
Ветерок»
· За окном листопад, листья по ветру летят. Какое время года? Осень, золотая пора.
· Загадка:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер)
· Дыхательное упражнение « Ветерок ».
«Ветерок» - дуть на бумажные листья на нитке.
· Самомассаж лица.
· Пальчиковая игра «Осень»
| Ветер северный подул: «С-с-с», все листья с липы сдул… | Пошевелить пальцами и подуть на них. |
| Полетели, закружились и на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» | Постучать пальцами правой руки о ладошку левой руки. |
| Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. | Постучать кулачком друг о друга. |
| Снег потом припорошил, | Плавные движения кистями рук вперед-назад. |
| Одеялом их накрыл | Ладони крепко прижать к столу. |
· Разучивание стихотворения «Ветер дует нам в лицо ».
| Ветер дует нам в лицо. | Дети стоят в кругу. Совершать движения раками по направлению к себе. |
| Закачалось деревцо. | Расставить ноги на ширину плеч. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. |
| Деревцо все выше, выше | Подняться на носочки. |
| Ну а мы все ниже, ниже. | Присесть на корточки. |
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Зернышко»
· Назовите хлебобулочные изделия
· Загадка:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колосок)
· Дыхательное упражнение «Полюшко». Руки поднять наверх, раскачивать ими на выдохе. Повторить 5 раз.
· Самомассаж рук.
· Разучивание стихотворения «Колосок »
| В землю зернышко посадим. | Соединить ладошки «зернышко», присесть. |
| Очень малое оно. | Показать пальцами размер |
| Но как солнышко засветит | Скрестить ладошки над головой, пальцы раздвинуты, напряжены |
| прорастет мое зерно. | Медленно встать, соединенные ладошки поднять над головой |
| Ветер тучку пригнал и водичку нам дал. | Руки вверху, покачивать ими из стороны в сторону. |
| Сожнет пахарь зерно | Имитировать косьбу пахаря |
| И размелет его. | Круговые движения руками, согнутые в локтях, перед грудью |
| А хозяйка из муки испечет нам пироги | Имитация формирования пирожков |
| И большой каравай | Руки округлить перед грудью |
| Всем на радость раздавай | Развести широко руки |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Помощники»
· Как вы понимаете слово «помощник»?
· Игра «Как вы помогаете маме?»
· Загадка:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пениться,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
· Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри». Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в кольцо. Подуть в «кольца» поочередно. Повторить 3 раза.
· Разучивание стихотворения «Помощники ».
| В тазик воду мы налили, | Дети стоят в кругу. Руки вытянуты перед собой, округлены. |
| И одежду замочили. | Имитация замачивания белья. |
| Мылом мылили, стирали, | Потереть кулачками друг о друга. |
| Хорошенько полоскали. | Имитация полоскания белья. |
| Все повесим на веревку | Руки развести над собой в разные стороны. |
| И прищепкой щелкнем ловко. | Соединяем ритмично указательные и большие пальцы. |
| Все подсохнет, а потом все разгладим утюгом. | Имитация глажения утюгом. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Пальчики и ручки»
· Назовите части тела.
· Загадка:
У двух матерей по пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы)
· Дыхательное упражнение «Согреем ладошки». Поднести ладони ко рту и подышать на них. Повторить 3 раза.
· Пальчиковая игра. Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.
· Самомассаж щек.
· Разучивание стихотворения «Пальчики и ручки ».
| Все захлопали в ладоши вместе веселее, | Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши. |
| Ножкой, ножкой постучали дружно и бодрее. | Стучать одной ногой о пол. |
| По коленочкам ударим тише, тише, тише. | Ударять по коленям сначала звонко затем все тише и тише. |
| Ручки к верху мы поднимем выше, выше, выше. | Поднять руки над головой и потянуться вверх. |
| Завертелись наши ручки | Опускать руки вниз, поворачивая кисти рук влево-вправо. |
| Снова опустились. | Опустить руки. |
| Покружились, покружились и остановились. | Покружиться 2 раза. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Мы играем на гармошке»
· Назовите музыкальные инструменты. Игра «Угадай, на каком инструменте я играю». Имитация игры на музыкальных инструментах (Гармонь, пианино, дудка, гитара и др.)
· Загадка:
У нее вся душа нараспашку,
Хоть и пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
· Дыхательное упражнение «Подуем в дудочку». Дуть в дудочку или свистульку. Повторить 3 раза.
· Разучивание стихотворения «Мы играем на гармошке ».
| Мы играем на гармошке. | Дети стоят в кругу. Руки на уровне груди, согнуты в локтях, имитация игры на гармошке. |
| Громко хлопаем в ладошки. | Дети хлопают в ладоши. |
| Головой слегка качаем, | Качать головой из стороны в сторону. |
| Ручки к верху поднимаем. | Поднять руки вверх. |
| Наши ножки топ-топ, | Топнуть правой, затем левой ногой. |
| Наши ручки хлоп-хлоп, | 2 раза хлопнуть в ладоши. |
| Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем. | Медленно опустить руки вниз. |
· Повторение стихотворения «Ветерок».
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Ели на опушке»
· Назови деревья. Игра «Какое дерево: хвойное или лиственное?»
· Загадка:
Что за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
· Дыхательное упражнение «Падают снежинки».
«Падают снежинки» - руки развести в стороны, глубокий вдох, опуская руки выдыхать воздух небольшими порциями. Повторить 3 раза.
· Самомассаж лба.
· Разучивание стихотворения «Ели».
| Ели на опушке | Дети стоят в кругу. Развести руки в стороны на 45 градусов. |
| До небес макушки | Поднять руки над головой «крышей». |
| Слушают, молчат. | Поднести руки к ушам, ко рту. |
| Смотрят на внучат. | Руки на уровне глаз. |
| А внучата елочки | Присесть, развести руки в стороны. |
| Колкие иголочки | Развести пальцы рук в разные стороны. |
| У лесных ворот водят хоровод. | 2 раза покружиться на месте. |
· Повторить стихотворения выученные ранее.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Карусель»
· Вспомните летние забавы.
· Загадка:
Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. (Карусель)
· Дыхательное упражнение «Трубач». Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вдох с громким произнесением «п-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
· Разучивание стихотворения «Карусели»
| Мы на карусели сели. | Дети стоят в кругу, берутся за руки. |
| Завертелись карусели. | Бег по кругу. |
| Пересели на качели | Разбиться на пары, встать напротив друг друга, взяться за руки. |
| Вверх летели, вниз летели. | Попеременно приседать. |
| А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. | Ноги на ширине плеч, раскачиваться из стороны в сторону. |
| Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. | Руки в стороны, покачивать. |
| Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. | Имитация работы веслами. |
| К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко. | Прыгнуть вперед. |
| И поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки. | Прыжки. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Профессии»
· Назовите профессии
· Дыхательное упражнение «Радость». Развести руки в стороны, вдох. На выдохе руками обнять себя. Повторить 5-6 раз.
· Самомассаж пальцев.
· Пальчиковая игра «Что принес нам почтальон?»
| Что принес нам почтальон? | Сжимать и разжимать кулачки. |
| С толстой сумкой ходит он. | «шагать» пальчиками. |
| Перевод, журнал, газету. В бандероли – две кассеты. И письмо от тети Вали, чтоб приезда ее ждали. | На каждое наименование загибать по одному пальчику, начиная с большого. |
· Разучивание упражнения «Профессии»
| Много профессий на свете у нас! | Руки на поясе – повороты туловища вправо- влево. |
| О них поговорим мы сейчас: | Развести руки в стороны. |
| Вот швея рубашки шьет, | Движения воображаемой иглой. |
| Повар варит нам компот, | «Мешаем» поварешкой. |
| Самолет ведет пилот – На посадку и на взлет. | Руки – в стороны, Опускают их вниз, поднимают вверх. |
| Доктор ставит нам уколы | Скрестить указательные пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак. |
| И охранник есть у школы. | Руки – согнуты в локтях «силовой жест» |
| Каменщик кладет кирпич, | Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз. |
| А охотник ловит дичь | Делают бинокль из пальчиков. |
| Есть учитель, есть кузнец, Балерина и певец. | Загибают пальцы, перечисляя профессии. |
| Чтоб профессии иметь, | Разгибаем пальцы. |
| Надо много знать, уметь | Повороты кистями (тыльная сторона ладошки). |
| Хорошо дружок учись! | Погрозить пальчиком. |
| И, конечно, не ленись! | Отрицательное движение указательным пальцем. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Маму я свою люблю»
· Назови членов своей семьи.
· Загадка:
Кто вас, дети, больше любит?
Кто вас нежно приголубит?
И заботиться о вас,
Не смыкая ночью глаз?
· Дыхательные упражнения «Задуй свечи на торте». Поднести пальцы ко рту, подуть на них. Повторить 3 раза.
· Пальчиковая игра «Этот пальчик мамочка…»
| Этот пальчик мамочка | Одновременно загибаем пальцы по одному в кулак. |
| Этот пальчик папочка | |
| Этот пальчик бабушка | |
| Этот пальчик дедушка | |
| Ну, а этот пальчик – я! | |
| Это вся моя семья! | Ритмично сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. |
· Разучивание стихотворения «Маму я свою люблю»
| Маму я свою люблю, я всегда ей помогу. | Обхватить руками свои плечи |
| Я стираю, полоскаю, | Имитация стирки белья, полоскания. |
| Воду с ручек отряхаю. | Потрясти энергично руками. |
| Пол я чисто подмету. | Подмести воображаемым веником пол. |
| И дрова ей наколю. | Имитация колки дров. |
| Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. | Сложить ладони вмести, поднести к левому уху, наклонить голову. |
| Я на цыпочках хожу, | Идти по кругу на цыпочках. |
| И ни разу ни словечка не скажу. | Поднести указательный палец к губам. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Солнце»
· Небесное светило – солнце.
· Загадка:
Летом греет, зимой холодит. (Солнце)
· Игра «Какое солнце?» (подбор определений).
· Дыхательные упражнения «Хомячок на солнышке».
«Хомячок» - вдох носом ступенчатый, выдох через нос плавный. Повторить 3 раза.
· Разучивание стихотворения «Солнце ».
| Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик. | Дети стоят в кругу. Руки подняты над головой, пальцы скрещены, ладошки сомкнуты. |
| И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи. | Движение вытянутыми руками над головой влево-вправо. |
| Летом нежно согревает щечки, щечки, щечки. | Руками массажировать щеки по часовой стрелке. |
| А весной на носик ставит точки, точки, точки. | Указательным пальцем касаться носа. |
| Золотят веснушки деток, очень нравиться им это. | Указательным пальцем касаться щек. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Зайка»
· Назовите диких животных.
· Игра «Угадай по описанию» (2-3 диких животных).
· Загадка:
Бежит с горушки, прижав ушки. (Заяц)
· Дыхательное упражнение «Цветок». Сложить пальцы вместе, выпрямить. Поднести к носу, сделать глубокий вдох и на выдохе сказать «Ах!». Повторить 3 раза.
· Самомассаж ушей.
· Разучивание стихотворения «Зайка ».
| Зайка по лесу скакал. | Дети стоят в кругу, повернувшись друг за другом, подогнув ноги в коленях и прижав согнутые руки к груди, скачут. |
| Зайка корм себе искал. | Остановиться. Нагибаться до пола поочередно касаясь его рукой. |
| Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки. | Приставить пальцы к голове «ушки». |
| Тихий шорох раздается, кто-то по лесу крадется. | Идти по круги крадущимся шагом. |
| Заяц путает следы, убегает от беды. | Перемещаться в середине круга хаотично. |
| Прыгнул вбок и обернулся, | Остановиться, прыгнуть в бок, обернуться. |
| И под кустиком свернулся | Свернуться в клубок. |
| Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Жик»
· У каких животных есть иглы? (дикобраз, еж)
· Загадка:
Нос как у свинки,
Да колки щетинки. (Ёж)
· Дыхательные упражнения «Ёжик». Сделать активный вдох, затем на выдохе произнести «пых-пых…». Повторить 3 раза.
· Самомассаж носогубных складок.
· Разучивание стихотворения «Ёжик ».
| По сухой лесной дорожке топ-топ-топ топочут ножки, ходит, бродит вдоль дорожек | Дети стоят в кругу, повернувшись друг за другом, идут по кругу, согнув ноги в коленях, сложив руки у груди. |
| Весь в иголках серый ёжик. | Выставить вперед руки, раздвинув пальцы в разные стороны. |
| Ищет ягодки, грибочки и для сына и для дочки. | Наклоняться попеременно вниз, касаясь пола. |
| Если подкрадется волк, | Идти крадущимся шагом по кругу. |
| Превратиться еж в клубок. | Свернуться в клубок, присесть. |
| Ощетинит ёж иголки | Сидя, раздвинуть пальцы в сторону. |
| Не достанется он волку. | Погрозить пальцем. |
| Ёж не тронет никого, но и ты не тронь его. | Идти по кругу. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Медведь»
· Назовите животных впадающих на зиму в спячку.
· Загадка:
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (медведь)
· Дыхательное упражнение «Мишка принюхивается». Сделать несколько коротких вдохов через нос, маленькими порциями, задержать дыхание, затем продолжительный выдох. Повторить 3 раза.
· Самомассаж шеи.
· Разучивание стихотворения «Медведь ».
| Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. | Дети идут друг за другом, имитируют походку медведя. |
| Находит в дуплах мед, и в рот к себе кладет. | Подносить руку ко рту. |
| Облизывает лапу сластена косолапый. | Имитировать облизывание руки. |
| А пчелы налетают, медведя прогоняют. | Махать руками в разные стороны. |
| А пчелы жалят мишку | Пощипывать лицо, тело. |
| «Не ешь наш мед, ворошка». | Погрозить пальцем. |
| Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу. | Дети идут друг за другом, имитируют походку медведя. |
| Ложится, засыпает и пчелок вспоминает. | Присесть, сложить руки и положить на них голову. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Лисица»
· Перечислите диких животных.
· Загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
· Дыхательное упражнение «Чаепитие у лисы». Левая рука в форме «чаши», поднести руку ко рту, сделать длинный выдох, как бы остужая чай в чашке. Повторить 3 раза.
· Пальчиковая игра «У каждого есть дом».
| У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый. До весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишье. |
| Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Дом – ладошки направлены под углом кончики пальцев соприкасаются. |
· Разучивание стихотворения «Лисица »
| У лисицы острый нос. | Дети стоят в кругу. Правой рукой показать длинный нос. |
| У неё пушистый хвост. | Помахать рукой за спиной. |
| Шуба рыжая лисы несказанной красоты. | Провести руками сверху вниз по туловищу. |
| Лиса павою похаживает, шубу рыжую поглаживает. | Идти по кругу плавной походкой, раскачиваясь. |
| «Я – охотница до птицы. Кур ловить я мастерица, | Остановиться, помахать руками. |
| Как увижу – подкрадусь, и тихонько затаюсь. | Идти по кругу крадущимся шагом, замереть. |
| После прыгну и схвачу, | Прыгнуть в сторону и руками обхватить себя. |
| Деткам в норку унесу». | Идти по кругу. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Веселая зарядка»
· О чем эти пословицы и поговорки:
- закаляй свое тело с пользой для дела.
- кто спортом занимается, тот силы набирается.
- кто любит спорт, тот здоров и бодр. (о спорте)
· Игра «Угадай, каким видом спорта я занимаюсь». Имитация действий (метание диска, поднимание штанги, плавание, гребля и др.).
· Дыхательное упражнение «На зарядке». На вдохе руки развести в разные стороны. На выдохе обнимаем себя. Повторить 3 раза.
· Самомассаж волосяной части головы.
· Разучивание стихотворения «Веселая зарядка».
| - Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь! | Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши. |
| Справа друг и слева друг, Вместе все в веселый круг. | Подать руку соседу справа, затем соседу слева. |
| Под веселые напевы Повернемся вправо, влево | Руки на поясе, поворачиваем туловище вправо, влево. |
| Руки вверх! Руки вниз, | Поднять руки вверх, затем опустить вниз. |
| Вверх и снова наклонись. | Руки вверх, наклонить корпус туловища. |
| Вправо-влево головою, | Повернуть голову влево, вправо. |
| Руки вверх, перед собою. | Поднять руки вверх, вытянуть перед собой. |
| Топни правою ногой, | Топнуть правой ногой, |
| Вправо шаг. На месте стой! | Сделать шаг вправо, остановиться. |
| Топни левою ногой, | Топнуть левой ногой, |
| Влево шаг! и снова стой. | Сделать шаг влево, остановиться. |
| Повернись направо к другу, | Развернуть корпус туловища в правую сторону. |
| Правую дай руку другу. | Взяться за руки. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Обезьянки»
· Назовите животных жарких стран.
· Загадка:
Не нужны другие страны:
Там, где джунгли, где лианы,
Где кокосы и бананы,
Дом родной для ...(Обезьяны)
· Дыхательное упражнение «Обезьянки на ветке». Стоя, ноги расставить, руки опустить. Размахивать прямыми руками вперед, назад, произносить «раз-два». Повторить до 10 раз.
· Самомассаж щек и лба.
· Пальчиковая игра «Жаркие страны»
| Если в жаркую страну я случайно попаду, то увижу там шакала, | Сжимать и разжимать кулачки. Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам. |
| Кенгуру, гиппопотама, | Раскрыть большой и указательный пальцы правой руки. |
| Обезьяну, тигра, льва, | Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки. |
| Крокодила и слона, | Раскрыть большой и указательный пальцы левой руки. |
| Хорошо живется им - | Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки |
| Не бывает снежных зим. | Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны. |
· Разучивание стихотворения «Обезьянки»
| Рано утром на полянке | Дети стоят в кругу, развести руки в стороны. |
| Так резвятся обезьянки. | Пальцы рук широко разведены в стороны, поднести их у ушам и ритмично сгибать. |
| Левой ножкой: топ-топ! | Потопать левой ногой, |
| Правой ножкой: топ-топ! | Потопать правой ногой, |
| Руки вверх, вверх, вверх Кто поднимет выше всех? | Поднять руки вверх и потянуть за ними, |
| Руки вниз и наклонились, | Опустить руки вниз и сделать наклон вперед, |
| На пол руки положили, | Дотянуться до пола, положить ладони на пол, ноги в коленях не сгибать, |
| А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько, | Опуститься на четвереньки и поползать, |
| А потом мы отдохнем, Посидим, и спать пойдем. | Сидеть на корточках, ладоши под ухом. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Гусак»
· Назовите домашних птиц.
· Загадка:
Крылатый, горластый,
Красные ласты. (Гусь)
· Дыхательное упражнение «Сердитый гусь». Широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть, затем медленно свести руки, соединяя ладони перед грудью и выдувать воздух- «ффф». Повторить 3 раза.
· Самомассаж губ.
· Пальчиковая игра «Гусенок»
| Вот проснулся, | Соединить указательный и большой пальцы левой руки |
| Встал гусенок, | Соединить большой и средний пальцы левой руки. |
| Пальцы щиплет | Соединить безымянный и большой пальцы левой руки. |
| Он спросонок. | Соединить мизинец и большой пальцы левой руки. |
| Дай, хозяйка, | Соединить указательный и большой пальцы правой руки. |
| Корма мне | Соединить большой и средний пальцы правой руки. |
| Раньше, | Соединить безымянный и большой пальцы правой руки. |
| Чем моей родне! | Соединить мизинец и большой пальцы правой руки. |
· Разучивание стихотворения «Гусак ».
| Наш гусак встает на зорьке. | Дети стоят в кругу, потягиваются. |
| Он к реке сбегает с горки. | Дети стоят в кругу, потягиваются. |
| Он гусиную зарядку любит делать по порядку. | Маршировать |
| Для начала бег - на месте. | Бег на месте. |
| Крылья врозь, а лапки вместе. | Ноги расставить, руки прижать к туловищу. |
| Упражнения для шеи, чтоб была еще длиннее. | Наклоны шеи в разные стороны. |
| Тренировка для хвоста, | Помахать рукой за спиной. |
| А потом – бултых с моста. | Присесть и прыгнуть вперед. |
| Гусь плывет на середину, | Разводить руки в стороны от себя. |
| Чистит лапы, моет спину. | Погладить руки, спину. |
| Крикнул селезень: «Кряк-кряк!» Физкультурник наш гусак. | Встать, напрячь руки согнутые в локтях. |
· Повторить стихотворения на выбор.
Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох.
Повторить 3 раза.

Стрекоза и кузнечики»
· Игра «Кто умеет летать? Прыгать?»
· Загадка:
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза
Это чудо … (стрекоза)
· Дыхательное упражнение «Полет стрекозы». Руки развести в стороны, вдох носом. Резко опустить вниз, выдох ртом. Повторить 3 раза.
· Самомассаж лица.
· Пальчиковая игра «Насекомые»
| Раз, два, три, четыре, пять - | Сжимать и разжимать кулачки. |
| Насекомых надо знать: | Последовательно соединять пальцы рук с большим. |
| Муха, бабочка, пчела, муравей, комар, оса, шмель, кузнечик и сверчок - | Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки. |
| И у каждого шесть ног. | Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев. |
· Разучивание стихотворения «Стрекоза и кузнечики»
| Вот какая стрекоза - | Руки в стороны, |
| Очень круглые глаза. | Круговые движения кулачков на уровне глаз. |
| Вертится как вертолет: | Руки в стороны, движения вокруг оси. |
| Влево, вправо, взад, вперед. | Руки на поясе, наклоны. |
| Поднимайте плечики, | Поднимать и опускать плечи, |
| Прыгайте кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок. | Прыгать на месте. |
| Сели, сели, посидели, | Присесть, |
| Травушку покушали, | Имитация еды, |
| Тишину послушали, | Прикладывать ладонь то к одному уху, то к другому. |
| Выше, выше высоко | Потянуться вверх. |
| Прыгай на носках легко! | Прыжки на месте. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.

Муравьишка»
· Назовите насекомых.
· Загадка:
Много мастеров
Срубили избу без углов. (Муравьи)
· Дыхательное упражнение «Жук». Скрестить руки на груди, развести руки в стороны, поднять голову - вдох, скрестить руки на груди, опустить голову – выдох: жу-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу. Повторить 3 раза.
· Самомассаж подбородка.
· Разучивание стихотворения «Друзья помогли ».
| От друзей муравьишка отстал. | Дети стоят в кругу. Поднести указательные пальцы к щекам, покачать головой. |
| Лапку тонкую он поломал. | Правой ногой покачать в воздухе. |
| Он травинкой её обмотал, | Погладить правую ногу. |
| В муравейник скорей побежал. | Бег на месте. |
| Ну а солнце за лес уж зашло, | Руки поднять вверх, сомкнуть над головой, медленно опустить не размыкая перед собой. |
| Сразу страшно так стало, темно. | Закрыть глаза. |
| Хорошо, что друзья помогли, муравьишку домой отнесли. | Хлопать в ладоши. |
· Повторить стихотворения на выбор.
· Восстанавливающие дыхательные упражнения. Руки медленно развести в сторону, сделать глубокий вдох, медленно опустить руки, плавный выдох. Повторить 3 раза.
