Философия бессознательного.




Прагматизм.

Прагматизм (от греч. рragma – дело, действие) – направление философии, анализирующее целесообразную деятельность с точки зрения её эффективности в достижении практически полезных результатов. Философия прагматизма направлена против метафизических, спекулятивных, умозрительных элементов философского знания. Её цель решение конкретных жизненных задач, достижение успеха в любой деятельности человека.

Прагматизм возник в конце XIX в. в США и до сих пор определяет стратегии современной американской философии. Сам прагматический подход является оригинальным вкладом философии США в мировую мысль. Он отображает специфический характер американской жизни и культуры, где определяющей является деловая, практическая направленность, а высшими ценностями признаются успех и свобода выбора.

У истоков прагматизма стоит Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Пирс отрицал ценность теоретического знания оторванного от реальной практики. Знание – не нечто, данное раз и навсегда; это постоянно изменяющаяся форма деятельности, способ изменения реальности. Истинность знания подтверждается только его последствиями и зависит от того, насколько эффективно оно «работает». Эффективность намного важнее «объективной научной истины», поскольку настоящая цель науки – не сухое описание фактов, а облегчение жизни человека и человечества.

Ч.Пирс: «Принцип Пирса»

«Принцип Пирса» формулируется таким образом: «Если мы рассмотрим практические последствия, которые могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте». Например, понятие «твёрдый» означает, что на вещи, обозначенной как твёрдая, многие другие вещи не смогут оставить царапин. Пока мы не проверим это на практике, мы не сможем сказать ничего определённого о твёрдости объекта. Иными словами, значение любой идеи сводится к тем практическим последствиям, которые из этой идеи проистекают.

Работы Пирса не привлекали к себе пристального внимания до тех пор, пока популярный американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) не открыл их для широкой публики. Джеймс вводит в науку само понятие прагматизм. При этом он определяет его не как особое направление в философии, а как метод, способ мышления, основанный на опыте и здравом смысле. Джеймс объявляет единственной достоверной реальностью «чистый опыт» человека. Материальное и духовное он понимает как два аспекта одного и того же опыта: и мысли, и вещи состоят из ощущений и впечатлений. Центральной категорией прагматизма Джеймс считал истину.

У.Джеймс: Истина

Истинным Джеймс называет всё то, что упрощает и экономит усилия; всё, что помогает человеку двигаться к цели (или по крайней мере не мешает ему в этом). Критериями истины является её способности: 1) объяснять события, 2) предсказывать будущее, 3) выдерживать критику, 4) согласовываться с другими идеями, известными как истинные, и т.д. Как правило, истинными Джеймс называет идеи, в соответствии с которыми живёт и успешно действует множество людей в обществе. Так, по его мнению, вера в бога истинна, поскольку полезна для общества и разделяется многими людьми.

В дальнейшем идеи прагматизма разрабатывались в учении философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Основная идея Дьюи заключается в том, что интеллект призван не просто отражать действительность; его цель - изменять и преобразовывать её в соответствии с нашими потребностями. Человек для Дьюи не созерцатель, а деятель. Он разработал новый вариант прагматизма - инструментализм. Согласно, Дьюи различные виды деятельностиееак5, суть инструменты созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Идеи должны не указывать на мир, а помогать человеку решать возникающие проблемы. Дьюи разрабатывает чёткие шаги для превращения любой ситуации из проблематической в решённую – от осознания проблемы до проверки решения на опыте. В педагогике Дьюи призывал к отказу от простого запоминания и воспроизводства знаний. Цель обученияразвитие способности самостоятельно решать проблемы.

Средний прагматизм сменил классический прагматизм Пирса, Джеймса и Дьюи. На этом этапе прагматизм практически слился с философией, став составной частью более широкого направления - аналитической философии

Основателем современного этапа в развитии прагматизма – неопрагматизма считают Ричарда Рорти (р.1931). Рорти продолжает прагматическую традицию трактовки знания. Он метафорически сравнивает организм человека с компьютером (hardware), а его верования и желания – с программным обеспечением этого компьютера (software). Совершенно не важно, правильно ли отражает программное обеспечение реальность вне компьютера и отражает ли оно её вообще. Важно то, насколько удобны, функциональны и эффективны программы.

Рорти отрицает любую системность, структурность, абсолютность, что позволяет назвать его философию одним из проявлений постмодернизма. Однако как последователь прагматизма Рорти считает, что современное буржуазное общество устроено правильно, поскольку позволяет людям свободно выбирать и эффективно действовать. В этом и состоит его основное отличие от других представителей постмодернизма, резко критикующих современность.

Экзистенциализм.

 

Экзистенциализм (от лат. existential – существование) – иррационалистическое философское течение XX в., выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия. Родоначальником экзистенциализма является датский мыслитель XIX в. Серен Кьеркегор (1813-1855). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Ф.Достоевского, Ф.Ницше. Различают две ветви экзистенциализма: атеистическую (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер) и религиозную (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов). Столкнувшись с антигуманностью и бесчеловечностью современного мира, которые наиболее ярко проявились в период первой и второй мировой войн, а также в послевоенные годы (кризисы перепроизводства, массовая безработица, нищета) философы-экзистенциалисты подвергают резкой критике предшествующую философию, которая основное внимание уделяла познанию природы, выяснению роли науки в формировании новой техники и технологии, идеям прогресса и т.п. Они на первый план выдвигают проблему человека.

Классиками экзистенциализма считаются немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). Основная проблема экзистенциализма – проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».

В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т. д.), становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью. Человек обречён на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода - тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает.

Большинство людей живёт чужой жизнью, кому-то подражают, кого-то копируют не ими изобретёнными стандартами и шаблонами поведения и мышления. Много лет назад в «Литературной газете» был помещён забавный рассказик: идёт человек домой, одет по тогдашней интеллигентской моде: в дублёнке, в пыжиковой шапке, с дипломатом в руке. И думает: «Сейчас приду домой и обрадую жену, что наконец-то достал Босха! (Иероним Босх, нидерландский художник XVI века, был одно время необычайно модным среди столичной интеллигенции; сюрреалистические картины казались очень созвучными времени.) А жена, наверное, на Хемингуэя подписалась, она с вечера пошла очередь занимать». Приходит он домой, из коридора кричит жене, которая хлопочет на кухне, что достал Босха.

- А я на Хемингуэя подписалась, кричит ему в ответ жена.

Человек проходит в спальню, ложится на диван, не глядя, берёт с тумбочки телепрограмму, которая всегда лежит на одном и том же месте, и, разворачивая её, спрашивает жену:

- Как там, у сына в школе дела?

- Какой сын? – отвечает жена. – У нас ведь дочь!

Ошарашенный, он встаёт с дивана и видит, что попал не в свою квартиру, видимо ошибся этажом. Вроде всё то же, но но немного не так, обои больше выцвели. Он хватает свои вещи, бросается в коридор. Тут открывается входная дверь, входит человек в дублёнке, пыжиковой шапке и с дипломатом в руке и кричит:

- А я Босха достал!

Этот рассказ - весьма точная иллюстрация к бездумной шаблонной жизни – всё, как у всех – типичное стадное. Животное существование. И в этом смысле – аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению. Каждый человек сам должен прожить свою жизнь!

Т.О., экзистенциализм выдвигает на передний план уникальность каждого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном выборе.

 

Философия бессознательного.

У истоков философии бессознательного стоит немецкий мыслитель Эдуард Гартман (1842-1906 ). Бессознательное по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается.

Гартман развивал взгляды Канта и особенно Шопенгауэра в том, значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению,, во первична и более могущественна.

Одно из свойств бессознательного – моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние когда, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы в результате совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происшедшим, отсюда чувство неудовлетворенности собой. Делая вывод, что небытие мира заслуживает предпочтения перед «безумным карнавалом бытия», Гартман перебрасывает мостик в философию XX века.

Глубокое проникновение психологии XX века во внутренний мир человека дало основания сомневаться в том, что его поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Сформировалась концепция, во многом противоположная экзистенциализму (хотя в некоторых моментах близкая к нему) и восходящая к философии бессознательного Гартмана. Если экзистенциализм обратился к душе человека, психоанализ проник в подсознание. Он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека.

Его идеи продолжил австрийский психолог и врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник теории психоанализа, согласно которой причины нарушений психики надо искать в сознании больного, в его детских переживаниях, спрятанных в подсознании. Фрейд первым ввёл в психологию понятие бессознательного и сформулировал принципы его работы, описал психологические комплексы и неврозы. Главные труды: «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворённость культурой».

В центре понятия бессознательного лежит так называемый Эдипов комплекс. Древнегреческий миф об Эдипе говорит, что когда у царя Фив родился сын, то оракул предсказал, что, когда сын вырастет, он убьёт отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, случайно встретил своего отца, которого, конечно, не узнал, и в случайной ссоре убил его. Потом совершил несколько подвигов. В частности, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что жених – её сын. Боги сурово наказали Эдипа – когда он узнал правду, то в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой. Фрейд считал, что Эдипов комплекс глубоко укоренился в психике человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, естественно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех проходит, и лишь у некоторых принимает болезненные формы.

Структуру психики в самом общем виде по Фрейду можно представить в виде трёх уровней:

 

Сверх-Я Сверхсознательное Законы, правила поведения, запреты
Я Сознание Ясно осознаваемые мысли, желания
Оно Бессознательное Тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы.  

 

По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В детстве человек учится подавлять их под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают (даже если, кажется, что они полностью забыты), а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания имеют ярко выраженный сексуальный характер (либидо). Хотя человек и не осознаёт их, они часто заявляют о себе в сновидениях, в юморе, оговорках.

Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание – в виде приёмного кабинета, а сверхсознательное – в виде охранника кабинета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и желания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее, рано или поздно он вернётся и изгонит назойливых клиентов.

Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознании, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний может привести к срывам – неврозам, истерии и т.д. поэтому сексуальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество). Главный вывод Фрейда: человек никогда не может знать себя до конца.

Бессознательное Фрейд сравнивает с тёмным бесконечно глубоким колодцем, где находится и Эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи, которые мы приобрели в детстве. Ребёнок испугался чего-то, постарался забыть, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно там живёт и часто терзает человека. Например, один человек боится находиться в тёмной комнате, другой - в закрытом помещений, третий, наоборот, боится открытого пространства. Любой человек буквально напичкан разными комплексами и страхами: один, ложась спать, обязательно заглянет во все шкафы и под все диваны, другой не уснёт пока не поставит тапочки под прямым углом друг к другу, третий, садясь в автобус, обязательно два раза чихнёт и один раз почешет левую ногу – и кто знает, какие переживания и стрессы случались с ним в детстве и выразились теперь в таком странном поведении. Но это все - случаи безобидные бывают и серьёзные психические отклонения, справиться с которыми могут только специально обученные врачи – психоаналитики. Наше бессознательное – мощный источник нашей энергии. Эта энергия может тратиться на достижение разного рода приятных нам вещей, а может воплощаться в произведениях культуры, искусства. Любой художник именно в бессознательном черпает своё вдохновение, свою художественную силу. Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках, в странной забывчивости. Человек говорит одно, а его бессознательное хочет другого, и рано или поздно человек проговаривается о своих истинных желаниях. Один человек не любит другого и постоянно забывает его фамилию, хотя они работают вместе двадцать лет. Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которые собственные потаённые желания и комплексы тянут за ниточки, и они послушно дёргаются, не понимая цели и смысла своих поступков. Фрейд также утверждал, что такие социальные движения XX века, как фашизм и коммунизм, - это массовый психоз.

Философия Фрейда оказала значительное влияние на европейскую культуру XX в.

 

Неофрейдизм.

Одним из крупнейших представителей неофрейдизма является Эрик Фромм (1900-1980), немецко-американский психолог. Родился во Франкфурте-на-Майне, в 1933 г. переехал из Германии в США, где сначала работал в психоаналитическом институте. Он пытается соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Признавая основные концепции психоанализа, Фромм делает основной упор на социальные факторы, именно они определяют содержание человеческой жизни. Фромм считает, что как капитализм, так и коммунизм превращают человека в робота. Общество, основывающееся на накоплении богатства (потребительское общество), как и общество, характеризующееся тоталитаризмом, под которым он подразумевал социалистические страны, не могут быть удовлетворительной моделью социального развития.

Фромм развил представление о двух моделях поведения, выбираемых индивидом. Или он идет по пути приобретательства стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность, - путь который выбрало большинство населения западных стран, названных «потребительским обществом». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. «Иметь или быть» - так Фромм назвал эту дилемму. Человек идет по пути потребительства, когда не осознает свое глубинное стремление стать полноценной личностью. Вторая, по Фромму, основная дилемма – между ложным единством в тоталитарном обществе, в котором свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отношение любовно-творческое.

По мнению Фромма, общество должно быть таким, чтобы человек в нем был связан с человеком любовью, узами братства, а не кровью и грязью, таким, которое дает ему возможность преодолевать свою природу посредством творчества, а не посредством разрушения, в котором каждый ощущает собственное «я», воспринимая себя субъектом собственных сил, а не подчинения, в котором система ориентации и приверженности существует без принуждения человека к разрушению реальности и поклонения идолам».

Основные его работы: «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Забытый язык» (1951), «Душа человека».

В большинстве книг он анализирует место личности в обществе и различные стороны ее проявления. Так в книге «Анатомия человеческой деструктивности» на основе анализа характеров Гитлера, Гиммлера, Сталина дается всестороннее исследование различных личностных и социальных факторов, которые воспитывают в людях садисткие и деструктивные наклонности. В работе «Забытый язык» анализируется символизм в снах, в сказках и мифах и критикуются теории сноведений Фрейда и Юнга, как односторонние. В этой работе он излагает точку зрения, что символический язык является «универсальным языком, посредством которого человеческая раса развивается».

Фромм в своих работах убедительно показал, что психологические и психоаналитические идеи могут продуктивно применяться для исследования общества, в то числе для исследования семейных отношений.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.;

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Ницше Ф. Афоризмы и изречения. Злая мудрость. М.: Триада-Файн,1993.- 240;

5. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. Вступ. ст. К. А. Свасьян. – М.: Просвещение, 1993. – 573 с.;

6. Ницше Ф. Рождение трагедии /пр. с нем. А.В. Михайлова; сот., общ. ред., комментарий и вступ.ст. А.А. Росмуса. – М.: Ad Marginem? 2001/ - 736 c.;

7. Ницше: pro et contra /Сост.,вступ. ст., примеч. и библиогр. Ю.В. Синеокой. – СПб.: РХГИ, 2001. – 1076 с. – (Русский путь);

8. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Литературные памятники / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна; Пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.;

9. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем./Сост. М. Кореневой; Вступ. Ст. М. Кореневой и А. Аствацатурова; Коммент. А. Аствацатурова – СПб.: Худож. Лит., 1993. 1993.-672 с. (Лук и лира).

10. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

11. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

12. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

13. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164. стр.131-150;

14. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. – СПб.: Наука, 2001. – 319 с. (Сер. «Французская библиотека»);

15. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1990.-398 с. - (Б-ка атеист. Лит.);

16. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.68-71.

17. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. – 288 с.;

18. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

19. Философы двадцатого века: Сб. / А.М. Руткевич (ответ. Ред.), И.С. Вдовина. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.

20. Хайдеггер М. / Ясперс К. Переписка 1920-1963 / Вступ. ст. Рыклина М., М.: AD MARGINEM, 2001;

21. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

22. Шопенгауэр А. Афоризмы и истины: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001- 736 с. (Серия «Антология мысли»);

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.- (Мыслители XX в.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: