2.1 Понятие нравственных качеств, характеристика
основных компонентов
Понятие Нравственность- правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь Ожегова)
Нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда [8. С. 25].
Нравственность как свойство личности не является врожденным, её становление начинается в детстве, в условиях специально организованного развития.
Нравственное развитие представляет собой процесс, с помощью которого дети анализируют общественные понятия о правильном и неправильном.
. Нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия. Нравственность это ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
|
В современной философской, психологической, социологической, педагогической и другой литературе широко используются понятия: коммуникативная, духовная, физическая, нравственная культура и т. д.
Теоретический анализ позволил выявить многоаспектность трактовки понятия «нравственность». В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и личного миропонимания, она является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, средоточение сомнений и тайная свобода нравственного выбора выражает признание равенства, реализуется в повседневной практике.
Понятие «нравственные качества» не имеет общепринятого унифицированного толкования и характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Обобщая труды ученых различных направлений, посвященных проблеме формирования нравственных качеств, можно выделить ряд положений, характеризующих сущность нравственных качеств.
Нравственные качества исследователями рассматривается как:
- преломление норм, принципов, поведения, отношений через свои психические особенности и своеобразие жизненного пути, в результате чего личность начинает действовать и поступать по мотиву «не могу иначе»;
- система созидания, распределения и потребления моральных ценностей;
- знание субъектом моральных требований общества, богатство эмоциональной сферы, способность совершать нравственный выбор, реализовывать его в нравственном поступке;
|
- осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Нравственные качества личности - степень освоения личностью морального опыта общества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию (14, с. 91).
В рамках современных теорий (И. С. Кон, А. А. Гучейкова) понятие «нравственные качества» включает (14, с. 126):
- качества этического мышления (способность морального суждения, умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы, к особенностям сложившейся ситуации и т. д.);
- качества проявления и выражения чувств;
- качества поведения (осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка);
- способности человека к моральному резонансу, сочувствию, желанию;
- этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении.
Нравственные качества личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубоко прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
В структуре нравственных качеств сегодня выделяют:
- грамотность;
- компетентность;
- ценностно-смысловой компонент;
- рефлексию;
- культуротворчество (9, с. 112).
Грамотность представляет собой «азы» нравственных качеств, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Грамотность означает овладение нравственными знаниями, правилами и нормативами в сфере общения, поведения и т. д. Важно «подвести» детей к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного уровня», внутренних противоречий и на этой мотивационной основе освоение грамотности и компетентности будет более эффективным.
|
Компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе нравственной грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического опыта. Компетентность берет свое начало в накопленном ребенком опыте поведения и взаимодействия с собой и другими.
Ценностно - смысловой компонент нравственных качеств представляет собой систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и так далее. Система ценностей выступает как некая система координат, необходимая для того, чтобы оценить себя и других, выразить свое отношение, сделать свой выбор.
Ценностно-смысловой компонент составляет «ядро» структуры личности, характеризует ее направленность и закладывается в дошкольном возрасте.
Рефлексия представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению нравственной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта нравственной культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня нравственной грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов.
Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский) (3).
Компоненты нравственных качеств не существуют изолированно друг от друга, в жизни они тесно взаимосвязаны. Нравственные качества является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой.
Многие считают также, что качества личности всецело основывается на ее нравственных качествах в самом широком смысле. Нравственные качества предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти свое, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
Таким образом, нравственные качества - это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.
Существует необходимость внести коррективы во взаимоотношения между людьми через нравственные качества, что является фактором развития разумного общества, становится все очевиднее с каждым днем.
2.2 Общая характеристика старшего дошкольного возраста,
воспитание нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового (13).
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Важным показателем самосознания детей 5-7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности, «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - считает Харламов И. Ф. Нравственность образуется от слова «нравы». По латыни нравы звучат как «морас» – мораль (14, с. 112).
Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории.
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Таким образом, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс воспитания у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
В осуществлении формирования основ нравственных качеств дошкольников важно опираться на ряд педагогических принципов, соблюдение которых становится необходимым условием благоприятного эмоционального климата в воспитательном процессе. К базовым принципам взаимодействия взрослых с детьми мы относим (1, с. 19):
1. Принцип принятия ребенка как личности – означает право ребенка на существование таким, какой он есть: со своими характерологическими особенностями, историей жизни, особенностями физического, психического здоровья, личностного развития. В разной деятельности мы учим ребенка быть самим собой, выражать свои желания, чувства, эмоции.
2. Принцип ориентации педагогического процесса на ценностные отношения ребенка к окружающему. Принцип означает постоянство внимания педагога на отношение детей к социально-культурным ценностям: человеку, познанию, игре, труду и т. д.
3. Принцип диалогичности предопределяет характер взаимодействия всех участников педагогического процесса. В основе такого взаимодействия лежит диалог как форма общения. В диалоге и через диалог, через личностное принятие ребенком социального опыта (нравственных знаний, опыта поведения, отношений, взаимодействия) происходит его преобразование в личностный нравственный опыт.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в организации и осуществлении всех сторон воспитательного процесса. Возрастной подход предусматривает изучение уровня актуального развития ребенка, физических, психических, личностных возможностей каждого возраста и построение на этой основе образовательного процесса. Индивидуальные особенности, накладываясь на возрастные, определяют своеобразие каждой личности, ее личностного, деятельностного, поведенческого, нравственного опыта.
Анализируя воспитательную практику современного образования можно констатировать, что все больше времени в дошкольных образовательных учреждениях отводится физическому и интеллектуальному развитию. Нравственное воспитание часто уходит на второй план. Педагоги испытывают целый ряд затруднений в осуществлении этого аспекта профессиональной деятельности, и как следствие - недостатки педагогического процесса. К ним мы отнесли:
- нравственное воспитание занимает недостаточное место в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений;
- мало используется потенциал разных видов детской деятельности в нравственном воспитании детей;
- при планировании занятий с дошкольниками не всегда ставятся воспитательные задачи;
- педагоги дошкольных образовательных учреждений не знакомы с понятием «нравственные качства», не ставят задачи их воспитания в дошкольном детстве;
- недостаточный уровень компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в области теории и технологий воспитания основ нравственных качеств дошкольников;
- отсутствие системности и преемственности в решение задач воспитания нравственных качеств детей от возраста к возрасту;
- недостаточное внимание родителей к вопросам воспитания нравственных качеств дошкольников в семье.
Следствием выделенных проблем является тот факт, что основы нравственных качеств не закладываются в дошкольниках в полной мере. Многие нравственные нормы и ценности начинают формироваться только в школьный период. Воспитанность детей часто находится на низком уровне. Дети знают, но не используют многие нравственные нормы в активной жизни. Следствием недостаточной решенности этой задачи в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений становится снижение общей культуры, нравственности общества (14,с. 64).
Воспитание нравственных качеств дошкольников имеет свои особенности, которые важно учитывать при работе с детьми. К особенностям становления нравственных качеств, по мнению В. С. Мухиной, относятся:
- знание детьми моральных норм, обеспечение их выполнения в реальной жизненной ситуации;
- зависимость между способностью действовать в уме и возможностью построения моральных суждений;
- способность к нравственной оценке своей деятельности и сверстников;
- способность к совершенствованию нравственных привычек;
- способность к переживанию чувства совести, чести, моральной ответственности;
- способность к преодолению противоречий между сознанием и поведением (частично в среднем и старшем дошкольном возрасте);
- способность старших дошкольников к объективной нравственной самооценке; способность к нравственному выбору (4, с. 32).
Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение старших дошкольников, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим.