Модульный принцип педагогического процесса в МДОУ




(слайд 1) В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

В типовой программе воспитания и обучения в детском саду (1984г) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы рисование, развитие речи, математика, и.т.д.; для каждой возрастной группы разработана сетка занятий.

Перед дошкольным учреждением поставлена задача не только воспитания, но и обучения детей. Это был определенный процесс, но постепенно выявились недостатки такой системы работы: обучение приобрело черты сходства со школьным.

(слайд 2) Этому способствовало построение занятий по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей. Переход на школьный тип обучения привел к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики - обучение в процессе игры.

Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра постепенно стали разобщаться. Начались поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс. Стихийно появилась такая форма работы как комплексные занятия. Однако они не стали ведущей формой педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединения нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

Воспитательно-образовательный процесс в настоящее время характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности. В учебный план вводятся дополнительные предметы (иностранные языки, экология, валеология), что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на эмоциональное и физическое благополучие.

В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-педагогические рекомендации, позволяющие гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.

В инструктивно- методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерство образования РФ от 14 марта 2000 г № 65- 2316 обращает внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Закон об образовании позволяет, педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. В текущем году МО РФ разработало четкую структуру образовательной программы ДОУ (письмо ……….) Но, какую бы программу коллектив не выбрал, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности.

(слайд 3) Модульный принцип педагогического процесса дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении, опираясь на положения дошкольной педагогики и психологии.

Структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий, т.е. логическая нить, объединяющих группу занятий по разным видам деятельности. Идея модульного принципа высказана академиком Н.Н. Поддъяковым еще в 1973 году, но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане и не реализована практически.

Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Это может быть долговременная игра, подготовка к празднику, совместное интересное дело.

Сюжет ведет к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом смысле он интегрирует все виды деятельности и подчиняет решению дидактических целей и задач. В связи с этим большинство занятий являются комплексными.

Модули используются для старших дошкольников. Как правило, используется взрослая речь, поскольку она более информативна, чем детская, каждый педагог может адаптировать речь к уровню развития детей своей группы. Требуется логический ход мыслей, мы учим говорить, и учимся сами.

Модульный принцип организации педагогического процесса предложен Ивановой А.И.

В словарях модуль определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.

В традиционной системе обучения все занятия разрозненны, в модульной – наоборот объединены между собой на основе какого –либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей позволяет реализовывать принцип обучения в игре. Он позволяет вывести из подполя так называемую предварительную работу педагога. Центральным звеном вокруг которого группируются знания является тематика модуля.

Как и всякий законченный узел, модуль имеет начало («Завязку»), основную часть и завершение – заключительное итоговое занятие.

(слайд 4) Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания. Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Выбирается персонаж — главный герой, который присутствует и участвует во всей деятельности вме- сте с детьми.

Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Особое значение педагоги уделяют первому, вводному занятию, т.е. «завязке». Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей — необходимую целесообразность.

Первое занятие, на котором реализуется завязка, является вводным. Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не повторя- лись, а были разнообразными, одно и то же дело выполнялось разными ме- тодами.

(слайд 5) Модульный подход ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса:

· воспитатель – дети;

· ребенок – ребенок;

· воспитатель – дети – родители.

(слайд 6) Для позитивной реализации модульного подхода в детском саду должны быть обеспечены все необходимые условия:

· открытость педагогического процесса;

· взаимодействие специалистов внутри образовательного пространства;

· взаимодействие с семьями дошкольников

При перспективном планировании учебный год разбивается на темы (модули): 1месяц — 1 тема, а каждая тема делится на несколько проектов, разных по длительности — от одной до двух недель. Модули связаны между собой, и разрабатываются последовательно, плавно переходя из одного в другой, так как модуль имеет сюжет, который может развертываться на протяжении долгого времени. Такой подход решает множество воспитательных задач.

(слайд 7) Содержание модуля реализуется одновременно в трех блоках:

· организованных занятиях;

· совместной деятельности взрослых и детей;

· самостоятельной деятельности детей МДОУ

Система работы выстраивается с учетом межпредметных связей: в модуль включаются интегрированные занятия.

(слайд 8) Главными принципами построения модуля являются:

- принцип «сквозной» темы;

- принцип мобильности: обеспечение гибкого содержания обучения, приспособление к индивидуальным возможностям ребенка;

- принцип многообразного предъявления одного объекта, предмета, ситуации ребенку;

- принцип целостного педагогического пространства.

Последнее занятие модуля – заключительный этап или практический выход. На нем подводятся итоги проделанной работы, и поэтому он должен быть интересным и увлекательным. Его организуют в виде праздника, игры, конкурса, КВН, чаепития и т.п.

Результатом работы детей по теме модуля обычно бывают рисунки, поделки, аппликации, альбомы-энциклопедии, книжки-малышки со стихами и сказками, творческие задания, доклады и т.п.

(слайд 9)Алгоритм модульного взаимодействия в образовательном пространстве.

(слайд 10) Для эффективного сотрудничества с семьей был разработан алгоритм работы с родителями, включающий в себя несколько этапов:

1. Работа с детьми в группе (мотивация на продолжение деятельности по теме: выполнение индивидуальных творческих заданий, поиск МДОУ № 1 «Росинка»

2. Работа с родителями (мотивация родителей на помощь ребенку в освоении и подготовке доступного ему материала, обучение родите- лей определенным педагогическим методам взаимодействия с детьми, разработка совместных мероприятий, направленных на расширение социального опыта детей);

3. Подведение итогов (совместное участие детей и родителей в выставках, конкурсах, открытых показах, утренниках и праздниках и т.д.)

(Слайд 11) Специально для модуля совместно с родителями и при непосредственном участии детей создается развивающая среда, которая включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевым играм, полифункциональные поля для режиссерских игр, подбирается художественная литература, настольно-печатные игры, видеофильмы и аудиокассеты и т.д.

· Применение разноплановых форм и методов педагогического процесса: развивающие игры, этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ социально- нравственных ситуаций, истории, мини-конкурсы, творческие работы по рисованию, лепке, конструированию и аппликации.

(слайд 12) Для работы по модульному принципу обязательно соблюдаются следующие педагогические условия:

· Мобильность педагога — он имеет возможность обозревать всю конструкцию модуля в целом и сам решать, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует модуль к наличным условиям своей группы;

· Отсутствие регламентации времени совместной и самостоятельной деятельности, эти параметры определяются логикой по- строения педагогического процесса, возникающими ситуациями;

· Построение педагогического процесса на основе игровых тех- нологий;

Реализация модульного подхода предусматривает обязательное ин- формирование родителей о происходящем в группе и детском саду через информационные листы и общесадовскую газету «Росинка».

Внедрение модульного подхода не означает отказа от программы, по которой работает детский сад. Федеральный компонент стандарта содержа- ния образования, раскрываемый в комплексной программе, выполняется, но не в ходе отдельных обучающих занятий, а в виде долговременной сюжет- ной игры.

Успешность внедрения модульного подхода в образовательное пространство позволяет отследить педагогическая диагностика, которая включает в себя игровые тестовые задания и критерии реализации программы, опираясь на которые можно сделать вывод, что:

·  заинтересованность детей в индивидуальной и совместной дея- тельности проявляется ярче, они с удовольствием принимают участие во всех внутригрупповых и общесадовских делах;

·  дети самостоятельно используют знания, умения, навыки в раз- ных видах деятельности;

·  содержание модуля разворачивается в сюжетно-ролевых и ре- жиссерских играх в ходе освоения образовательного материала и может быть продолжено по желанию детей за рамками темы;

·  у детей складывается интеллектуальные предпосылки для начала систематического обучения в школе;

·  дети показывают высокий интерес к творчеству, у них развивается воображение, ярко выражено стремление к самостоятельности;

·  в совместной деятельности дети получают опыт, обеспечивающий успешное усвоение социальных норм, установок, ценностей и со- циальных ролей;

·  установлен благоприятный психологический микроклимат, спо- собствующий доброжелательным взаимоотношениям;

·  увеличвается заинтересованность и активность родителей по от- ношению к проводимой работе и совместной деятельности.

Продолжая своѐ развитие в инновационном режиме, педагоги детского сада могут разработать рабочие программы и технологии по четырѐм направлениям воспитательно-образовательной работы:

·  познавательно-речевое развитие

·  социально-личностное

·  художественно-эстетическое

·  коррекционно-оздоровительное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: