Нужно ли учить информатике в школе - за и против




Информатика (программирование) начала активно проникать в школьные программы после появления в 1981 году работы А. П. Ершова [2], завоевавшей, без преувеличения, всемирную известность. Некоторые ее положения, как то: компьютеры (ЭВМ) стали столь же важными носителями информационной модели внешнего мира, как книги; микропроцессор, сопряженный с промышленным изделием, придает ему совершенно новые качества, - не только подтверждены, но и многократно усилены всей практикой современной цивилизации. Однако с некоторыми другими тезисами: чтобы через 20 лет запрограммировать все производимые микропроцессоры, надо будет посадить за программирование все взрослое население земного шара; мир программ - это, прежде всего, огромный запас операционного знания, накопленный человечеством; программами буквально напичкан наш организм - уже тогда можно было бы поспорить. Тем более сомнительным стал вывод: некоторые "натуральные" сущности программирования должны быть сделаны осознанным достоянием человека, у нас нет иного пути, как отразить их в структуре и содержании всеобщего образования.

Дело в том, что микропроцессоры стали незаметными элементами промышленных изделий, а программирование было поставлено на промышленную основу с развитой технологией и аппаратным оснащением (на основе тех же персональных компьютеров). Большинство широко используемых программных средств обросло богатым и удобным справочным аппаратом. Область применения компьютеров приобрела достаточно богатую структуру. В различных ее ветвях требуются весьма различные уровни владения программированием. Компьютер, используемый как средство массовой псевдокультуры, сам владеет своим "хозяином". А от разработчиков новых программных средств требуется профессиональный, почти артистический, уровень. Утверждать, что всем учащимся нужна единая базоваяпредпрофессиональная подготовка, стало уже невозможным из-за обилия профессий, использующих компьютеры, и разнообразия применяемых при этом программных средств.

В упомянутом "Обязательном минимуме..." перечислены некоторые информационные технологии, овладеть которыми, по мнению анонимных авторов документа, должны все учащиеся.

"Технология обработки текста и графики: понятие текста и его обработки, текстовый редактор, представление изображений в компьютере, построение изображений с помощью графических примитивов, графический редактор." - Можно было бы задать несколько уточняющих вопросов, но в основном владение этой технологией, особенно в части обработки текстов, следует считать необходимым. Кому не приходится писать хотя бы письма, а многим - отчеты, статьи, книги и т.д., снабжая все это простейшими иллюстрациями. Если под рукой есть компьютер, то грех было бы им не воспользоваться.

"Технология обработки числовых данных: структура электронных таблиц; ввод чисел, формул и текста; стандартные функции; редактирование структуры таблицы; использование электронных таблиц для решения задач." - Автору, посвятившему решению вычислительных задач не один десяток лет жизни, трудно утверждать, что эта технология мало кому нужна. Но если нужна, то не в форме использования электронных таблиц, или хотя бы - не только в этой форме, напоминающей мне жизнь зверей в клетках зоопарка. Для инженеров и ученых, сталкивающихся с необходимостью проводить вычисления, были созданы такие популярные до сих пор языки, как Бейсик или "Паскаль", и большая часть средств, предоставляемых этими языками, включена в тот же Excel, хотя и в изуродованном виде. Но здесь я не могу не быть пристрастным. Систематизированный перечень понятий из мира алгоритмических языков я привел выше и готов активно его обсуждать.

"Технология хранения, поиска и сортировки информации; типы баз данных; представление данных в формах таблицы и картотеки; системы управления базами данных; ввод и редактирование записей; сортировка и поиск записей; изменение структуры базы данных." - Особых возражений нет, но и эту технологию хотелось бы обсудить конкретнее.

"Компьютерные коммуникации: локальные и глобальные компьютерные информационные сети; модемы, каналы связи; электронная почта, доски объявлений, телеконференция. Сеть ИНТЕРНЕТ - глобальная телекоммуникационная сеть." - Здесь аппаратурные элементы: модемы и каналы связи - оказались не к месту. Кто станет спорить с тем, что отправить и получить письмо по электронной почте скоро станет не менее обычным делом, чем послать письмо в конверте с маркой? Получить справку через ИНТЕРНЕТ - тоже давно уже не диковина. Короче, и эту технологию можно причислить к базовым элементам общего образования.

Итак, к образовательному минимуму в области информатики у меня нет особых претензий. Когда же я начинаю смотреть программы, или хуже того - стандарты образования по этой дисциплине, то меня оторопь берет - столько в них накручено лишнего, бесполезного и даже вредного, губительного для всей идеи. Не менее десятка таких программ опубликовано вместе с "Образовательным минимумом..." в сборнике [4]. Пытаясь представить себя в роли школьника, обучающегося по любой из этих программ, или педагога, вынужденного учить по ним своих питомцев, я содрогаюсь.

Начать можно с того, что сама идея сквозного планирования обучения информатике с 1-го (пусть даже с 5-го) по 11-й класс утопична. Школьник, начавший учиться по такому плану (стандарту), будет через 11 (или через 7) лет заканчивать обучение по совсем другому. Вспомним, какой была вычислительная техника, и какие средства программирования были в ходу такие же годы тому назад. На этом же можно было и кончить - обсуждение частностей теряет смысл, тем не менее приведу несколько замечаний.

Многие программы из сборника [4] неимоверно раздуты в результате включения в него материалов, место которым в других школьных дисциплинах (математика, социальные науки и др.) и просто утративших актуальность при современном состоянии компьютерной науки и техники. Некоторые, бьющие в глаза, недостатки этих программ попытаюсь указать на примерах.

Если спросить "человека с улицы", что следует понимать под "Введением в информационную культуру", то я ожидал бы услышать (да и сам бы произнес) что-нибудь вроде - это основы содержательной публицистики, умение выступить с лекцией, докладом или сообщением, умение вести дискуссию или просто диалог и прочее в том же духе. Во всяком случае - ничего о компьютерах, алгоритмах и т. п.

Элементы логики и, тем более, комбинаторики имеют мало отношения к тренировке внимания и развитию мышления. Разве что имеется в виду математическое мышление, но это нечто совсем иное, чем мышление в общем, широком смысле, которое и следует развивать у всех. А это достигается при стройном, продуманном изложении любой темы и ее обсуждении в классе, к какому бы из школьных предметов эта тема ни относилась.

Говоря о развитии мышления, не следует подменять мышление вообще "алгоритмическим мышлением". Более или менее выраженной способностью к последнему обладает лишь малая доля людей и навязывать этот вид мышления остальным - это все равно, что заставлять поголовно всех изучать латынь или заниматься тяжелой атлетикой. Кроме того, есть люди с "правосторонней" организацией мозга и личности в целом - люди, для которых главное - не слова и логика, а образы и эмоции. Все науки естественного цикла им даются с трудом (причем это отнюдь не болезнь и не недостаток в развитии), надо пожалеть и их.

"Пожалеть" - это даже слабо сказано. Надо создать самые благоприятные условия для образования этих часто весьма талантливых людей. По-моему в школе уже перестали заставлять левшей писать правой рукой. Если не перестали, то давно пора прекратить подобное насилие над личностью. Тем более это должно относиться к восприятию мира "не тем" полушарием мозга.

"Новые информационные технологии" - это термин-однодневка, каких много было в истории вычислительной техники и программирования. Года через два он выйдет из употребления, а если и сохранится, то еще немного спустя полностью изменит свое содержание.

Что такое "системно-кибернетический подход"? Серьезные ученые-естественники шарахаются от подобных терминов, за которыми, скорее всего, кроется пустота или нечто, совсем разное для разных людей. В школьном курсе не место общим рассуждениям по поводу понятий, которые каждый волен толковать (и толкует), как ему вздумается.

Перегруженная и не согласованная с возрастными особенностями программа обучения - это верный способ внушить детям стойкое отвращение к предмету, как это случается с русской классикой на уроках литературы.

В самом же общем виде замечания сводятся к следующему. Компьютеры стали незаменимым инструментом при преподавании многих других школьных дисциплин, и именно там школьники будут приобретать важнейшие навыки работы на них, решая простые, естественно возникающие задачи. Многие сведения, например из вычислительной математики, естественнее отнести к курсу математики, а не информатики. Сведения о применении компьютеров в биологии, в частности, в медицине или сельском хозяйстве - к курсу биологии. И уж совсем неуместно пытаться внедрять в курс информатики лозунги типа "Цивилизованное общество - это рыночная экономика плюс компьютеризация всей страны". Щеголять ими я бы не посоветовал даже преподавателям социальных наук.

От души благодарю Л.В. Городнюю, С.Б. Энтину и С.Н. Позднякова за обстоятельную дискуссию, позволившую обогатить содержание статьи.

Список литературы

Бриллюэн Л. Наука и теория информации. - М.: Физматлит, 1960, 392 с.

Ершов А. П. Программирование - вторая грамотность. - Новосибирск, 1981. - 18 с. (Препр./ АН СССР, Сиб отд-ние; ВЦ; N 293).

Лавров С. С. Основные понятия и конструкции языков программирования. - М.: "Финансы и статистика", 1982, 80 с.

Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. М.: "Просвещение", 1998, 143 с.

Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физики. - М.: Атомиздат, 1972, 88 с.

Энтина С. Б. О конференции-выставке "Информационные технологии в образовании". Ж. "Компьютерные инструменты в образовании", 1998, N 6, с. 82-83.

Algorithms in Modern Mathematics and Computer Science. - Proceedings, Urgench, Uzbek SSR, September 16-22, 1979. - Ed. by A. P. Ershov and D. E. Knuth. - Lecture Notes in Computer Science, ed. by G. Goos and J. Hartmanis, # 122. Berlin, Heidelberg, New York, 1981, XI+487 p. (Русский пер.: Алгоритмы в современной математике и ее приложениях, ч. 1,2. - Новосибирск: Вычислительный центр СОАН СССР, 1982, 364 с.,316 с.

Dedekind R. Was sind und was sollen die Zahlen? - Braunschweig, 1888

IFIP-ICC Vocabulary of Information Processing. - Amsterdam,: North- Holland Publishing Company, 1966, XII+208 p.

Knuth D. E. The Art of Computer Programming. - V. 1, Fundamental Algorithms, V. 2, Seminumerical Algorithms, V. 3, Sorting and Searching. - Addison-Wesley, 1968, XXI+634 p., 1969, XI+624 p., 1973, XI+722 p. (Есть русский перевод.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: