Задание к практическим занятиям по дисциплине «Культурология»
1. Составить терминологический словарь в соответствии со следующими требованиями:
- Словарь должен содержать основные понятия, относящиеся к дисциплине «Культурология», размещённые в алфавитном порядке
- Понятия даются преимущественно в единственном числе
- Если понятие состоит из прилагательного и существительного, то оно должно образовать с существительным единое понятие («культурная революция»)
- К терминам, представляющим собой заимствование из других языков, даётся краткая этимологическая справка: (Культура (от лат.Cultura – возделывание)
- Если применяется система сокращений, то список сокращений должен быть помещён в начале словаря
- Словарь составляется в отдельной тетради, которая сдаётся на проверку в конце семестра
2. Подготовить доклад по заданной теме в соответствии со следующими требованиями:
Самостоятельная работа оформляется на отдельных листах и предоставляется преподавателю для проверки.Работа должна быть пронумерована. Титульный лист и содержание входят в количество листов, но не нумеруются. Нумерация начинается с первой страницы.
Работа должна быть представлена в двух вариантах: в бумажном и электронном. Текст работы должен быть распечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги в текстовом процессоре Word для Windows 95/98/2000/XP. Формат бумаги А4 (210х297), параметры страниц: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм; межстрочный интервал – 1,0; размер шрифта NewTimesRoman № 14. Рекомендуется производить выравнивание текста по ширине.
При рукописном оформлении работы она должна быть написана четким разборчивым почерком с соблюдением правил орфографии и пунктуации.
Объём материала не должен превышать 2-х стр.
На практическом занятии студент защищает выбранную им тему. Регламент выступления 3-5 минут.
Изложение теоретического материала обязательно сопровождается показом презентаций по культурологической тематике (с использованием программы PowerPoint) или фильма, иллюстрирующих и дополняющих теоретический материал.
В презентационном материале кратко излагается план выступления: определение основных понятий и терминов, статистический и фактический материал, выводы, цитаты из литературы и т.д.
Практическое занятие №1 (темы докладов)
Тема: «Культура и цивилизация»
1. Культура и цивилизация: соотношение понятий
2. Концепция О.Тоффлера
3. Концепция О.Шпенглера
4. Концепция А.Тойнби
Тема: «Культура и личность»
5. Социальная сущность личности
6. Личность как объект и субъект культурной деятельности
7. Инкультурация и социализация
Тема: «Средневековая культура и культура эпохи Возрождения»
8. Временные границы Средневековой культуры
9. Культура Киевской Руси в эпоху Западного Средневековья
10. Искусство Средневековья
11. Итальянское Возрождение
12. Характеристика Северного Возрождения
13. Французское Возрождение
14. Возрождение в Испании
Практическое занятие № 2 (темы докладов)
Тема: «Русская культура в мировом культурном процессе»
1. Дуальность мировоззрения и противоречия русской души
2. Своеобразие русской художественной культуры
3. Искусство русского авангарда
Тема: «Культура XXв. Глобальные проблемы современности»
4. Кризис культуры в начале XX века
5. Дегуманизация искусства (Х. Ортега-и-Гассет)
6. Основные направления в искусстве XX века
7. Тоталитарное искусство советского периода. Соцреализм
Практическое занятие № 3 (тестирование)
Приложение № 1
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа 2
Тема: «Культура и цивилизация»
1Вопросы для обсуждения:
1.1. Культура и цивилизация: соотношение понятий
1.2. Концепция О.Тоффлера
1.3. Концепция О.Шпенглера
1.4. Концепция А.Тойнби
1. Основные понятия: культура, цивилизация, признаки цивилизации, урбанизация, технизация, механизация, вызов-ответ
2. Методические указания для подготовки ответов:
Рассмотреть соотношение понятий культура и цивилизация. История возникновения и взаимоотношения этих понятий. Обратить внимание на формирование антитезы «цивилизация-культура». Понятие цивилизации как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории в концепции О. Тоффлера. Представление о цивилизациях как стадиях в развитии человеческого общества (Л. Морган, К.Маркс, Ф. Энгельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложения) культурно-исторического типа. Понятие цивилизации и культуры как синонимов (А. Тойнби).Современные представления о цивилизации как смене коренных преобразований на разных этапах развития общества. Представление о цивилизации как совокупности культурно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локальных цивилизаций. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества: мировая цивилизация.
4 Литература:
а ) основная литература:
1. Культурология: Учеб. Для студ. Тех. Вузов/ Под ред. Н.Г.Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2008
2. Кравченко А. И. Культурология: учеб.Пособие для вузов /М.: Академический Проект: Трикста, 2008
б) дополнительная литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
2. БиблерB.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1991.
3. БиблерB.C. Нравственность, культура, современность. М., 1993.
4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.
5. Гуревич П.С. Культурология.-М.:Гардарики 2001.
6. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс.-М.:Гардарики 2001.
7. Ерасов Б.С. Социальнаякультурология.-М.:Аспект Пресс 1996.
8. История и культурология.-М.:Логос 1999.
9. Культурология.-Ростов на/Д:Феникс 1995.
10. Культурология.-М.:Центр 1998.
11. Культурология. История мировой культуры.-М.:Культура и спорт 1995.
12. Теория культуры: учеб.Пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2008