Плавание баркаса «Голубчик» из Нижнего Новгорода в Муром летом 2014 года.




 

(отчет о путешествии по Волге в 2013 г. размещен на сайте

https://www.katera.me/publ/pochody/iz_jaroslavlja_v_nizhnij_novgorod_1/1-1-0-20

 

Нас невозможно сбить с пути –

Нам всё равно куда идти.

 

24.07. В Нижний Новгород мы приехали на поезде вчетвером (с женой Маришей, старшим сыном Андреем, студентом-первокурсником, и младшим – Стасом, шестиклассником). На складской комплекс «Каскад» в Сормово, где зимовал «Голубчик», ехали от вокзала на такси. Там нас уже ждали. Тент за зиму почти не протек, дождевой воды под дизелем набралось чуть-чуть, а на главной палубе, очевидно, тоже было немного воды, но испарилась, оставив ржавчину на местах, где краска была протерта до металла. Я проверил специальной пипеткой плотность электролита в аккумуляторе – она соответствовала зарядке 75 %. После зимы полагается подзарядить аккумулятор, но здесь негде. Имеющейся зарядки должно хватить для пуска дизеля. Я прокачал топливо насосом на топливном фильтре и запустил дизель. Он завелся с первого раза.

 

Под нашим тентом осы соорудили бумажное гнездо. Мы осторожно его сняли с помощью пластикового контейнера и отнесли подальше. Но осы не хотели оставлять облюбованного ими места и принялись за постройку нового гнезда. Трудно было их убедить не строить гнездо на «Голубчике».

 

В августе много ос, и они в этом рейсе часто приманивались нашей едой, особенно мёдом, иногда жалили нас. У нас была под рукой питьевая сода. Тряпка, смоченная раствором соды (столовая ложка на стакан воды), приложенная к месту укуса, ослабляет боль.

 

Волга в том месте, где мы в прошлом году поднимали «Голубчик» из воды, сильно обмелела, место не узнать. Там, где мы подплывали к крутому берегу с деревьями, теперь суша на несколько сотен метров. Причем, суша такая, что автокран не пройдет: рыхлый песок, чередующийся с мелководными заливчиками и озерками. Местные говорят, что с весны воды не было, и что воду за рубеж продали. На самом деле, Городецкий гидроузел (он выше по течению) пропускает воду по минимуму, так как в Нижнем Новгороде строят новый мост через Волгу, – чтобы легче было устанавливать опоры в русле. А нам придется искать другое место для спуска на воду. Местные водномоторники советуют поискать место в 1 км выше по течению, в районе со странным названием Цинковалка, поворот к реке перед Троицкой церковью (первый храм на этом месте был основан самим Сергием Радонежским).

 

Руководитель складского комплекса Александр Александрович разрешил нам на ночь поставить палатку на его территории около «Голубчика». Говорит, это лучше, чем в лесу у Волги: выходные дни, мало ли кто там по лесу бродит. Дети спали в палатке, а мы с Маришей – в кубрике.

 

25.07. Утром с Маришей ездили смотреть предполагаемое место спуска у Цинковалки. Берег твердый, глубокая вода у самого берега. Завтракали в столовой на территории складского комплекса. Я звонил на лодочную базу «Лето» на Печерских Песках (88314153331). Они могут организовать перевозку и спуск на воду, самое раннее завтра вечером или уже в понедельник утром. Просят 8 тыс. р. + отдельно плата за автокран и перевозку до места спуска. Нам дали телефон японского крана-манипулятора с длинной платформой (880 см), который работает с этой лодочной базой. Я позвонил - 89202514171. Хозяин крана, Андрей, подъехал к нам на своем джипе, и мы поехали смотреть место спуска на Цинковалке. Место его устроило. Андрей сказал, что манипулятор освободится через 2 часа. Мы стали собираться. Вечером «Голубчик» погрузили на платформу манипулятора, подложив 8 автопокрышек, на которых он стоял на базе, и прикрепив стропами к кузову машины.

 

Подъем «Голубчика».

Погрузка на платформу.

 

В кабине ехали я и Стас, а Мариша с Андрюшей пошли в магазин за продуктами и подошли позже. Манипулятор подъехал к самой воде и встал боком с небольшим креном к Волге. Подпорку крана ставили прямо в воду. Спустили «Голубчик» на воду. По мнению крановщика, «Голубчик» весит больше двух тонн, может быть, три. Мы считали, что полторы – две. Неужели, мы уже столько барахла натащили?

 

Спуск на воду.

 

Все мероприятия по спуску на воду обошлись в 5500 р. Оказалось, что здесь ночевать нельзя – ровный открытый берег и очень большие волны от проходящих судов и катеров. Надо искать более спокойное место.

 

Путешествие, начавшееся в июле 2013 года в Ярославле, продолжается. Когда нас спрашивают, откуда мы, трудно дать правдивый и понятный всем ответ. Сами-то мы из Подмосковья. Но откуда «Голубчик»… Долго приходится объяснять. Большинство катеров плавают в окрестностях своей базы. Меньшая часть ходят в дальние походы. Но все возвращаются домой. А у «Голубчика» нет дома. Маловероятно, что такую манеру путешествовать придумали мы. Наверняка, кто-то путешествует так же. Кроме разных больших преимуществ (главное, что маршрут не повторяется) у такого способа есть и существенные недостатки. Главный из них: мало остается времени на обустройство, оборудование, ремонт корабля.

 

Нам советовали поискать место для ночевки ниже по Волге, за мостом, на левом берегу, где располагаются затоны больших судов. Уже темнело, и мы решили идти поближе, к лодочной станции, ближайшей к «Каскаду», по правому берегу.

 

Пытаясь найти проход к лодочной станции между песчаными отмелями, мы три раза садились на мель. На базе было много лодок и катеров. Они-то как выходят на Волгу? Сняв катер с мели в третий раз, я вылез в воду и повел его к берегу за канат, привязанный к носовому рыму (кольцу), как бурлак, по мелководью и провалился в яму, которой в темноте не было видно. «Голубчик» по инерции пошел вперед, а я плавал около правого борта у середины длины, держась за кранец. Я был в спасжилете (уходя в плавание, а тем более, выходя в воду, мы всегда надеваем спасжилеты). Мариша сбросила мне еще спасательный круг на веревочке (к спасательному кругу обязательно должна быть привязана 12-метровая веревочка, чтобы его не потерять). Я опрокинул круг на себя – как нас учили на курсах. Плавучесть у меня была хорошая – я почти по пояс был над водой, и вода была не холодная. Мне спустили забортный трап, но я не смог по нему подняться. Рыбацкие забродники (сапоги по пояс), в которых я был, наполнились водой и стали очень тяжелыми. Надо было бы их снять и привязать где-нибудь, чтобы не потерялись, а вылезать без них, но я не догадался. «Голубчик» отбуксировал меня к берегу, до которого было 5 метров, и я сам вылез на песок. Нам повезло, что не было ни ветра, ни волн, ни течения, и до берега было очень близко. Так закончилась наша первая учебно-боевая спасательная операция.

 

Мы решили здесь и заночевать. Пришвартовались к каким-то стальным тросам, крепко сидящим в песке и разбросанным по отмели огромным якорям-кошкам, спустили с кормы оба наших якоря. На всякий случай, я сходил на лодочную станцию поинтересоваться: не пустят ли «Голубчик» на ночлег. Не пускают почему-то, даже за деньги. Отсутствие стоянок для путешественников – это реалия наших дней. Мариша спала на палубе у дизеля, остальные в кубрике: Андрюша на левой банке (продольной лежанке), Стас – в проходе между банками, а я – на правой банке. Ночью мне снились страшилки: первая, что катер отвязался и уплыл под Волжский мост, вторая, что за ночь нас унесло в маленькое лесное озеро, откуда непонятно как выбраться.

 

Первая стоянка – у Сормово.

 

26.07. Место нашей стоянки – N 56,37784 E 43,87146. В Лоции (речной карте) здесь показана суша. Чуть ниже по Волге у правого берега – длинный остров. Говорят, что пролив, отделяющий его от суши, глубоководный. В Лоции это не пролив, а залив с входом снизу. Переменная облачность, ветер 7 м\с. Волны на Волге небольшие, но при таком ветре трудно выходить, когда кругом мели. Мы решили ждать тихой погоды. Днем вниз по Волге прошла под парусом древнерусская ладья, почему-то под андреевским флагом.

 

Ладья на Волге.

 

Здесь была Волга... Тент «Голубчика» еле виден за «барханом».

 

Ездили в центр Сормово, купили мобильный интернет для ноутбука и для телефона. По прогнозу, завтра утром ветер 4 м\с, днем его ослабление. Мы наводили порядок на корабле, два раза топили на берегу самовар. Видели чудной надувастик с подвесным мотором. Он въехал на мель, выставил колеса на высоких тонких опорах, как у самолета, переехал через песчаный остров, съехал в воду, потом выехал на берег и поехал по автодороге.

 

Чудо техники.

 

27.07. Встали рано, стали собираться в рейс. Зимой, планируя поход, мы хотели идти вниз по Волге, до Чебоксар или Васильсурска, но в последний момент передумали. Не захотелось снова идти по большим волжским водохранилищам с высокой волной. Штормов в Горе-море нам вполне хватило, и мы стали искать жизнь полегче. В итоге решили завернуть в Оку. Цели нашего путешествия, как всегда: полюбоваться рекой и ее берегами, посмотреть новые места, посетить города и святые места, где раньше не были, наблюдать, как постепенно, с продвижением на юг меняется природа. Мы с женой – ученые-энтомологи. Поэтому мы во всех путешествиях собираем жуков для науки, наблюдаем их образ жизни (для этого на борту есть даже бинокулярный микроскоп). Речные долины, с их более мягким климатом – это коридоры, по которым происходит расселение теплолюбивых насекомых в северные широты. Отдыхать с семьей на корабле интереснее, чем на даче, так как корабль плывет, а дача остается на одном месте.

 

Я звонил в нижегородский ГИМС (225-85-39; 273-07-69; 246-40-64), спросил, как заходить в Оку, а то в «Бассейновых правилах...» противоречие: «Идя вниз, поворотный 118-й буй оставить слева», но «Нельзя поворачивать направо вдоль Стрелки». Сотрудник ГИМС сказал идти вдоль левого берега, а потом поворачивать в Оку. Не прояснилось. Пойдем как придется. Еще я спросил, смогу ли я с осадкой 50 см пройти Гребневский канал насквозь, а то в Лоции написано: вход и выход только снизу. Сказали, что смогу.

 

Малый якорь Денфорда (10 кг) мы перенесли с кормы на нос. Будем идти всё время против течения, и якорь на носу пригодится. Вышли в 9-00. Ветер 3 м\с, волнение слабое. Заметили, что на Волге с прошлого года поменялись номера буев, они стали больше примерно на 100.

 

Нас обгоняет сухогруз.

 

Наплавной мост на Волге был разведен (говорят, он разведен с 6-00 до вечера).

 

Впереди - Нижний Новгород.

Пассажирские причалы Нижнего Новгорода.

Обходим знаменитую нижегородскую Стрелку (которая в песне: «На Волге широкой, на Стрелке далёкой…» – место слияния Волги и Оки.

 

В 10-00 миновли Стрелку и вошли в Гребневский канал. В Гребневском канале много лодочных пристаней, куча маломерных судов, но движения никакого, хотя сегодня воскресенье.

 

Вход в Гребневский канал.

Идем по Гребневскому каналу.

Ленин указывает нам: «Правильным путем идете. Зачем вам Волга?»

 

Поначалу показалось, что на Оке нумерация буев соответствует Лоции, хотя иногда менялись правый и левый (то есть по номеру должен быть правый, а стоит левый). Но полное разочарование ждало нас позже – на Оке тоже все номера и расположение буев – не так, как в лоции.

 

Сразу скажу, что на Оке, по которой мы пойдем вверх, правый берег и правый буй – это те, что слева, а левый берег и левый буй – справа. А если я буду говорить просто «слева», «справа», то это как обычной жизни.

 

На участке от Гребневского острова до Мызинского моста ветер был попутный, 4 м\с, разогнал волну средней высоты.

 

Окская волна.

По Оке.

 

Мы подумали, что это – последняя высокая волна на Оке – нам на прощание. Как потом оказалось, на Оке хоть и редко, но бывают высокие волны. На 15-м километре (километраж на Оке от устья) мы догнали древнерусскую ладью, которая вчера проходила мимо нас в Сормово.

 

Обгоняем ладью.

 

Ладья шла теперь против ветра и течения Оки на четырех веслах, без паруса. Четверо здоровенных русичей сидели на веслах, а пятый был на корме. У них даже прически были «исторические». Номер у ладьи Р 2494 ВЛ. Мы по номеру подумали, что ладья идет из Оки в Клязьму, во Владимир.

 

Мы шли сначала малым ходом (до конца Гребневского о-ва), а дальше на 2-й скорости. Дизель сначала немного дымил (после зимы?).

 

На обед мы причалили в 13-30 к устью Окского затона на 23-м километре Оки, к коренному правому берегу (координаты N 56,18304 E 43,78396). Подошли к самому берегу и сели на песок только носом. Пришвартовались и отдали два якоря против течения.

 

Остановка на обед на пути к Дзержинску.

 

Когда мы стояли у Окского затона, в 15 часов нас догнала ладья. В это время вверх по Оке шел состав: толкач с баржой. Прямо напротив нас он взял ладью на буксир под свой правый борт. Капитан буксира-толкача общался с ладьей по громкой связи, и нам было слышно.

 

Видели, как на берегу уж ест лягушку. Оба они оказались в затруднительном положении: уж заглотил заднюю ногу лягушки, но вся лягушка была для него слишком велика. Полусъеденная лягушка была живая, но тоже, как и уж, казалась спокойной.

 

Уж пытается заглотить лягушку.

 

На берегу нашли старую бамбуковую удочку – станет у нас флагштоком. Дальше пойдем под флагом – «как большие». Сам флаг нашли в позапрошлом году на берегу Волги в окрестностях Ярославля (у Туношенского острова), наверное, отвязался у какого-нибудь теплохода. В 16-30 пошли дальше. На Втором Оленинском перекате от левого берега выступает каменная полузапруда – насыпь поперек русла, почти скрывшаяся под водой. Полузапруды возводят на Оке, чтобы на перекатах было больше воды, и суда легче проходили мелководные места. Из-за этой полузапруды получилось резкое сужение русла и ускорение течения. До 38-го буя мы шли на 2-й скорости. Но около этого буя мы заметили, что совсем не продвигаемся вперед. Пришлось включить 3-ю скорость, не снижая которой мы потом шли до Дзержинска (у нас есть еще и последняя, четвертая, но ее мы включаем очень редко). Дизель уже не дымил, но из дейдвуда в трюм сильно капала вода – стёрся асбестовый «сальник». На стоянке в Дзержинске я подтянул гайки дейдвуда, хотя решил сильно не затягивать – пусть уж лучше капает, чем перегревается.

 

В районе поворотного буя на 39-м км (номер 37 по лоции) мы опять нагнали уже знакомую ладью русичей, которая шла на десяти вёслах. Вместе с ладьей мы уклонились за левую кромку судового хода, пропуская идущих навстречу толкача с баржой. На мысу у поворотного буя стоит высокая Шуховская башня. Рядом красивый сосняк. Жалко, что здесь нельзя остановиться – нет заливов, и близко судовой ход – будут мешать высокие волны от проходящих судов.

 

Шуховская башня в окрестностях Дзержинска.

 

Весь день была солнечная ветренная погода. Мы встали к левому берегу Дзержинского затона в 20-00 носом к берегу на швартовых, с кормы опустили якорь. Пришвартовываемся мы всегда максимальным количеством канатов (до пяти) – чем больше швартовых, тем не хуже, и тем крепче может спать капитан. Один может отвязаться. Шли мы всего восемь часов, прошли 57 км. Сели на песок самым носом, у середины длины глубина больше, чем по колено, а у кормы еще глубже. Наши координаты N56,22824 E 43,47511. Весь вечер по затону ходили катера и моторные лодки, но волны от них нам не мешали. Катера проходили далеко, а мы стояли к волнам кормой. Над поймой, где мы встали, возвышалась каменная дамба, а за ней городские многоэтажные дома.

 

Вдвоем с Андрюшей пошли в город. Параллельно берегу затона за кварталом многоэтажек идет улица Попова. Там есть несколько продуктовых магазинов, в том числе работающие до 22 часов и круглосуточные, дальше вправо по улице – кафе-бар, где мы и поужинали. Принесли продукты на корабль и уже в темноте пошли в город с Маришей.

 

За этот день мы прошли 10 км по Волге, 45 км вверх по Оке и 2 км по затону.

 

28.07. Ночь была теплая. В спальнике мне было даже жарко. Вечером было немного комаров. Мариша перед сном (на палубе около дизеля) закрыла лицо сеточкой от комаров, а мы закрыли дверь кубрика. Утром пошел сильный дождь. Всё небо заволокли облака. Я думал, это надолго. Но облака скоро разошлись, и опять установилась теплая солнечная погода. Мы с Маришей пошли гулять по городу.

 

Собираемся на прогулку в город.

 

Пойма затона заросла кустами и деревьями. Над поймой возвышается каменная набережная с причальными тумбами. Неужели когда-то вода доходила до набережной, и большие суда причаливали здесь? Над набережной еще одна наклонная дамба. За железной дорогой, идущей за улицей Попова параллельно ей, более старая часть города, 3-5 этажные дома, построенные в послевоенные годы пленными немцами.

 

Старая часть города Дзержинска.

 

В 1930 г. город назван Дзержинском, а до того это было село и называлось Растяпино. О старом названии напоминает сеть продуктовых магазинов по всему городу.

 

 

В Дзержинске ходят автобусы, троллейбусы и трамваи. Мы пообедали в кафе в центре города, а детям взяли с собой на корабль мясо под ананасом, салат и вареный картофель. В конце затона, где в лоции показана лодочная станция, есть еще ресторан на воде «Акватория». В ресторане мы попросили разрешения зарядить наши сотовые телефоны и плеер, а когда вернулись после похода по городу, поставили на зарядку еще два телефона, набрали канистру питьевой воды, заказали на троих (мы были со Стасом) апельсиновый сок и фруктовый салат, сидели и смотрели на стоящий вдали «Голубчик».

Прямо у нашего корабля Стас поймал рака.

 

 

29.07. Местный житель, который пришел купаться, спросил, не из Ярославля мы идем? Это он по буквам в номере узнал. Я рассказал нашу историю, он позавидовал. С утра солнечно, жарко. Ходили с Андрюшей в город. Купили ему книги, а для «Голубчика» веревку и разных скобяных изделий – продолжаем в пути оснащать наш корабль. На обратном пути взяли на автозаправке (по ул. Попова за мостом через железную дорогу) 30 л дизельного топлива в три наши канистры (4-я у нас с прошлого года неисправна – течет крышка). Кассир сказала: «Спасибо за покупку. Приезжайте к нам еще». Канистры мы отвезли на корабль в двух сумках-тележках. Складная сумка-тележка очень удобна в рейсе. После этого мы втроем с Маришей и Стасом сходили за продуктами, купили шашлык и всяких продуктов для «зеленой» стоянки. Отплыли в 13-10 малым ходом, потом перешли на 2-ю скорость, а с нее на 3-ю. Скорость течения в низовье Оки 3-4 км\ч. На второй скорости мы продвигались вперед со скоростью 6-7, а на третьей – 9-10 км\ч. Нас это вполне устраивает.

 

Уходим из Дзержинска.

 

На 3-й скорости температура масла дошла до верхнего предела. Была жаркая погода, и мы не открыли вовремя крышку машинного отделения. Когда открыли и снизили скорость до 2-й, температура масла упала до 80 градусов, т.е. до нормального значения.

 

Прокладываю путь по лоции – речной карте.

 

Для стоянки запланировали залив на правом берегу на 54-м км, туда и пришли в 15-30 (координаты N 56,22580 E 43,49831). Прошли около 11 км. Встали носом к правому берегу залива. У носа – мелко, у кормы вода по пояс. Дно у берега илисто-глинистое, немного засасывает, всё в мертвых и живых двустворчатых моллюсках. Чтобы удобнее было сходить на берег, не запачкав ноги, набросали у трапа сухих веток.

 

«Зеленая» стоянка у Дудина монастыря.

 

Рядом на берегу сухая полянка – удобное место для установки тента с палаткой внутри. Дальше высокий склон, покрытый лиственным лесом. Видели большого ужа. Ужи разного размера попадались в этом путешествии часто – ползали по берегу, плавали по воде. Весь день был жаркий, солнечный. Над левым берегом Оки собиралась грозовая туча, была молния, но туча прошла мимо.

 

Здесь много комаров и слепней-златоглазиков. К слепням мы быстро привыкли, не глядя, убивали их и бросали в воду на съедение рыбам, которые ходили косяками. Главное было случайно не прихлопнуть рукой осу.

 

Вечером жарили шашлык на мангале. Сгоряча купили его 3 кг, так что объелись, и еще осталось на следующий день.

 

Ужин на берегу залива.

 

В заливе и на Оке много рыбаков на моторных лодках и надувастиках. Вечером подъехал пожилой рыбак на надувастике и стал звать: «Голубчик!» Я вышел к нему, поздоровались. Он спросил, не станем ли мы заводиться и уходить сегодня ночью? Я ответил, что до утра точно не станем. Он хотел на ночь в заливе ставить сети, боялся, что мы их порвем. Дети поставили тент с палаткой внутри и ночевали там, а мы с Маришей - в кубрике. Уровень воды в Оке за ночь не изменился. Я на каждой стоянке наблюдаю за уровнем воды, чтобы не оказаться на суше.

Закат в заливе у Дудина монастыря.

 

30.07. Ночь была теплая. Я просто накрылся спальником, как одеялом. Днем пошли гулять по окрестностям, поднявшись по высокому крутому склону от пляжа (где раньше был остановочный пункт «Дудин монастырь»). На склоне к Оке лес преимущественно березовый, ближе к воде ольха, ёлок вообще нет – мы ушли от них на юг. Наверху холмистая равнина. Здешние места издревле называются «берёзополье». Название очень верное – березняки и поля на холмах образуют истинно русский пейзаж. Художники давно облюбовали эти места. Рядом, на крутом склоне стоит каменный особняк одного московского художника (со слов местных жителей).

 

Мы дошли до Дудина монастыря. Монастырь восстанавливается с 2007 года на деньги инвестора из Дзержинска. От пляжа до монастыря можно дойти двумя путями: подняться наверх, идти по краю леса и спуститься по длинной лесенке, или ниже, сразу около особняка художника повернуть направо по проселочной автодороге.

 

Дудин монастырь.

 

Когда-то здесь жили до 30 монахов, в 1920-е годы монастырь закрыли, он стал приходской церковью, а потом и ее закрыли, и всё развалилось. В храме уже есть внутренняя отделка, но еще стоят строительные леса. Около монастыря родник, по легенде выкопанный Сергием Радонежским. Назад мы пришли вовремя – начался очень сильный дождь. Дождь быстро прошел, и мы отправились купаться на пляж, где среди известнякового гравия нашли со Стасом несколько окаменелостей – вымершие кораллы, раковины плеченогих. Гравий, скорее всего, местный. Тогда это пермский возраст.

 

Вечером видели неподалеку 4 небольших прогулочных теплохода. Два пристали к мысу, отделяющему наш залив от Оки. Еще два прогулочных судна стояли у правого берега Оки на 50-м км. Днем и вечером в заливе опять было столпотворение катеров, лодок и надувастиков. Больших судов на Оке второй день не видно.

 

За всё время путешествия большие суда попадались нам крайне редко, а мы раньше переживали, что трудно будет на узкой реке всё время от них уворачиваться.

 

Сегодня мы повесили в кубрике барометр, купленный в прошлом году в Сормово – будем следить за давлением, чтобы узнавать о приближении шторма.

 

Здесь, как и везде, мы ловим жуков. По результатам своих сборов мы публикуем научные статьи, поэтому наше плавание – это не отпуск, а экспедиция. Нас часто спрашивают: неужели в средней полосе европейской части России осталось что-то, неизвестное науке? Как ни странно, этот регион - один из самых неизученных. Причина заключается в том, что энтомологи предпочитают собирать насекомых в более удаленных, «интересных» регионах: на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в тропиках.

 

Идём ловить насекомых.

В кубрике я раскладываю пойманных насекомых.

 

31.07. Ходили с Маришей в ближайшую деревню – Подъяблонье. Хозяева одного из домов открыли рядом со своим участком продуктовый киоск (его видно с автодороги) – это и есть деревенский магазин. Погода весь день жаркая, солнечная. Вода вчера немного отступила, и остается на этом уровне. Мы решили сделать веревочную лестницу и прикрепить ее на левом борту у кормы. Когда мы садимся на мель, я часто вылезаю в воду и сдвигаю корабль с мели, но потом трудно забраться на борт. Если спустить веревочную лестницу, забраться наверх будет легче. Ступеньки сделали из ствола ольхи диаметром около 8 см. На ступеньках выпилили кольцевую канавку для троса. Трос привязали к ступенькам «двойным констриктором» - узлом, который в принципе не развязывается (как утверждает Скрягина в своей книге по морским узлам). Впервые за время стоянки видели большое судно – толкач с двумя баржами шел вниз по Оке с грузом известнякового гравия.

 

Состав с гравием.

 

За Окой вдали иногда раздаются взрывы. Наверное, это где-то на карьере - добывают известняк. Днем жарко, устраивать настоящий обед не хочется. Обедали печеньем, свежими овощами и минеральной водой.

 

1.08. В селе Подъяблонье на пустыре рядом с магазином поймали редкого листоеда восточного (Chrysolina eurina). Каждая находка этого вида – сенсация. Ученые до сих пор не могут дать объяснение его загадочному ареалу. Листоед восточный распространен на ограниченной территории на юге Западной Сибири, в нескольких точках в центре европейской России и в долине Дуная. Полагают, что этот сибирский, малоподвижный, нелетающий вид занесен в Европу людьми. Кстати, мы здесь впервые экспериментально установили, чем питается этот вид. Он ест листья пижмы.

 

Хотели зайти в магазин, но продавец уехал в Дзержинск за продуктами на целый день. Один местный житель предлагал перевернуть киоск и забрать всё, что там есть. Этот калоритный персонаж был как две капли воды похож на артиста Пуговкина, что сам и подчеркивал. Другой рассказывал, что село это старое, было когда-то вотчиной Дудина монастыря. Рассказал легенду про Ивана Грозного, который шел на Казань по реке Оке. Ночью царю мешал спать юноша-пастушок, который играл на дудочке. Разгневанный царь велел его убить, а когда возвращался из Казани, раскаялся и приказал построить монастырь и назвать его Дудин. Монастырь, действительно, стоит здесь со времен Ивана Грозного. Правда, назван он, может быть, по названию деревни Дуденево.

 

Познакомились с хозяевами магазина: Марина и Алексей продали квартиру в Нижнем Новгороде и купили дом в Подъяблонье. Они держат гусей, кур, у них большой сад и огород. При этом у них есть еще основная работа. Алексей происходит из рода купцов Головастиковых, основателей города Богородска. У Алексея и Марины мы оставили заряжаться ноутбук и сотовый телефон. А еще они подарили нам овощей и фруктов из своего сада. Яблок нам хватило до конца путешествия, а часть их мы освятили в праздник яблочного спаса в Муроме. Алексей – путешественник, обошел все окрестности на надувастике с мотором и мечтает о катере. Даже магазин у Алексея называется «Чайка», и он хочет повесить на него спасательный круг.

 

Вечером Мариша топила самовар. Самовар – штука капризная. Чтобы его топить, нужна сноровка: не дать прогореть всем дровам, вовремя их подбрасывать, но и не забить трубу несгоревшими дровами. Дрова для самовара (сухие сосновые шишки, тонкие короткие веточки) мы собираем заранее и возим с собой, чтобы они успевали хорошо просохнуть. Самовар у нас «речной» - краник привязан к носику, а крышка – к ручке, чтобы не утопить случайно эти важные детали, когда выносишь самовар с корабля на берег или заносишь обратно. Через обе ручки продет длинный ремешок – за него удобно одной рукой нести на корабль горячий самовар, держась другой рукой за леер (перила на кубрике по бокам).

 

 

Вода в Оке вернулась к первоначальной отметке. В Подъяблонье у бабушки, которая держит пчел, купили 2 литра свежего цветочного меда (ели его вместо сахара до конца рейса).

 

2.08. Мариша с Андрюшей ходили на монастырский родник за водой. Я укреплял ступени нашей деревянной лестницы железными полосками (второй год собирался это сделать). Сегодня суббота, на пляже много народу, в заливе много рыбаков на лодках и катерах. Нас порадовало название одной лодки – «Казанки», зашедшей в залив: «Непросыхающий». Видели большой катер «Бриз» со стационарным двигателем. Погода была хорошая. На крыше кубрика мы грели на солнце большое черное пластмассовое корыто, и Мариша вечером купалась в нем и мыла голову с шампунем.

 

Вечером наблюдали, как двое местных жителей ловили в заливе рыбу бреднем. Они прямо в одежде заходили по шею в воду и тащили вдоль берега большую сеть, огибая «Голубчик». Способ этот весьма эффективный – наловили здоровенный куль рыбы.

 

Поблизости в деревне Хабарское - аэроклуб. Там катаются на парапланах и мотодельтапланах, всех желающих катают на маленьком самолете, делая над руслом Оки фигуры высшего пилотажа на малой высоте.

 

Вдвоем с Маришей ходили в Дудин монастырь, попали на воскресную службу, набрали 2 канистры воды из родника. Когда шли обратно, остановился джип. Водитель спросил, куда нас подвезти. Мы сказали, что на пляж, что мы путешествуем на катере. Оказалось, что владелец джипа, зовут его Андрей, – водномоторник, у него шлюпка 6,5м, которую он удлинил до 8,4 м за счет мостика-трапа на носу и площадки для подвесного мотора на корме. Получилась «гулянка» с кубриком и тентом, с подвесным мотором 15 л\с, стоит в Дуденево. «Гулянка» - это тип большой лодки с каютой, с не очень сильным двигателем, для прогулок и походов. Андрей купил лодку в этом году, мечтает отправиться в дальний поход, заинтересовался нашим катером, дошел с нами до «Голубчика», осматривал и хвалил его. Хороший человек! Когда мы дойдем до города Павлово, Андрей посоветовал нам обратиться к его другу Михаилу (89200773667), который поможет со стоянкой.

 

3.08. Весь день вода уходит, уровень опустился на 10 см от наибольшего, замеченного нами. Мы постепенно отпускаем швартовы и отходим глубже. Погода хорошая, солнечная. К нам в гости пришли Алексей и Марина из села Подъяблонье со своими родственниками, всего 5 человек, принесли шампанское. А у нас был тортик. Расположились на крышке машинного отделения. Алексей со своим родственником Сергеем приплыли своим ходом от пляжа до «Голубчика» 300 метров и поднялись из воды на борт по нашему новому веревочному трапу.

 

На пляж (бывший остановочный пункт «Дудин монастырь») из пос. Желнинó в воскресенье приходит судно типа «Костромич», возит людей на воскресную службу в монастырь.

 

На Оке не осталось ни одной пристани и ни одной регулярной переправы, которые, судя по лоции, существовали еще в 1980-е годы. С постройкой хороших автодорог речной пассажирский транспорт не выдержал конкуренции с автомобилями. С другой стороны, Андрей, с которым мы вчера познакомились, сетовал на то, что из Дзержинска до Дуденево (где он живет) по Оке 6 км, а на машине приходится ехать в объезд, через мост, 70 км. Он собирается осенью возить сына в школу в Дзержинск на своем катере.

 

4.08. Собрали лагерь и в 10-45 отправились дальше вверх по Оке. Алексей и Марина из села Подъяблонье посоветовали осмотреть усадьбу Рукавишниковых в 3 км выше Желнино.

 

Разделительный буй на Старицком перекате на входе в канал Сейма (номер 64 на реке, 53 в лоции) мы обошли со стороны левого берега, а не правого, как велела лоция, так как к этому бую (и рядом стоящему красному номер 63) со стороны правого берега подходит большая песчаная отмель, выступающая из воды – там даже нам не пройти. Вообще, это сложный участок. Мы наблюдали, как его проходят составы с двумя баржами. Они расцепляются и проводят через перекат баржы по одной. А один речник в Муроме рассказал нам, как он в этом месте садился на мель на большом судне.

 

На 55-56 км у правого берега много сетей, их поплавки (обычно пластиковые 1,5-литровые бутылки) доходят до кромки судового хода. На 58-м км сетей особенно много: у правого берега поверхность воды на протяжении 200 метров утыкана поплавками, есть сети и у левого берега. Мы причалили к правому берегу на 59-м км и спросили у местных жителей, где усадьба Рукавишниковых. Оказалось, что в 6 км от берега! Мы не захотели так далеко идти. Место для остановки мы выбрали неудачно – в воде у берега и на берегу много коряг и срубленных деревьев. Хорошо, что якорь ни за что не зацепился. Отчаливать среди этого бурелома было трудно: течение в одну сторону, ветер в противоположную, а еще у берега водоворот. Надо было встать чуть выше – к открытому песчаному обрыву. Больше не будем причаливать среди коряг! Выбрались на открытую воду и повернули назад, в Желнино.

 

В Желнино две лодочные станции. Мы подошли к верхней по течению, встали с края к песчаному берегу рядом с «костромичом» «Орлик» и еще одним пароходиком покрупнее (наши координаты N 56,19481 E 43,36563). Прошли 9 км, включая 8 км – вперед-назад по Оке. У самого берега большая глубина.

 

Наши соседи по стоянке в Желнино.

 

Я пошел на лодочную станцию. Там мне дали телефон управляющего: Долбилин Алексей Владимирович (89049261652). Я звонил ему. Он сказал, что причалить к ним некуда: если есть свободные места, то катер может в любое время вернуться. Поэтому мы так и остались стоять с краю от базы. Охранник Александр сам предложил нам подключить электричество. Я протянул наш 30-метровый удлинитель. Мы зарядили телефоны, ноутбук, аккумуляторы для дрели. Мариша сварила на электроплитке овощной суп.

 

Желнино – небольшой посёлок. Старые дома с красивыми наличниками, два бревенчатых 4-этажных дома на ул. Кооперативной (как в музее деревянного зодчества).

 

 

 

Также много современных коттеджей и настоящих дворцов с башнями. Ощущается близость Дзержинска и Нижнего Новгорода. Много цветов на улицах и на участках. В центре два продуктовых магазина, промтоварного нет. Огромный шатровый храм из красного кирпича - действующий Собор Благовещения.

 

Собор Благовещения в Желнино.

 

На высоком берегу Оки около места нашей стоянки видели крестоцветные «перекати-поле», много южной полыни божье-дерево, которая впервые нам попалась на глаза в Дзержинске.

 

Охранник на лодочной базе сказал, что раньше, когда бензин был дешевый, моторные лодки ходили отсюда на Каспий. Сказал еще, что сейчас, в августе Ока сильно о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: