Глава 3. Методика работы педагога по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста




3.1 Формы воспитания нравственных качеств у детей старшего

дошкольного возраста

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст воспитанников.

4. Уровень их воспитанности.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности дошкольного учреждения.

8. Уровень профессионализма педагога.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм (19).

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

- по целевой направленности;

- по позиции участников воспитательного процесса;

- по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей;

- когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

- когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, а также другие формы коллективных творческих дел (20).

По характеру реализации форм - дел различают три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы коллективные творческие дела обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса (22).

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: мероприятия - игры - дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

В процессе нравственного воспитания применяются различные формы воспитания: убеждение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, ролевые игры, беседы.

Каждый вид детской деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников:

- в игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу;

- в организации совместной деятельности – качества учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию;

- в процессе целенаправленного наблюдения за трудом взрослых или трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность;

- в беседе с воспитателем на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин – формировать нравственные качества, суждения и оценки (2, с.97).

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

Нравственное воспитание детей возможно осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

 

3.2 Методы и средства воспитания нравственных качеств у детей

старшего дошкольного возраста

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами коммунистического общества.

Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов. Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать (3).

Метод приучения детей к положительным формам общественного поведения воспитывает нравственные привычки (здороваться, благодарить за услугу, бережно относиться к вещам). Приучение осуществляется с помощью упражнения, которое включает детей в разнообразную деятельность, общение со взрослыми и сверстниками в естественных условиях и специально создаваемых ситуациях. Метод приучения необходимо сочетать с использованием примера взрослого или других детей. Значимый для ребенка человек может затронуть чувства и направить его деятельность (21).

Следующий метод - целенаправленное наблюдение (за играми детей, их отношениями), которое обеспечивает накопление опыта детей и формирование отношения к наблюдаемому.

Показ действий (в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков) позволяет формировать самостоятельность.

Метод организации деятельности (игра, труд).

Методы второй группы целесообразнее применять при организации занятий со всей группой, так как знания нравственного характера сложны и ими должны овладеть все дети. Это:

- беседы на этические темы;

- чтение художественной литературы и рассказывание;

- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, (изображение различных ситуаций нравственного характера);

- просмотр фильмов, телепередач и т.д.

К промежуточным методам относятся:

- убеждение (доброе слово воспитателя, через произведения художественной литературы);

- поощрение (за хорошие поступки; важно учитывать возраст, степень личных усилий, общественное значение хорошего поведения ребенка);

- наказание ( лишение общения со сверстниками, возможности заниматься интересным делом, каких - либо удовольствий, запрет физического наказания, обидных характеристик).

В поощрениях и наказаниях фиксируется результат нравственной воспитанности.

Как бы хороши не были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Э то относится к детям любого возраста и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весовым, значимым;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей – организовать "мастерскую по ремонту игрушек’’. В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать (22).

Следует иметь в виду, что почти на любом занятии (по развитию речи, изобразительной деятельности, счету и др.) можно предусмотреть осуществление задач нравственного воспитания. Но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых сообщаются знания и формируются представления детей о нашей Родине, ее многонациональном составе.

Можно использовать и такие, более частные методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору («Что бы ты сделал, как поступил, если бы мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что быт ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п. Методы первой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. В связи с усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие) рекомендуете подобрать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, с помощью которых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные представления (3).

Воспитатель должен заботиться о том, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания. В реальной жизни так не всегда бывает: ребенок видит положительные примеры, а подражает дурным. Чтобы положительный пример стал образцом для подражания, важно помочь увидеть самые главные, ценные черты этого человека, увидеть (или осмыслить) его конкретные дела, нравственные проявления. Нужно помочь ребенку так играть или трудиться, чтобы в деятельности, пока еще чисто детской, могли бы воплотиться хоть в некоторой мере черты образца, который его привлекает.

Причины неравномерности развития детей одного и того же возраста многообразны, они связаны с особенностями как семейного, так и общественного воспитания, с индивидуальными различиями детей. Воспитателям важно с самого начала учебного года проанализировать положение в группе, выяснить причины недостатков, наметить пути совершенствования нравственного воспитания детей.

В конце года педагог каждой возрастной группы подводит итоги работы с детьми, в том числе и нравственного воспитания. С этой целью следует проанализировать отношение ребенка к взрослым, отношения со сверстниками, а также с детьми старшего и младшего возраста, отношение ребенка к деятельности, а также к личным и общественным вещам, наличие знаний и представлений о моральных качествах людей, о явлениях общественной жизни, отношение ребенка к этим явлениям (11, с. 137).

Воспитатель должен определить степень устойчивости нравственных мотивов, привычек нравственного поведения, ибо это является главным критерием достигнутых результатов, показателем нравственной воспитанности детей.

Таким образом, можно констатировать, что методика по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включает основные способы педагогического воздействия на детей и всевозможные игры. Используя разнообразные методы и приемы в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно - деятельностный подход, единство воспитательных воздействий.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсяприрода.Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников являетсясобственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся таатмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью (3, с.73).

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.

Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор.

В дошкольной педагогике в процессе воспитания детей наиболее часто используются такие жанры фольклора как пословицы, поговорки, загадки, сказки.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств малого фольклорного жанра.

Таким образом, выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (2, с.59).


Заключение

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс ᴨедагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В связи с этим учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Проанализировав психолого – педагогическую литературу мы пришли к следующим выводам:

- нравственные качества - это эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов;

- в старшем дошкольном возрасте велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора;

- в результате планомерного нравственного воспитания поведение старших дошкольников, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований;

- реализация различных форм и методов в процессе формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста позволяет полнее использовать их потенциал.

Таким образом, цель реферата достигнута, задачи выполнены.

На этапе курсового проектирования нами будет составлено содержание деятельности педагога по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в форме сборника малых фольклорных жанров Урала.

 

Список литературы

Основная литература

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

2. Печерога Т.В. Развивающие игры для дошкольников. Методические рекомендации; Практические и психологические советы. - Изд-во Вако, 2010.–192 с.

3. Социально – нравственное воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.

4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-304 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.)

 

Дополнительная литература

 

7. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно – воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003. – 76 с.

8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.Т. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1997. – 341 с.

9. Давидович В.Е. Сущность культуры. – Ростов-на-Дону, 1997. – 128 с

10. Квасовка В.Т. Формирование основ нравственно – правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. - Изд-во Белый ветер. – 2008. – 96 с.

11. Крылова Н.В. Философско – педагогические аспекты культуры воспитания/ Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов. – М., 1999. – с. 131-147

12. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете.//Дошкольное воспитание, № 10. – 2003. – с. 11 – 14

13. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

14. Николаева Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры. – М., 2000. – 170 с.

15. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. – Питер, 2006. – 304 с.

16. Подласый И.П. Педагогика, Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах. – М.: Владос, 2003. – книга 2: Процесс воспитания. – 256 с.

17. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д.Ушинского// Педагогика, № 4. – 2004. – с. 16 – 19

18. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2001. – 112 с.

 

Интернет – ресурсы

 

19.https://vaniorolap.narod.ru/theme8.html

20.https://zarena2.narod.ru/session/pedagogics.html

21.https://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-vospitaniya.html

22.https://www.maaam.ru/detskijsad/tehnologija-polikulturnogo-vospitanija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-priobschenija-k-homusu-62177.html

Литература

Книги одного автора

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

2. Печерога Т.В. Развивающие игры для дошкольников. Методические рекомендации; Практические и психологические советы. - Изд-во Вако, 2010.–192 с.

3. Социально – нравственное воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Работник просвещения, 1926. – 348с.

11. Давидович В.Е. Сущность культуры. – Ростов-на-Дону, 1997. – 128 с

12. Квасовка В.Т. Формирование основ нравственно – правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. - Изд-во Белый ветер. – 2008. – 96 с.

13. Крылова Н.В. Философско – педагогические аспекты культуры воспитания/ Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов. – М., 1999. – с. 131-147

14. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете.//Дошкольное воспитание, № 10. – 2003. – с. 11 – 14

15. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

17. Николаева Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры. – М., 2000. – 170 с.

19. Подласый И.П. Педагогика, Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах. – М.: Владос, 2003. – книга 2: Процесс воспитания. – 256 с.

20. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д.Ушинского// Педагогика, № 4. – 2004. – с. 16 – 19

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 358 с

Книги двух авторов

5. Тихонова. Э.В. Батчева. А.А. Вклад отечественных ученных в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребёнка Молодой ученый -20017-№ 13 – с 607-609.

 

8. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно – воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003. – 76 с.

9. 16. Нечаевой. В.Г. Марковой. Т.А. Нравственное воспитание в детском саду издательство «Просвещение» Москва 3-й проезд Марьиной рощи 41. 1984г.

Книги трёх авторов

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.Т. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1997. – 341 с.

21. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2001. – 112 с.
Приложение № 1

№ п/п Термин Определение Автор
  Воспитание Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей по Ефремовой
  Воспитание Систематическое воздействие на развитие ребенка по словарю Ушакова
  Воспитание Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства   N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Гл. 1, ст.2  
  Мероприятие Организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление какой либо цели по Ефремовой
  Федеральный государственный образовательный стандарт Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования   N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Гл. 1, ст.2  
  Качества поведения Поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития. по Ефремовой
  Взаимодействие Взаимная поддержка по словарю Ожегова
  Ребенок Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества по Ефремовой
  Образовательная программа Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Гл. 1, ст.2  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: