Тема: Генетика микроорганизмов. Бактериофагия.




Занятие 8

Цель:

1. Ознакомиться с основными закономерностями наследственности и изменчивости бактерий и их значением для медицины.

2. Ознакомиться с практическим использованием бактериофагов в медицине и микробиологии.

Знать:

1. Особенности организации генетического материала у бактерий.

2. Изменчивость бактерий: виды, роль в эволюции.

3. Микробиологические основы генной инженерии и биотехнологии.

4. Умеренные и вирулентные бактериофаги, особенности их взаимодействия с клеткой хозяина.

5. Практическое использование бактериофагов в микробиологии и медицине.

Уметь:

1. Выявитьпроявления фенотипической изменчивости (модификации) у бактерий.

Учесть и оценить результаты ПЦР.

2. Установить феномен бактериофагии на плотных и жидких питательных средах, оценить полученные результаты.

Контрольные вопросы:

1. Организация генетического материала у бактерий. Понятие о фенотипе и генотипе.

2. Внехромосомные факторы наследственности (плазмиды, транспозоны, Is-последовательности).

3. F-, Col-, R- плазмиды, плазмиды вирулентности, их фенотипическое проявление, значение.

4. Модификационная изменчивость у бактерий, ее механизмы и формы проявления.

5. Генотипическая изменчивость. Мутации и генетические рекомбинации у бактерий.

6. Механизмы передачи генетической информации у батерий: конъюгация, трансдукция, трансформация.

7. Репарации и их роль в сохранении стабильности генома бактерий.

8. Цели и задачи генной иженерии. Основные этапы генноинженерных манипуляций. Достижения генной инженерии.

9. Применение генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний.

10. Умеренные и вирулентные бактериофаги, особенности их взаимодействия с клеткой хозяина.

11. Практическое использование бактериофагов в микробиологии и медицине.

Задания, выполняемые в ходе занятия (УИРС):

1. Выявить проявления фенотипической изменчивости (модификации):

- культуры Proteus vulgaris, растущей на феноловом агаре; определить ее вид;

- культур S.aureus и Shigella sonnei, растущих на плотной среде;

2. Учесть и оценить результаты ПЦР с целью диагностики герпесной инфекции.

3. Установить наличие дизентерийного бактериофага в испражнениях больных с помощью тест-культуры Shigella sonnei.

4. Провести идентификацию культуры, выделенной из отделяемого длительно незаживающей пупочной ранки новорожденного, с помощью набора видовых бактериофагов.

5. Выявить источник и пути распространения стафилококковой инфекции в родильном доме:

- учесть и оценить результаты фаготипирования культур S.aureus, выделенных от больного ребенка с синдромом ошпаренной кожи, акушерки и смыва с пелинального столика.

6. Ознакомиться и описать в протоколе биопрепараты (диагностические, лечебно-профилактические бактериофаги), указав что они содержат, для чего и как применяются.

7. Контрольная работа “Генетика микроорганизмов. Бактериофагия. Нормальная микрофлора”.

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

1. Выявление проявлений фенотипической изменчивости у микроорганизмов.

1.1.Культура Proteus vulgaris, растущая на феноловом и обычном агаре.

Изучите характер роста культуры и ее морфологию в препарате, окрашенном фуксином, при росте культуры на обычном агаре, при ее пересеве на феноловый агар и последующем пересеве с фенолового агара на обычный агар. Установите изменение культуральных и морфологических свойств и определите их тип.

 

Бактерии рода Proteus – это прямые палочки размером 1-3´0,4-0,8 мкм, подвижные (перитрихи); на твердых средах характерен сплошной рост, а при посеве бляшкой – феномен “роения” (образование концентрически расходящихся зон роста).

 

1.2.Культуры S.aureus и Shigella sonnei, растущие на плотной среде.

Изучите колонии S.aureus и Shigella sonnei, растущие на плотной среде. Установите изменение культуральных свойств.

Характерным проявлением модификации является разделение однородной популяции на два или несколько типов – диссоциация микрорганизмов. Факторами, вызывающими процессы диссоциации, являются старение культуры, воздействие бактериофага, антибиотиков и др. Проявлениями диссоциации является изменение морфологии колоний: образование из S-форм (англ. “ s mooth ”- гладкий) R-форм (англ. “ r ougl ”- шероховатый) колоний. Такого типа диссоциации характерны для энтеробактерий (E.coli 0 124, S. sonnei). У этих бактерий S-форма является вирулентной, а R-форма – слабо или совсем не вирулентной. Ряд микроорганизмов, наоборот, наиболее вирулентны в R-форме. Это возбудители чумы, сибирской язвы, туберкулеза.

В процессе диссоциации может происходить изменение цвета колоний, что характерно для стафилококков. При этом в процессе диссоциации одновременно с изменением морфологии колоний меняется биохимические, антигенные и патогенные свойства микроорганизмов.

2. Учет и оценка результатаов ПЦР с целью диагностики герпесной инфекции.

Учтите и оцените результаты ПЦР с целью диагностики герпесной инфекции.

Выявление нуклеиновой кислоты возбудителей является основой геннодиагностики инфекционных заболеваний. Для этого используют методы гибридизации нуклеиновых кислот и полимеразную цепную реакцию (ПЦР). Наибольшее распростанение получила ПЦР.

ПЦР используется для обнаружения ДНК бактерий, вирусов, грибов с целью диагностики заболеваний и оценки эффективности проводимой терапии. Время проведения ПЦР составляет не более 6-8 ч.

ПЦР основана на использовании процесса амплификации ДНК, позволяющего размножить и выделить определенную последовательность ДНК в количестве, превышающим исходное количество в 109 и более.

Детекцию ПЦР продукта проводят электрофорезом в агарозном геле с бромистым этидием под УФ-светом с длиной волны 310 нм. Регистрацию результатов можно проводить визуально, с помощью фотографирования или сканирования видеосистемой.

Критерии учета и оценки: наличие определенного размера светящейся полосы желтого цвета на уровне полосы положительного контроля (К+) свидетельствует о положительном результате и наличии ДНК соответствующих микроорганизмов в исследуемом материале.

Критерии достоверности: О достоверности получаемого результата свидетельствуют результаты контролей К- и К+.

В пробе К- полоса ДНК должна отсутствовать. В пробе К+ должна быть видна одна светящаяся полоса ДНК определенного размера.

При этом:

1) Наличие светящейся полосы желтого цвета в отрицательном контрольном образце на уровне положительного контроля следует рассматривать как результат контаминации. В этом случае результаты анализа должны быть обязательно отменены.

2) Наличие светящихся полос желтого цвета выше и ниже полосы положительного контрольного образца могут быть результатом неспецифической амплификации, которые не должны быть приняты во внимание.

3. Определение наличие дизентерийного бактериофага в испражнениях больных с помощью тест-культуры Shigella sonnei.

Учтите и оцените результаты реакции фаголизиса на жидкой среде (МПБ) с испражнениями обследуемых “М” и “Н” и тест-культурой S. sonnei.

Для постановки реакции фаголизиса испражнения обследуемых эмульгируют в физ. растворе, фильтруют через бактериальный фильтр и вносят в МПБ, куда добавляется определенное количество тест-культуры S.sonnei. Одновременно такое же количество тест-культуры S. sonnei добавляют в пробирку с МПБ, не содержащей фильтрата (контроль). После этого пробирки термостатируют при 370С 16-18 часов.

Критерии учета: Реакция фаголизиса на жидкой среде положительная, если в опыте происходит полное просветление; реакция фаголизиса отрицательная, если в опыте среда остается мутной;

Критерии достоверности: отсутствие просветления в контроле.

Критерии оценки: положительная реакция фаголизиса свидетельствует о наличии дизентерийного бактериофага в испражнениях обследуемого и косвенно - о наличии в испражнениях соответствующих бактерий.

Отрицательная реакция фаголизиса свидетельствует о том, что наличие дизентирийного бактериофага не установлено.

4. Фагоидентификация культуры, выделенной из отделяемого длительно незаживающей пупочной ранки новорожденного.

Учтите и оцените результаты реакции фаголизиса с исследуемой культурой и набором видовых бактериофагов (стафилококковый, протейный, синегнойный).

 

Исследуемую суточную культуру бактерий засевают «газоном» на поверхность питательного агара в чашки Петри, делят со стороны дна чашки на квадраты и наносят пипеткой по одной капле соответствующего бактериофага в тест-разведении, указанном на ампуле. В один квадрат бактериофаг не вносят, для контроля роста культуры. Чашку термостатируют при 37о С 16-18 часов.

Критерии учета и оценки: Положительный результат реакции фаголизиса – лизис культуры в месте нанесения бактериофага («негативные» колонии) при наличие роста в контроле свидетельствует о соответствии культуры бактериофагу и принадлежности с учетом ее фаголизабельности к соответствующему виду.

5. Выявить источник и пути распространения стафилококковой инфекции в родильном доме, для чего учесть и оценить результаты фаготипирования культур S.aureus, выделенных от больного ребенка с синдромом ошпаренной кожи, акушерки и смыва с пелинального столика.

Для определения фаговара стафилококков по методу Креджи-Иенсена чашки с питательным агаром засевают газоном 3-4 часовой бульонной культурой бактерий. Дно засеянной чашки расчерчивают на квадраты по количеству типовых бактериофагов или используют трафарет. В каждый квадрат наносят каплю соответствующего бактериофага в тест-разведении, указанном на ампуле. Для одновременного нанесения бактериофагов используют специальный прибор – апликатор. Чашку помещают в термостат и инкубируют 18-20 часов при 37о С.

Учет и оценка результатов: литическое действие бактериофагов устанавливают по появлению «стерильных» пятен. Стафилококки чаще лизируются не одним, а несколькими бактериофагами. В зависимости от лизирующих культуру бактериофагов стафилококки относят к соответствующим фаговару и фагогруппе.

Выделение бактерий одного фаговара от разных больных указывает на общий источник заражения, а выделение культур разных фаговаров свидетельствует о наличии нескольких источников.

Фаготипирование культур S.aureus имеет эпидемиологическое значение, позволяя выявить источник и пути распространения инфекции. Критерием является идентичность фаговаров штаммов S.aureus, выделенных от больных и потенциальных источников, в частности бактерионосителей. Причем в ЛПУ бактерионосителями S.aureus часто являются медицинские работники.

6. Изучение биопрепаратов.

Ознакомьтесь с диагностическими и лечебно-профилактическими препаратами бактериофагов, занесите результаты в таблицу.

 

№ пп Название   Что содержит Для чего применяется Как применяется
         

 

7. Подготовка к занятию по теме: «Оценка имунного статуса организма человека»:

7.1. Изучение бактерицидной активности кожи.

Чашку Петри с питательным агаром со стороны дна разделите на две половины; каждую половину разделите на три сектора и обозначьте 1, 2, 3. В секторе 1 проведите посев микрофлоры кожи пальца методом отпечатка; тампоном, смоченным взвесью культуры Sarcina flava, протрите тот же палец и проведите посев методом отпечатка в секторе 2. В секторе 3 посев проведите с того же пальца через 30 минут. Чашку поместите в термостат на 18-24 часа при 37оС.

7.2. Изучение бактерицидной активности слюны.

Посейте взвесь тест-культуры Micrococcus luteus, чувствительной к лизоциму, газоном с помощью тампона. Чашку со стороны дна разделите на 4 сектора и нанесите в каждый сектор по капле слюны обследуемых студентов. Чашку поместите в термостат на 18-24 часа при 37оС.

8. Контрольная работа: «Генетика микроорганизмов. Бактериофагия. Нормальная микрофлора».

Вопросы для самоподготовки:

I. Генетика микроорганизмов.

I.1. Организация генетического материала у бактерий. Понятие о генотипе и фенотипе.

I.2. Плазмиды бактерий. Строение, особенности репликации; разновидности плазмид, их функции.

I.3. Фенотипическое проявление плазмид. F-, Col-, R-плазмиды и плазмиды патогенности. Их роль в биологии микроорганизмов.

I.4. Подвижные генетические элементы: транспозоны, Is-последовательности. Их строение, функции и роль в эволюции бактерий.

I.5. Виды изменчивости у бактерий. Модификационная изменчивость, ее механизмы и формы проявления.

I.6. Генотипическая изменчивость. Мутации у бактерий, их разновидности. Причины и механизмы возникновения мутаций. Мутагены.

I.7. Репарации и их роль в сохранении стабильности генома бактерий.

I.8. Генетическая рекомбинация у бактерий, ее отличие от генетической рекомбинации у эукариот. Типы генетических рекомбинаций у бактерий (гомологичная, сайт-специфическая, незаконная).

I.9. Механизмы передачи генетической информации у бактерий: коньюгация, трансдукция, трансформация; их использование для получения рекомбинантов с заданными свойствами.

I.10. Цели и задачи генной инженерии. Основные этапы генноинженерных манипуляций. Достижения генной инженерии.

I.11. Применение генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний: ПЦР, метод молекулярных зондов.

II. Бактериофагия

2.1. Бактериофаги: строение, химический состав, культивирование

2.2. Умеренные и вирулентные бактериофаги, особенности взаимодействия с клеткой хозяина.

2.3. Лизогения, фаговая конверсия. Практическое применение.

2.4. Практическое использование бактериофагов в медицине и микробиологии.

2.5. Препараты лечебно-профилактических и диагностических бактериофагов. Что содержат, для чего и как используются.

III. Нормальная микрофлора.

3.1.Нормальная микрофлора организма человека: понятие, характеристика (облигатная и факультативная, пристеночная и полостная, условно-патогенная микрофлора).

3.2.Микрофлора различных экотопов: кожи, верхних дыхательных путей, пищеварительной и урогенитальной систем.

3.3.Возрастные особенности формирования нормальной микрофлоры у новорожденных и детей раннего возраста (на примере микробиоценоза кишечника и вагины).

3.4.Влияние метода родоразрешения, условий пребывания в роддоме, характера вскармливания ребенка на формирование нормальной микрофлоры ребенка.

3.5.Функции нормальной микрофлоры человека, влияющие на состояние здоровья.

3.6.Роль нормальной микрофлоры человека в развитии эндогенных инфекций.

3.7.Дисбактериоз: понятие, причины возникновения, меры профилактики, микробиологическая диагностика.

3.8.Особенности состава микрофлоры влагалища в норме и при бактериальном вагинозе (БВ). Причины развития бактериального вагиноза у женщин. Роль БВ в патологии плода ребенка.

3.9.Биопрепараты пробиотиков. Что содержат, для чего и как используются.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности организации генетического материала у бактерий.

2. В чем состоят различия между плазмидами, транспозонами и Is-последовательностями.

3. Роль R-плазмид в распространении устойчивости к антибиотикам в популяции бактерий.

4. Отличие генетической рекомбинации у прокариотических и эукариотических микроорганизмов.

5. В чем состоят различия между трансдукцией, трансформацией и коньюгацией.

6. Основные принципы генной инженерии.

7. ПЦР: суть, назначение, достоинства в диагностике инфекционных заболеваний.

8. Чем определяется специфичность бактериофагов?

9. Назовите особенности взаимодействия умеренных и вирулентных бактериофагов с клеткой хозяина.

10. Фаговая конверсия и ее роль в биологии микроорганизмов.

11. Обосновать преимущество бактериофагов в лечении и профилактике инфекционных заболеваний.

12. Обосновать возможность применения бактериофагов для выявления источников и путей распространения инфекций.

Литература:

Учебники:

1. Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. – М.: ООО «МИА», 2002. – С.84-90, 92-120.

2. Медицинская микробиология / Гл. ред. В. И. Покровский, О. К. Поздеев. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. – С.39-65.

3. Медицинская микробиология, иммунология, вирусология / Под ред. Л. Б. Борисова, А. М. Смирновой. - М.: Медицина, 1994. – С.75-105.

4. Поздеев О. К. Медицинская микробиология / Под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2001. – С.80-88, 107-111, 268-271.

5. Тимаков В. Д., Левашев В. С., Борисов Л. Б. Микробиология. - М.: Медицина, 1983. – С.87-124.

 

Практикумы:

1. Борисов Л. Б., Козьмин-Соколов Б. Н., Фрейдлин И. С. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М.: Медицина, 1993. – С.44-47, 54-59.

2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике инфекционных болезней / Под ред. Ю. С. Кривошеина. - Киев, 1986. – С.31-32.

 

Лекции по микробиологии.

Тесты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: