Оглавление
Введение…………………………….……………………….................................3
Глава 1. Изменение вероучения…………………………………..….………....5
Глава 2. Богослужебная реформа………………………………….………..….9
Глава 3. Изменения в отношении с внешним миром.............................…..…..15
Заключение…………………………………………………............................….20
Список источников и литературы…………………………................................24
Введение
Второй Ватиканский собор – собор Римско-Католической церкви проходивший с 11 октября 1962 г. по 8 декабря 1965 г. в Риме. В работе собора участвовали 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус. Собором были приняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.[1] На протяжении четырех лет собор имел четыре сессии; он стал одним из важнейших событий в многовековой истории католицизма. Созванный папой Иоанном XXIII и продолженный его преемником Павлом VI, собор имел самые благие цели — преодолеть застой в церкви, сблизить ее с современным миром, пересмотреть отношения католичества с другими христианскими вероисповеданиями и даже с нехристианскими религиями — одним словом, обновить церковь.[2] В энциклике папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г. целями собора названы «развитие католической веры, обновление христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени».[3]
Собор принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими, становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви.[4]
|
В нашей работе мы рассмотрим основные нововведения Второго Ватиканского собора в сфере вероучения, богослужебной практики и отношений Католической церкви с внешним миром, и попытаемся выяснить их общее значение для католицизма.
Глава 1. Изменение вероучения
Собор декларировал приверженность ранее исповедовавшимся Римско-католической церковью догматам и определениям, как общехристианским, так и специфическим для католичества. Специфические для католичества: безошибочное учительство папы Римского как преемника святого апостола Петра, Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии, Взятие Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом, Filioque. В изложении общеизвестных догматов веры новым является не раскрытие каких-либо из сторон этих положений вероучения, подробнейшим образом исследованных прежними богословами, но манера изложения, во многом отличающаяся от привычного схоластического языка.[5]
В документах собора Церковь на земле именуется не «воинствующей» (как писалось до собора), а «странствующей». Эта Церковь необходима для спасения; не могут спастись те люди, которые, зная о том, что Церковь, «основанная Богом через Иисуса Христа, необходима, все же не желают войти в нее или оставаться в ней».[6]
|
Спасительный Промысл, утверждает собор, объемлет и тех, кто еще не принял Евангелия, и прежде других еврейский народ, которому были даны Завет и обетования, и тех, «кто признаёт Творца, и среди них, прежде всего, мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому», и тех, «кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога».[7] Собор считает, что инославные христианские церкви и общины имеют значение в тайне спасения: являясь средствами спасения, они получают силу «от той полноты и истины, которая вверена Католической церкви».[8] Декларация об отношении к нехристианским религиям констатирует, что Католическая церковь уважительно относится к нехристианским религиям; эти религии нередко «доносят луч Истины, просвещающий всех людей».[9] Церковь призывает своих верных свидетельствовать представителям иных религий о вере и христианской жизни. Традиционное католическое вероучение гласило, что добросовестно заблуждающиеся инославные и иноверцы спасаются через неявное желание членства в Католической церкви.[10] Собор выдвигает утверждение, что «к кафолическому единству Народа Божия», к Церкви, призваны все люди. Ему по-разному принадлежат или предназначены и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди, призванные ко спасению.[11] Эта эсхатологическая перспектива является новой по отношению к классическому учению католицизма.
|
Второй Ватиканский собор внес изменение в устроение Католической церкви. Частичная децентрализация стала одной из главных тем собора, и основным моментом ее явилась необходимость утверждения прерогатив епископской власти в Церкви. Собор тем самым акцентировал понятие соборности епископов в Церкви: «...все епископы в иерархическом общении принимают участие в попечении обо всей Церкви»; «как законные преемники апостолов и члены епископской коллегии, епископы всегда должны сознавать, что они связаны друг с другом, и проявлять заботу обо всех Церквах».[12] Однако примат папы ограничивает епископскую соборность: епископату как преемнику апостольской соборности принадлежит полная и верховная власть в Церкви, но он «обладает властью лишь совместно с Римским понтификом», «Преемником Петра, Наместником Христа».[13]
Подтверждая принятые ранее мариологические догматы, собор провозгласил: «Непорочная Дева, сохраненная непричастной всякой скверне первородного греха, завершив путь земной жизни, телом и душою взята была в Небесную Славу, и превознесена Господом как Царица вселенной...».[14] Утверждением этих догматов католики еще раз продемонстрировали умаление свободного выбора и тем самым личной святости Пресвятой Девы Марии, поскольку освобождение Ее от первородного греха лишает Ее веру и послушание ценности и свободы. И если Ее человечество не то же, что вся человеческая природа, пораженная грехом прародителей, то подрывается реальность и смысл самого Воплощения. В то же время собор подчеркнул, что при освещении обязанностей и привилегий Пресвятой Девы нужно учитывать, что они всегда имеют отношение ко Христу, «Источнику всей истины, святости и благочестия».[15] «...Как папа, так и Собор, – отмечает католический богослов Анри де Любак, – строго придерживались Предания отцов (как и Писания) в том, что касается единственности посредничества Христа...».[16]
Папа Павел VI провозгласил Богородицу «Матерью Церкви», что вызвало смущение в сердцах многих христиан, ибо это явилось напоминанием о прерогативах папы.[17] Матерь Иисуса Христа признается собором образом и началом Церкви.[18]
Нельзя сказать, что глобальные изменения XX века не отразились на отношении Католической церкви к своему видимому главе. Ослабление прежнего полумистического отношения к папе, стремление очеловечить его образ засвидетельствовал и Второй Ватиканский собор.То, что основной целью догмата о непогрешимости епископа Рима в делах веры и нравственности было и остается стремление к потенциальной непогрешимости любых его суждений косвенно подтверждает расширительное развитие, которое эта потенциальная составляющая папской непогрешимости получила на соборе. В догматическом постановлении «О Церкви», верующим предписывается подчинение не только официальным вероучительным определениям папы, но и тому, что говорится не ех cathedrа. Следовательно, его верховное учительство должно приниматься с благоговением, суждение, им высказанное, приниматься чистосердечно согласно выраженной им мысли и воле, или в частом повторении одного и того же учения, или же в самой форме выступления.[19]
Итак, вместе с прекрасными и глубокими текстами, показывающими подлинное возвращение к истокам христианства, постановления собора содержат и многое неприемлемое, чуждое подлинной вере и преданию, повторение и даже усиление самых неприемлемых постановлений Первого Ватиканского собора. «Так была в большой мере потеряна, — пишет профессор Кармирис из Элладской Церкви, — серьезная возможность подлинного и реального исправления римо-католической церкви в целом, возможность, которую представляла в частности решающая схема «О Церкви» и которая облегчила бы тот экуменический диалог, который Церковь эта хочет начать с другими церквами, и, прежде всего, с православной кафолической Церковью».[20] Конечно, Постановление «О Церкви» не может служить основой для диалога между католичеством и Православием. Единственной основой, которую мы могли бы принять, является вера и строй древней неразделенной Церкви. Эту веру Постановление «О Церкви» не отражает.[21]