ТРЕНИРОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА




Для правильного выполнения тренировочных упражнений, как и вообще для правильной организации дыхания, большое значение имеет состояние речевого аппарата. Если губы малоподвижны, челюсти и язык напряжены, трудно добиться хорошего звука, а с ним и свободного экономного выдоха. Поэтому следует уделить внимание специальным упражнениям, освобождающим речевой аппарат от зажимов.

 

Упражнение 8. Для губ.

Сели удобно. Выдохнули на “пффф”, дождались возврата дыхания, рот закрыт,

Губы как можно плотнее собирайте к центру и затем не спеша упруго растягивайте в широкую улыбку. Потом снова не спеша сводите их к центру и снова — улыбка, Во время упражнения губы ни на миг не должны быть безвольными.

Повторять 3—4 раза подряд. По мере укрепления мускулатуры рта — по 5—6раз. Это упражнение полезно выполнять всю жизнь.

Освобождения языка и челюсти от зажимов следует добиваться одновременно, так как напряжение челюсти непременно вызывает зажим и в мускулатуре языка, а напряженный язык сковывает челюсть и гортань. Попробуйте выдвинуть вперед напряженную челюсть, оставив свободным язык. Это вам не удастся. Теперь напрягите язык и попытайтесь свободно опустить челюсть. Опять ничего не получится, пока не освободите язык. Напряжение челюсти распространяется на шею и гортань, мешая свободному естественному дыханию.

Освоив предлагаемые в этом разделе упражнения, выполняйте их постоянно в меру надобности.

 

Упражнение 9. Опустите челюсть, чуть-чуть приоткрыв рот, и положите на нижние зубы расслабленный язык. Ощутите его мягкость и, сосчитав про себя “раз, два, три”, закройте рот, сохраняя язык расслабленным.

Повторить 2—3 раза. Если сумели расслабить язык, то и челюсть ваша была свободна от напряжения. Упражнение сходно с релаксацией лица в аутогенной тренировке.

 

Ошибки. Иногда рот не приоткрывают чуть-чуть, а из всей силы открывают его. При этом невозможно положить на зубы мягкий язык, так как ему передается напряжение челюсти. Другая частая ошибка состоит в том, что язы высовывают далеко вперед, и освободить его тоже н удается.

 

Упражнение 10. Научившись расслаблять язык и челюсть, можно приступать к тренировке с произнесением слогов.

Слегка опуская челюсть, негромко произнесите слог “ма” и затем опустите мягкий язык на нижние зубы Сосчитав мысленно “раз, два, три”, закройте poт. Счет постепенно удлиняется и доводится до 8—10 при условии сохранения свободы мускулов. Повторять 3—4 paза подряд.

Упражнение 11. Произнесение звука “р” тренирует не только язык, но и отлично организует длинный выдох. Звук “р” образуется на полуулыбке при слегка разжаты челюстях.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

ррр (с вибрацией в груди),

пауза,

возврат дыхания,

РРР.

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение не утомляет, и повторять его желательно чаще, чем другие, в течение дня.

Если мышцы языка зажимаются, отчего звук “р” быстро прекращается, можно потренироваться на произнесении нескольких коротких звуков “трр”.

 

Упражнение 12.

Выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

тррр-трррр, трррр...

пауза,

возврат дыхания,

трр-тррр...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

По мере снятия зажатости языка звук “трр” произносите все длиннее и длиннее и, наконец, отбросив “т”, оставьте только звук "ррр".

 

Упражнение 13.

Выдох-пффф,

пауза.

возврат дыхания (основная стойка),

тррр-тррр-ррр...

пауза,

возврат дыхания,

тррр-ррр-ррр...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Очень большое значение для укрепления дыхательного аппарата имеет степень подвижности мягкого нёба. Образование гласных в речи и пении при развито” мускулатуре зева способствует ровному выдоху, создает условия для естественного резонирования звука. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью специалисты называют положением зевка. Оно получается, когда человек, начав зевок, вдруг прерывает его. В таком случае губы прикрывают широко раскрытый рот. Челюсти остаются разомкнутыми, гортань опущена, а мягкое нёбо поднято.

Работа над формой зевка требует особой тщательности и занимает от трех до пяти месяцев. Начинать тренировку мускулатуры зева следует через два-три месяца после начала дыхательной гимнастики.

Представьте себе, что после выдоха и возврата дыхания вам нужно положить в рот целую, еще не остывшую картофелину. Сделать это так, чтобы губы сомкнулись, прикрыв рот, а челюсти остались широко раскрытыми. При этом лицо удлинится, мягкое нёбо поднимется повыше. Чтобы воображаемая картофелина не выпала изо рта, вы плотно стягиваете к центру губы, подтягивая их к зубам. Это и есть “положение зевка” (рис. 5).

 

Упражнение 14. Тренировка зевка.

Выдох-пффф, пауза, возврат дыхания (основная стойка),

пффф, пауза,

возврат дыхания (одновременно в открытый рот “кладется картофелина”. Губы прикрывают широко раздвинутые челюсти. Эта форма держится 1—2 секунды),

пффф,

пауза,

на возврате дыхания снова зевок,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

“Укладывая” горячую картофелину в рот, следите, чтобы возврат дыхания был носовым. При неразвитой мускулатуре зева упражнение очень утомительно, поэтому повторять его можно не больше 2—3 раз подряд. Однако делать это желательно раз 10 в течение дня.

Ошибки. Некоторые ученики, тренируя "форму зевка”, вместо того чтобы собирать губы к центру при хорошо разжатых челюстях, втягивают края губ внутрь или растягивают в стороны, невольно сближая при этом челюсти. Помните, что горячая картофелина не позволила бы этого сделать. А для самоконтроля можно приставить к щекам с обеих сторон пальцы, проверяя сквозь щеки степень разомкнутости челюстей и одновременно препятствуя их смыканию.

Для контроля возьмите собранными губами при разжатых челюстях свернутый в трубочку лист бумаги и попытайтесь вытащить его изо рта. Губы при этом принимают правильную форму.

 

Упражнение 15. Звук “м” на форме зевка. Наряду с укреплением дыхательной мускулатуры упражнение оказывает благоприятное воздействие на работу сердечной мышцы. Его можно выполнять не только стоя, но также сидя и лежа. Злоупотреблять последним положением не следует.

Начало упражнения точно такое же, как и у предыду-

Рис.6

щего. Однако после того как воображаемая картофелин положена в рот и губы плотно сомкнулись, вместо выдоха “пффф” надо тихо и очень коротко сомкнутым губами на низкой ноте произнести звук “м”, подражая мягкому стону (рис. 6).

Сбрасывать звук “м” с губ в самом конце его звучания следует резким, но очень незначительным открыванием рта, сохраняя при этом губы собранными к центру

Важное условие выполнения этого упражнения заклюй чается в том, чтобы звук “м” отчетливо звучал на собранных, плотно сжатых губах, резонируя в груди. Если губы вялы или челюсти раскрыты мало, то “м” не резонирует в груди, а звучит только в носу. Правильность образования звука можно проверить по его сбрасыванию. Если все было выполнено верно, звучание закончится ясно слышимым звуком “м” с резонансом в груди. Если форма зевка неверная, то при обрыве звука получится нечто неясное, бесформенное, что и назвать звуком невозможно. Такое происходит, если человек форсирует дыхание “выталкивает” звук из себя.

Основное требование к упражнению заключается в том, чтобы звук “м” произносили тихо, на низкой ноте Он не должен выдаваться резко, не выталкиваться с силой а произноситься так, как будто стараетесь “втянуть” звук в себя. Это требование применимо и к другим звуковые упражнениям его следует соблюдать всегда.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза, возврат дыхания (основная стойка),

пффф, пауза,

возврат дыхания (в открытый рот “положить картофелину”, губы сомкнуть, челюсти открыты),

ммм (произносить сразу после организации формы зевка на низкой ноте 1—2 секунды. В конце резко и негромко оборвать звук, слегка открыв рот с собранными губами, как бы вдыхая воздух в себя), пауза, возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

отдых.

 

Упражнение 16 для тренировки подвижности нёба и гортани. Попробуйте произносить согласные так, чтобы работал только язык, а губы оставались неподвижными. Такое возможно только на форме зевка.

Итак, делаем выдох-пффф, паузу и на возврате дыхания строим зевковую форму: нёбо поднимается, корень языка опускается. Затем, удерживая форму зевка, чуть-чуть разомкнем губы и будем произносить короткие негромкие звуки “д-д”, “т-т”, работая кончиком языка так, чтобы корень языка оставался опущенным, а губы — неподвижными.

Положите пальцы на горло под подбородком; каждый звук под пальцами будет ощущаться как легкое биение. Если начнут двигаться губы, значит нарушена форма зевка — корень языка поднялся и упражнение выполняется неверно. Начнем все сначала. Надо внимательно следить, чтобы корень языка не поднимался, звуки произносились как бы “укороченным” языком.

Это упражнение выполняется легче и правильнее, ко да согласные произносятся мягко, негромко, на низких тонах, в умеренном темпе. Первое время тренировки должны быть непродолжительными во избежание утомления. Как всегда, при произнесении звуков не тратить дыхание до конца.

 

Упражнение 17. Как и в упражнении 16, на возврат дыхания строим зевковую форму. Затем, опустив немного челюсть, чуть приоткрыв рот, произносим коротко негромко и раздельно звуки “к” и “г”, отделяя их друг с друга паузой и возвратом дыхания. При этом должны явственно ощущаться движение мягкого нёба около маленького язычка. Губы остаются неподвижными.

На первых занятиях после каждого звука “к” делаете остановка, пауза и возврат дыхания, а затем произносите звук “г”. Важно следить, чтобы нёбо было постоянно поднято во время произнесения звуков. Со временем на одном дыхании можно произносить по 2—3 раза “к” “г”, но тоже с частыми короткими остановками. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

к,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

г,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

к,

пауза,

возврат дыхания,

г

пауза.

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Недостаточное внимание к выполнению зевковой формы приводит в движение губы. Основная же

цель данного упражнения — тренировка мускулатуры зева, таким образом, не достигается. Необходимо внимательно следить, чтобы во время возврата дыхания была подготовлена нужная форма. Можно проверить все перед зеркалом.

Некоторые произносят звуки слишком громко или слишком быстро и вместо четкого “к” — неверно “ка” или “кы”. Соответственно вместо “г” — “га” или “гы”. Это приводит к нарушению формы зевка (нёбо опускается, движение с корня языка переходит на его кончик), в результате двигаются губы, мускулатура зева не тренируется, упражнение утрачивает смысл. Способ устранения. Говорить негромко, на низких тонах, предельно поднять нёбо, а корень языка резко опускать при каждом звуке. Воздух при этом как бы втягивается в себя, а не выходит, как при звуке “ка”.

Очень эффективно упражнение “сирена”. Вспомните мчащуюся по городу машину “Скорой помощи” с сигналом сирены. Этот тревожный звук то плавно поднимается вверх до высоких нот, то опускается, понижая частоту звука до исходного уровня. Высота звука, произносимого человеком, во многом определяется зевом — чем он шире раскрыт, тем выше звук. В результате длительных нагрузок мускулатура зева начинает работать непроизвольно, помогая ровному экономному выдоху и хорошему грудному резонированию.

 

Упражнение 18 “сирена”. На низкой ноте произносите звук “м” при сомкнутых губах и слегка разжатых челюстях. Плавно, постепенно уводите звук к более высоким нотам, разжимая только челюсти, но не губы (рис. 7).

Затем так же, как сирена, надо постепенно опускать звучание “м” вниз, сближая челюсти. Удерживайте звук губами, достаточно широко разжимая челюсти и сближая их. Тогда звук свободно зарождается в груди и легко скользит вверх и вниз. При вялых губах и недостаточно разжатой челюсти волна воздуха идет несвободно и плох резонирует, упирается на высоких звуках в область носа.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка и подготовка губ к “сирене”),

ммм (звук плавно движется вверх — челюсти разжимаются, затем вниз — челюсти сближаются, губы все время сомкнуты), пауза, возврат дыхания (форма зевка),

МММ,

пауза, возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Подъем звука “м” и спуск его делаются на небольшую,1соту (квинта) по одному разу. Через некоторое время упражнение повторяется на одном дыхании по 2—3 раза подряд уже с большим диапазоном звучания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: