К середине 1999 года Запорожье всё ещё находится на очень ранней стадии перехода к рыночной экономике. Характер местного хозяйствования может быть определён как перераспределительная монетарно непрозрачная экономическая система. Местные власти до сих пор не знают определённо, какие виды деятельности субсидируются, какие - нет. Кроме медобслуживания и образования, они субсидируют большую часть жилищных услуг и общественного транспорта. На уровне правительства субсидируются также некоторые предприятия промышленности. Сверх того, более половины экономической активности находится в сфере теневой экономики, то есть без уплаты налогов. В итоге, немногочисленные честно работающие предприятия промышленности, представляющие очень малую часть в экономике страны и всё убывающие численно, должны поддерживать остальную расширяющуюся часть экономики, включая теневые структуры, и покрывать все издержки большей части социальных нужд. Это бремя им не под силу. Понятно, что экономическая база такой перераспределительной экономики быстро вырождается. Политические деятели, вероятно, не осознают этого механизма и продолжают различными способами финансировать убыточную экономическую деятельность, аргументируя эти действия необходимостью сохнанения социального равновесия. Это ещё туже затягивает гордиев узел перераспределительной экономики.
В связи с продолжающимся спадом покупательной способности населения, государство должно оплачивать всё большую часть расходов за счёт бюджета. В 1997 году половина жителей Запорожья была не в состоянии заплатить за квартиру, отопление, газ, воду, электричество. В это же самое время государство решило увеличить квартплату на 60%.
|
Общественный транспорт и другие общественные службы также столкнулись с уменьшением поступлений. По мере углубления финансового кризиса государства, растут налоги. Местные власти в результате кризиса решили резко сократить подачу горячей воды в квартиры, в том числе и для парового отопления. Городские власти отдали распоряжение о регулярной работе городского транспорта только в часы пик.
Таким образом, порочный круг замыкается: политики заняты преимущественно обсуждением перераздела экономического пирога, вместо того, чтобы заботиться о внедрении новых экономических механизмов, позволяющих увеличить этот пирог.
В других постсоциалистических странах эти механизмы давно и успешно запущены. А на Украине в целом и в Запорожье, в частности, разрушительные силы преобладают над созидательными. Запорожью пока что ещё очень далеко до того момента, когда критическая масса позитивных сдвигов позволит говорить о его переходе к рыночной экономике.
Вообще, чрезвычайно тяжело характеризовать зарождающуюся в Запорожье экономическую систему, потому что реальная экономическая ситуация очень неопределённа и нестабильна. К середине 1999 года можно было обнаружить отдельные островки с различными системами хозяйствования, действующие по различным экономическим законам. Например, большие государственные предприятия действуют по совершенно иным правилам, чем средние и малые предприятия. А большая часть населения выживает благодаря использованию более примитивных форм экономической деятельности, существующей параллельно с новыми банками. Однако в экономическом пространстве, где находится место всем этим разрозненным частям хозяйствования, можно различить основные направления экономики. И если отследить основные движущие силы и основные действующие лица современной общественно-политической и экономической жизни, а также основные ситуации, складывающиеся в ней, то можно предположить наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития.
|
Одним из важнейших действующих лиц современной экономико-политической драмы является бюрократия. Хотя на словах провозглашён переход к рыночной экономике, ныне действующие экономические устои и современное общество всё ещё остаются бюрократизированными. Бюрократические препоны можно рассматривать как некую опухоль на теле социума, которую не так-то просто удалить. Власть предержащие запрограммированы на осуществление контроля над людьми и предприятиями. Контролемания, существующая в обществе и парализующая всякую независимую экономическую деятельность, не может быть отменена сверху директивным путём в связи с переходом к рынку. Поэтому её, как черту бюрократии, следует считать важнейшей составляющей общественной и экономической жизни Запорожья.
Люди и предприятия выживают здесь только если выработают стратегию обходных манёвров по отношению к бюрократическому контролю. Это означает сползание инициативной части общества в болото теневой экономики и коррупции. Бюрократическое общество всегда шагает рука об руку с коррупцией. Правительство же реагирует на “чёрную” экономику ещё большим контролем и взвинчиванием налогов. Поэтому всегда наблюдается симбиоз большого теневого сектора и бюрократии. Это же касается и организованной преступности, которая, как язва, поразила все сферы экономики. Распространение преступности всё теснее смыкается с контролеманией бюрократии, а на вершине общества - правящая элита, которая не заинтересована в общественном и экономическом развитии.
|
Последним фактором, влияющим на экономическую ситуацию в Запорожье, нам представляется криминализация деловых кругов. Разные преступные группировки борются между собой за “защиту” предприятии.
Все эти факторы в Запорожском обществе способствуют экономической отсталости, столь характерной для многих менее развитых стран.
Нам возразят, что город имеет некоторые черты развитой экономики, например, уровень образования и индустриализации довольно высок. Однако, следует помнить, что характеристика образовательного уровня на Украине никогда не включала анализа реальных знаний, которыми располагает, например, руководящее звено предприятий, а ограничивалась простым арифметическим подсчётом людей, имеющих высшее образование. А между тем, на поверку часто оказывается, что основные знания по современной экономике просто отсутствуют. Да и высшее образование в условиях Украины всё чаще превращается в фикцию, так как в этой области всё больше сказываются те же негативные экономические тенденции, о которых сказано выше, плюс маргинализация интеллигенции и непрекращаемая “утечка мозгов”, сопровождаемая снижением интеллектуального потенциала в сфере образования, о чём будет рассказано в главе 7. К тому же, как нам кажется, более важным является то, что пока целый ряд глубоко укоренившихся негативных экономических отношений тормозит развитие современной экономики. Так уж случилось, что на конец 1990-х годов в Запорожье для этого развития нет социальной базы. Что касается уровня индустриализации, то он стремительно падает как в Запорожье, так и на Украине. Это уникальный исторический процесс. Никогда прежде этот регион, да и страна, не испытывали такой стремительной деиндустриализации. Так что многие черты, которые принято считать чертами развитой экономики, на деле здесь отсутствуют.
Экономическая система, которая возникает в настоящее время, не приспособлена для производства товаров, потому что производитель немедленно будет задушен бюрократами преступными группировками.
Криминализированная экономика нестабильна по своей природе, так как неспособна на создание атмосферы социального и экономического единства. Отсутствие же этого единства сопровождается непомерным ростом и распространением в обществе культа грубой силы и принуждения. А страх является в таком обществе дисциплинирующей силой. В нынешней нестабильной обстановке легче разбогатеть, занимаясь воровством или торговлей, чем производя товары или работая в сфере обслуживания. В Запорожье никто не загадывает на несколько лет вперёд, в основном отдавая предпочтение краткосрочным перспективам. Многие ожидают, что если экономическая система стабилизируется, при условии низкого уровня инфляции, меньшего экономического спада и так далее, немедленно возникнет ситуация, в которой станет выгодным рассчитывать на долгосрочные перспективы и работать на них. Однако отсутствие управляемой законом экономики пока является неотъемлемой чертой реальности и препятствует развитию современной экономики. Итак, пока вместо рыночной экономики преобладает криминализированная, бюрократически управляемая перераспределительная экономическая система.
Заключение
В Запорожье, как и на Украине в целом, переход к новой экономической системе является намного более тяжёлым процессом, чем в большинстве районов Центральной и Восточной Европы. На Украине развивается клептократия в сочетании с перераспределительной экономикой. В экономике Запорожья по-прежнему доминирует государственный сектор, при этом практически не управляемый законом. Экономика либерализована крайне незначительно и явно недостаточно. Несмотря на то, что за последние годы возникало много новых малых предприятий, только очень незначительная их часть могла выжить в сфере промышленного производства. Промышленный спад принял катастрофические размеры. К 1998 году промышленные мощности использовалась лишь на одну треть.
Финансовая инфраструктура развивалась стремительно, возникало много новых банков. Однако уровень обслуживания в них всё ещё очень низок.
Региональная экономика в Запорожье никогда не действовала как слаженный комплекс, так как многие предприятия находились в подчинении различных общесоюзных министерств. После провозглашения независимости Украины региональная экономика не продвигалась по направлению к продуктивному рыночному типу. Возникающая экономическая система настолько слаба, что скорее предрасположена к недоразвитию, чем к поискам путей нормального развития и функционирования. Она не может рассматриваться как производящая национальные богатства рыночная экономика.