Архитектурное решение мемориала




История создания мемориала

Мемориал односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны, был торжественно открыт 17 октября 1973 года в центре хутора Бейсужек Второй, о чем свидетельствует небольшая заметка в районной газете тех лет под заголовком «Никто не забыт, ничто не забыто» [12]. Авторство проекта принадлежит известному кубанскому архитектору Евгению Лашуку [13]. Автор скульптуры доподлинно не известен, но, по всей видимости, можно предположить, что это Иван Шмагун, в соавторстве с которым они создали множество проектов.

«Более восьми сотен бейсужанцев в первые два года войны ушли на защиту Родины. Четыреста двадцать из них не вернулись в полей сражений. Места их гибели охватывают территорию от Сталинграда до Берлина. И не от всех погибших известно, где оборвался их боевой путь. Почти двести хуторян по фронтовым похоронкам числятся безвести пропавшими. Мы не имели права не увековечить их память», – говорит Пётр Иванович Бугайчук, который был председателем колхоза в те годы [14].

В 1970 году ветеранская организация хутора, которую возглавил участник Великой Отечественной войны Павел Анисимович Гонтаренко, выступила с инициативой увековечить имена хуторян в мраморе. «Для нас, тогдашних фронтовиков, вернуться живыми с войны это была мечта. Сооружение этого мемориала было не просто делом чести и совести, а священным долгом», – говорил Павел Анисимович. «Даже мы, фронтовики, остались живыми, потому что погибли они. Это благодарная память поколений тем, кто ценой своей жизни подарил радость видеть светлый день и глубокое небо. Сооружение памятника было поистине всенародным делом, заботой каждого жителя хутора. Мы готовились открыть Мемориал к 40-летней годовщине Великой Победы. Однако работы удалось закончить значительно раньше. На стенах выбиты фамилии 419 хуторян и имена двух героев Советского Союза: Спиридона Ефимовича Белого и Ивана Еремеевича Калиманова» [14].

Пётр Иванович Бугайчук, председатель колхоза, отмечает: «Предложение ветеранской организации о сооружении Мемориала правление колхоза «Электросила» встретило с одобрением. Мы нашли средства. Курировал эту работу секретарь партийной организации колхоза М.И. Шапошников. Место расположения мемориала определилось решением сельского и районного Советов депутатов трудящихся. Архитектурное оформление осуществляли архитекторы и художники краевого военно-патриотического общества. Весь хутор, в прямом смысле этого слова, от мала до велика, собрался перед мемориалом в день его открытия. В первых рядах – участники Великой Отечественной войны, увешанные орденами и медалями. Я до сих пор не могу забыть их напряжение лица, глаза, полные слёз. Плачущие женщины, вдовы – не дождавшиеся мужей, матери, потерявшие детей. Это были одновременно слёзы скорби и слёзы благодарности за благородное дело» [14].

На митинге выступили секретарь партийной организации М.И. Шапошников, председатель ветеранской организации П.А. Гонтаренко, полковник в отставке А.Н. Злыденко, военный комиссар района подполковник Я.М. Гутман, секретарь комсомольской организации Л.Г. Соколенко. Пионеры дали у мемориала торжественную клятву Родине быть верными делу, за которое боролись их деды и отцы [12].

Сегодня мемориал хуторянам, павшим в годы Великой Отечественной войны, стал центром поклонения их великому подвигу.

 

Архитектурное решение мемориала

Мемориал в хуторе Бейсужек Второй представляет собой монумент, включающий скульптурную композицию и архитектурную часть. Скульптурная композиция занимает центральное место в пространстве Мемориала и размещена на постаменте, отделанном мраморной плиткой. Архитектурная часть расположена на незначительном возвышении, подход к которой оформлен несколькими ступенями и включает: площадку (мощенную тротуарной плиткой) с клумбой по центру, размещенные по левую и правую стороны ряды стел и основную мемориальную стену с пьедесталом-возвышение по середине (приложение ил. 1, 2).

Площадка мемориала несет не только эстетическую нагрузку, зрительно расширяя пространство памятника, подчеркивая его монументальность, сценою разворачивая к зрителю архитектурную композицию, но и практическую (возможность размещения на ней выступающих лиц в процессе проведения торжественных мероприятий). Относительно небольшая клумба по центру подводит к мысли о символической замене ею и «вечного огня», и траурного букета цветов, что особенно наглядно по весне, в пору цветения тюльпанов (приложение ил. 1, 2).

Мемориал не выстроен на братской могиле или ином захоронении, но архитектурное решение тесно связано с темой смерти, что особенно наглядно в громоздких бетонно-мраморных стелах высотою в полтора – два метра, размещенных на возвышении по обеим сторонам от центра и напоминающих огромные надгробия. На мраморных плитах стел высечены имена хуторян погибших на войне и без вести пропавших. Каждая плита декорирована лепниной в виде наброшенных на них полотнищ знамен с бахромой и кистями, что символически указывает на связь с военной службою, армией.

Советская символика представлена массивными медальонами, изображающими ордена Великой Отечественной войны. На основной мемориальной стене, справа от пьедестала, расположен орден Отечественной войны – первая советская награда военного периода, учреждённая в 1942 году. Это один из немногих советских орденов, который вплоть до 1977 года передавался семье как память после смерти награждённого в отличие от большинства орденов, которые необходимо было возвращать государству. Не удивительно, что его изображение стало одним из символов памяти о Великой войне и Великой Победе. Расположенный слева орден Славы, учрежденный в 1943 году, вручался только за личные заслуги. Его наличие не только символ войны, но и напоминание, что все погибшие достойны вечной славы. Чуть ниже медальонов находятся надписи «1941» и «1945», отсылающие к хронологии войны. Тему героической смерти продолжают размещенные в форме эпитафии на основной мемориальной стене два текста: посвящение односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной и надпись: «Вас не забудет страна свято и бережно память народа ваши хранит имена».

Необходимо обратить внимание также на памятные мраморные доски на пьедестале с именами двух человек, не погибших на войне: Белого Спиридона Ефимовича и Калиманова Ивана Еремеевича. Это имена односельчан, отмеченных за свои особые заслуги почетным званием Героя Советского Союза. Это герои среди живых, те, кто доблестью и мужеством сравнились с павшими на поле боя.

Опираясь на проведенный выше анализ можно подчеркнуть удачное архитектурное решение Е. Лашука, в котором учтены, органично соединены эстетические, знаково-символические и функционально-практические компоненты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: