Открытый урок
по учебному предмету
«Рисунок»
на тему:
«РИСУНОК МЯГКОЙ ИГРУШКИ»
План – конспект
Тема занятия: «Рисунок мягкой игрушки»
Класс: 2 класс ДХШ
Продолжительность занятия: 3 урока по 40 мин (120 мин) с перерывами по 5 мин
Тип занятия: комбинированный.
Цель: выполнение тонального рисунка мягкой игрушки с использованием мягкого графического материала.
Задачи: 1.обучить художественным и техническим приемам работы углем, познакомить с особенностями материала;
2.способствовать развитию творческих способностей обучающихся, способностей видения градаций светотени на мягких, пушистых предметах;
3.способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении знаний о видах графики и технических средствах их достижений; привить аккуратность в работе мягкими графическими материалами.
Оборудование:
для учителя: работы обучающихся прежних лет; проектор; ноутбук; методические пособия;
наглядные пособия в виде таблиц-рисунков, показывающих последовательность ведения работы.
для обучающихся: тонированная бумага, уголь, ластик, бумажный скотч, мелок, кусочек мягкой ткани.
Ключевые понятия: графика, мягкий материал, тон, осевая линия, форма, светотень, целостность.
План 1 урока
1. Организационный момент – 3мин
Проверка полной готовности класса.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
2. Объяснение новой темы - 20 мин
3. Самостоятельная работа обучающихся – 15 мин
Закрепление знаний.
4. Подведение итогов 1 урока - 2 мин
Ход урока
Организационный момент.
Педагог приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.
|
Все обучающиеся размещены за мольбертами таким образом, что им хорошо видны наглядные пособия, демонстрируемые преподавателем при объяснении.
Преподаватель: - Здравствуйте ребята. Проверим готовность к уроку и отметим отсутствующих.
Преподаватель: - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока: «Рисунок мягкой игрушки углем»
Цель нашего урока: выполнение тонального рисунка мягкой игрушки с использованием мягкого графического материала.
Объяснение новой темы
Преподаватель: - На уроках рисунка вы работаете в основном карандашом и уже владеете определенными приемами. Но существуют и другие материалы, которые использует художник-график, давайте вспомним.
(Ответы обучающихся)
- А какие из названных вами материалов являются мягкими и почему? (Ответы обучающихся)
Изучая техники работы разными материалами, вы расширите свои знания и навыки в области рисунка.
Сегодня мы поговорим о том, как работать углем. Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.
Просмотр презентации «Рисунок мягкими материалами» с примерами работ великих художников в различных жанрах и детских работ.
Вопросы по презентации
Преподаватель:
- Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладает уголь, красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.
1)Изготовление. Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев, а также прессуется из угольного порошка, смешанного с растительным клеем. Первый называется углем рисовальным, второй – прессованным. А вы знаете, что уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
|
2) Основа, дополнительные инструменты. Углем рисуют на разных основах – бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом. Поскольку уголь имеет порошкообразную структуру, лучше всего им рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка и придаст вашему рисунку больше выразительности.
Бумагу для рисования можно тонировать. Цвет основы используется как объединяющий основной тон. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне.
Для работы нужно иметь мягкую тряпку, резинку, фиксатив для закрепления изображения.
|
Резинкой надо пользоваться в крайних случаях и желательно в конце рисования, так как она нарушает структуру бумаги и уголь ложится неровно. Тряпкой можно стирать, но лучше стряхивать угольную пыль с листа. Пользуясь тряпкой, вы слегка тонируете бумагу, после чего резинкой, пастелью или мелом можно «вынимать» освещенные места и уплотнять в глубинах, лепить форму.
При работе углем применяют и растушку, которая представляет собой туго скрученный валик из бумаги, кожи, замши с заостренным концом.
3) Закрепление рисунка углем. Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют в горизонтальном положении. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке.
Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз.
Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты.
Выполнение упражнений
- Прежде чем вы приступите самостоятельной работе, я вам приоткрою некоторые тайны рисования углем, и вы вместе со мной выполните несложные упражнения на небольшом листочке бумаги, который находится рядом с вашей работой.
В зависимости от характера заточки угля им можно проводить и тонкие, четкие линии и закрывать целые поверхности, поэтому техника работы углем разнообразна. Она может носить и графический, и живописный характер.
● Рисунок кончиком уголька. Провести разные типы линий с разным нажимом.
● Штриховка в разных направлениях.
● Рисование боковой частью уголька.
● Растирание, растушевка.
Далее преподаватель дает установку на восприятие натуры с целью анализа ее пропорций и конструкции формы.
При выполнении педагогического рисунка напоминается о компоновке, визуальном измерении, о приемах работы углем.
Преподаватель: - Вы уже знаете, что условно работу над рисунком можно разделить на этапы.
1 этап – компоновка
2 этап – построение с учетом пропорции, перспективы и передачи характера
3 этап – выявление объема предмета посредством светотени
4 этап – обобщение, проработка деталей и завершение работы
Демонстрация учебно-методического материала (последовательности выполнения рисунка мягкой игрушки) и педагогический рисунок
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе. Необходимо правильно выбрать размер и расположить предмет в пределах данного формата. Берем уголек и сначала намечаем крайние точки будущего изображения игрушки сверху, справа, снизу, слева. Они не должны касаться краев листа бумаги, но и свободного пространства слишком много быть не должно. Намечаем горизонтальную плоскость. Общими овалами намечаем будущий предмет, затем общий характер формы в пространстве, далее пропорции головы, туловища, лап игрушки. (Приложения: 1,2 этапы)
3. Преподаватель: - Приступим к практической части нашего урока и работе над построением. Но, прежде чем приступить к работе, мы должны с вами вспомнить технику безопасности.
Обучающиеся начинают работать над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.
Подведение итогов 1 урока
Обучающиеся делают коррективы вместе с преподавателем, уточняют линии рисунка для дальнейшей работы.
План 2 урока
1. Организационный момент – 2 мин
Проверка полной готовности класса.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
2. Объяснение материала – 6 мин
3. Самостоятельная работа обучающихся – 30 мин
Закрепление знаний.
4. Подведение итогов 2 урока - 2 мин
Ход урока
Организационный момент.
Обучающиеся занимают свои места и готовятся к продолжению работы углем. Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.
Объяснение материала.
Преподаватель: - На втором уроке мы с вами продолжим работу в тоне, уточнив построение. Но, прежде чем приступить к работе, мы должны с вами вспомнить технику безопасности.
Намечаем границы собственной и падающей теней. Боковой стороной угольной палочки прокладываем теневые участки. Используем для растушевки пальчики и мягкую ткань. Выявляем форму предмета и работаем тональными отношениями. Продвигаемся в работе от общего к частному, а затем наоборот. Затем уже рисунок приводим к целостности в соответствии с общим зрительным впечатлением. (Приложения: 3,4 этапы)
3. Самостоятельная работа обучающихся.
После показа преподавателя обучающиеся продолжают самостоятельно работать над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.