зачтена, то она должна быть исправлена в соответствии с замечаниями рецензента и после этого прислана на повторное рецензирование. При этом все замечания рецензента должны быть сохранены.

 

3. Вопросы по вариантам КР

 

1. Охарактеризуйте предмет, цель и задачи дисциплины «Экология».

2. Дайте основные термины и определения дисциплины «Экология».

3. Назовите исходные теоретические концепции экологии и опишите их сущность.

4. Кратко охарактеризуйте взаимоотношения организма и среды.

5. Биогенный круговорот и его энергетическое обеспечение.

6. Биогеохимический цикл азота.

7. Биогеохимический цикл углерода

8. Осветите общую характеристику экосистем и превращения энергии в них.

9. Приведите классификацию экосистем, опишите их эволюцию и изложите условия обеспечения устойчивости экосистем.

10. Структура и границы биосферы.

11. Охарактеризуйте циркуляцию элементов в биосфере.

12. Изложите основные положения экологии человека.

13. Осветите основные направления антропогенных воздействий на биосферу.

14. Охарактеризуйте экологические проблемы, вызываемые ростом народонаселения и урбанизацией.

15. Изложите глобальные экологические последствия, вызываемые загрязнением атмосферы.

16. Осветите опасности ядерных катастроф и радиоактивных

загрязнений.

17. Охарактеризуйте проблему истощения природных ресурсов.

18. В чем сущность рекреационной дигрессии и комплексного благоустройства рекреационных территорий.

19.Адаптация, её типы и уровни.

20. Осветите концепцию экологической безопасности и устойчивого

развития РФ.

21. Охарактеризуйте экологический мониторинг в биосфере, РФ и ее регионах.

22. Изложите основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем.

23. Дайте экологическую характеристику атмосферы и охарактеризуйте

источники ее загрязнения.

24. Осветите нормирование загрязнений атмосферы.

25. Опишите виды контроля за чистотой атмосферы.

26. Изложите методы защиты атмосферного воздуха от материальных загрязнений.

27. Охарактеризуйте существующие методы очистки выбросных газов от пыли.

28. Дайте экологическую характеристику водной среды и изложите

виды водопользования.

29. Охарактеризуйте виды и источники загрязнения водной среды.

30. Кризисы и катастрофы в истории Земли.

31. Ресурсы биосферы и их современное состояние.

32. Приведите основные направления защиты водной среды и опишите их сущность.

33. Назовите методы очистки сточных вод и объясните их сущность.

34. Осветите сущность оборотного водоснабжения на предприятиях.

35. Изложите направления по борьбе с порчей почв и земель.

36. Охарактеризуйте сущность охраны фауны и растительного мира.

37. Биосфера как целостная глобальная экосистема.

38. Назовите важнейшие параметры ионизирующих излучений и единицы их измерения; кратко охарактеризуйте источники радиоактивных загрязнений.

39. Охарактеризуйте преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное воздействие человека на природу.

40. Дайте описание методов защиты от ионизирующих излучений и принципы обеспечения радиационной безопасности населения.

41. Прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Контроль качества окружающей среды.

42. Методы защиты атмосферного воздуха от материальных загрязне­ний, их краткая сущность..

43. Опишите виды ущерба от загрязнений окружающей природной среды.

44. Охарактеризуйте экономический механизм природопользования РФ.

45. Дайте характеристику экономического стимулирования природо­охранной деятельности и назовите экологические фонды, действующие в РФ.

46. Назовите источники и опишите основное содержание экологических правовых норм.

47. Назовите виды ответственности за экологические правонарушения и

изложите их сущность.

48. Охарактеризуйте управление охраной природы в РФ.

49. Истощение озонового слоя Земли, причины и последствия.

50. Рекультивация земель, этапы и направления.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Экология»

 

1. Предмет, цель и задачи дисциплины “Экология”.

2. Экология в системе естественных наук и ее структура

3. Живые и неживые системы. Общая характеристика живых систем. Понятие жизни.

4. Жизнь как термодинамический процесс.

5. Живое вещество. Уровни организации. Свойства и функции. Динамическое единство живого и неживого вещества в биосфере

6. Биосфера как живая система. Стационарная и динамическая организация

7. Локальные экосистемы: особенности строения и функционирования.

8. Экологические категории организмов. Классификация. Функциональные особенности на уровне экосистемы

9. Необиосфера. Общая характеристика. Структура и границы

10. Эволюция биосферы. Основные гипотезы.

11. Химическая эволюция живого (теория А. И. Опарина).

12. Органическая эволюция биосферы

13. Законы эволюции биосферы В.И. Вернадского.

14. Учение о ноосфере

15. Факторы среды: определение, общая характеристика, классификация.

16. Абиотические факторы. Классификация. Характеристика

17. Биотические факторы. Формы биотических взаимоотношений организмов

18. Закономерности воздействия факторов среды на организм. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.

19. Виды, популяции и сообщества (биоценозы). Биогеоценоз. Экосистема. Определения. Отличительные характеристики

20. Экологическая ниша организма. Определение. Общая характеристика. Классификация

21. Экология популяций. Популяция. Основные механизмы регуляции численности популяций.

22. Экология популяций. Пространственная и этологическая структуры популяций

23. Динамика популяций. Кривые выживания

24. Динамика популяций. Рост популяции и кривые роста

25. Динамика популяций. Колебания численности

26. Экология человека. Человек как биологический вид. Отличия человека от животных.

27. Экология человека. Среда обитания человека

28. Экология человека. Биологические потребности человека.

29. Экология человечества. Популяционные характеристики

30. Экология человечества. Факторы, лимитирующие развитие человечества

31. Экологические кризисы и катастрофы

32. Экология человечества. Особенности антропогенного воздействия на биоту

33. Экология человечества. История антропогенных кризисов

34. Экология человечества. Современный экологический кризис. Характеристика. Пути выхода

35. Экология сообществ. Особенности структурной организации

36. Экология сообществ. Трофические цепи и сети биоценозов

37. Экология сообществ. Экологические пирамиды

38. Экология сообществ. Закономерности трофического оборота в биоценозе.

39. Экология сообществ. Видовая и пространственная структуры.

40. Экология сообществ. Закономерности саморегуляции биоценозов. Экологическое дублирование.

41. Экология сообществ. Биоразнообразие.

42. Экологические системы. Определение. Структурная организация

43. Продуктивность экосистем

44. Функционирование экосистем. Круговорот биогенных элементов

45. Динамика экосистем. Сукцессия. Характеристика. Классификация.

46. Основные закономерности сукцессионного процесса.

47. Динамика экосистем. Влияние человека

48. Проблема истощения природных ресурсов. Природные ресурсы и их классификация.

49. Гигиеническое нормирование загрязнений атмосферы.

50. Контроль за состоянием чистоты атмосферного воздуха в РФ и ее регионах.

51. Методы защиты атмосферного воздуха и их сущность.

52. Важнейшие параметры ионизирующих излучений и единицы их измерения. Характеристики и источники радиоактивных загрязнений в РФ.

53. Гигиеническое нормирование техногенного радиационного облучения людей и радиационный контроль в РФ.

54. Защита от ионизирующих излучений и принципы обеспечения радиационной безопасности населения.

 

 

Библиографический список рекомендованных источников

1. Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Экология: Учеб. пособие. -

Тверь: ТГТУ, 1998 (шифр в библиотеке ТГТУ №840).

2. Лабораторный практикум по экологии / Под ред. В. А. Мартемьянова. Тверь: ТГТУ, 19997. (шифр в библиотеке ТГТУ №780 и 87).

3. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии: Учеб. пособие.

/Под ред. С.А.Бережного. - Тверь: ТГТУ, 1999. (шифр в библиотеке ТГТУ №943).

4.Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. М.,изд. МАИЭ, 2000.

5. Экология: Учебное пособие / Под ред. Проф. В. В. Денисова, Серия «Учебный курс», - Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ», 2002. – 640с.

6. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.

 

 

Содержание

1. Общие методические указания по изучению дисциплины __________ 3

2. Методические указания к выполнению контрольной работы ________ 3

3. Вопросы по вариантам КР _____________________________________ 5

4. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Экология» _______6

Библиографический список рекомендованных источников _________ 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: