ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ «ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»




Методические рекомендации

 

Данные комплексы разработаны для профилактики нарушений речи у детей среднего и старшего возраста. Основа этих комплексов - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала на фоне соответствующего музыкального сопровождения.

Представленная совместная деятельность включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приемы самомассажа, пальчиковые игры). Это способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, моторных, сенсорных функций, чувства равновесия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Для данных комплексов подобраны стихотворения, которые дают детям возможность уточнять и конкретизировать знания о реальной действительности, о природе.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

- разнообразную направленность: для нормализации темпа и ритма для детей с дизартрией, для развития словаря, для нормализации звукопроизношения.

- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи.

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение.

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение, опора на лексические темы.

- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Цель данной совместной деятельности: нормализация двигательных функций и речи ребенка.

Задачи:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- совершенствование общей и мелкой моторики, пространственных организаций движений;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие речевой моторики;

- развитие физиологического и речевого дыхания;

- стимулирование кинестетических ощущений мышц лица, рук.

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

- развитие зрительной памяти, чувство темпа и ритма, творческой фантазии и воображения, согласование музыки с движениями;

- расширение лексического запаса.

Структура:

1. Ситуативный разговор, загадка.

2. Упражнение, направленное на развитие физиологического и речевого дыхания.

3. Самомассаж лица, рук.

4. Упражнение, направленное на развитие тонких движений пальцев рук.

5. Разучивание нового стихотворения, сопровождаемое движениями.

6. Повторение ранее выученных стихотворений.

7. Восстанавливающие дыхание упражнения.

Данные логоритмические комплексы целиком или какую-либо часть можно проводить в режимных моментах, в совместной деятельности взрослого и детей, использовать в качестве физминуток в непосредственно образовательной деятельности. Логоритмические комплексы составлены с опорой на лексические темы. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Совместная деятельность проводится по принципу подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время логоритмической деятельности дети с логопедом стоят в кругу. Проводится со всей группой в музыкальном зале, 1 раз в неделю. Продолжительность – 15 - 20 мин. Логоритмические комплексы рекомендованы детям среднего и старшего возраста. Проводят два специалиста: учитель-логопед и музыкальный руководитель. Рассчитана на 20 занятий.

Оценка эффективности работы осуществляется через:

- педагогические наблюдения (в ходе каждого занятия идет наблюдение за усвоением материала и умение использовать его в последующей деятельности);

- открытые просмотры педагогами и родителями;

- связь с родителями через беседы;

- эмоциональные отзывы детей.

Дошкольники к концу обучения должны уметь:

- четко координировать движения с речью;

- пользоваться правильным физиологическим дыханием;

- легко запоминать стихотворные тексты.

Тематическое планирование логоритмических комплексов

Название логоритмического комплекса Тематическая неделя
1. Ветерок Осень
2. Зернышко Хлеб – всему голова
3. Помощники Семья
4. Пальчики и ручки Человек. Части тела.
5. Гармошка Музыкальные инструменты
6. Ели на опушке Зима
7. Карусель Транспорт
8. Профессии Профессии
9. Маму я свою люблю Женский день
10. Солнце Весна
11. Зайка Дикие животные
12. Ёжик
13. Медведь
14. Лисица
15. Веселая зарядка Здоровье. Спорт
16. Обезьянки Животные жарких стран
17. Гусак Домашние птицы
18. Стрекоза и муравей Насекомые
19. Муравьишка
20. На лесной полянке Заключительное занятие

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: