Тема № 7. Конституционно-правовые основы государственно-территориального устройства Российской Федерации




Практическое занятие

 

1. Повторение теоретического материала (основные аспекты):

 

Прежде чем приступить к изучению вопросов данной темы, необходимо вспомнить материал, пройденный в рамках курса теории государства и права и относящийся к вопросам о понятиях политико-территориального устройства, государственного устройства и административно-территориального деления, особенностях организации власти (по вертикали, в территориальном плане) в унитарном и федеративном государствах; признаках федерации, связанных с организацией государственной власти в соответствии с принципом децентрализации (установлением двух уровней государственной власти со своей системой органов власти, разграничением между ними предметов ведения и полномочий), закреплением гарантий целостности федерации и условий участия субъектов федерации в решении общефедеральных вопросов; видах федераций.

Затем следует рассмотреть основные этапы становления и развития федеративного устройства России. Необходимо остановиться на причинах провозглашения в январе 1918 г. Российской республики федеративным государством и показать дальнейшее развитие РСФСР. При этом нужно иметь в виду, что федерация рассматривалась как форма решения национального вопроса, предполагающая возможность создания национально-территориального образования проживающими на своей территории нациями. Допускалось три формы национально-территориальных образований: автономная республика, автономная область, национальный (автономный) округ.

Нужно обратить внимание, что РСФСР самостоятельным государством была очень недолго. В 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР создали СССР. С этого времени РСФСР развивалась как одна из союзных республик. До 1989 г. не было ясности, какие территориальные единицы являются субъектами РСФСР как федерации и как разграничиваются между федерацией и ее субъектами полномочия, в Верховном Совете РСФСР не было палаты, являющейся органом представительства субъектов федерации. В отношении субъектов федерации ясным было лишь отнесение к их числу республик (первоначально именовались автономными республиками, затем республиками в составе РСФСР). Некоторыми характеристиками субъектов федерации обладали автономные области и автономные округа.

Далее следует рассмотреть этап реформирования РСФСР в 1989 – 1992 гг., обращая внимание на такие вехи, как избрание Съезда народных депутатов РСФСР по территориальным и национально-территориальным округам, преобразование Верховного Совета РСФСР в постоянно действующий двухпалатный орган (1989 г.), принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), заключение Соглашения о создании СНГ (8 декабря 1991 г.) и денонсация Договора об образовании СССР (12 декабря 1991 г.), изменение наименования государства (25 декабря 1991 г.), заключение Федеративного договора (31 марта 1992 г.), внесение в связи с этим изменений в раздел III Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (21 апреля 1992 г.). Особое внимание следует уделить Федеративному договору, сделать вывод о типе оформившейся федерации (федерации договорного типа).

При определении места Конституции РФ в оформлении федерации и регулировании федеративных отношений нужно обратить внимание на произведенную корректировку правовой природы и изменение принципов федеративного устройства Российской Федерации, что привело к возникновению федерации конституционного типа.

Усвоение специфики Российской Федерации следует продолжить через установление нормативного содержания закрепленных в Конституции РФ принципов федеративного устройства.

При изучении вопроса о конституционно-правовом статусе Российской Федерации необходимо охарактеризовать Российскую Федерацию как федеративное государство со всеми его атрибутами, среди которых суверенитет; территориальная целостность и верховенство; наличие единого гражданства, права приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства; наличие собственной правовой системы, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; наличие собственных предметов ведения и полномочий; наличие собственной (федеральной) системы органов государственной власти; единое экономическое пространство, денежно-финансовая система; Российская Федерация является собственником имущества, обладателем имущественных прав; имеет единые Вооруженные Силы, единую систему службы безопасности и внутренних дел; является субъектом международного публичного права; имеет государственный язык и символы государства – столицу, герб, гимн, флаг.

При рассмотрении проблемы государственного суверенитета Российской Федерации в связи с претензиями республик на свой суверенитет следует изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан».

Далее следует рассмотреть состав Российской Федерации: виды субъектов РФ, особенности их правового статуса, проанализировать правовое регулирование и практику образования в составе РФ и принятия в состав РФ новых субъектов.

Важно также определить источники правового регулирования, в которых производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; установить место договоров в разграничении предметов ведения и полномочий; определить источники правового регулирования вопросов организации органов государственной власти субъектов РФ, а также форм взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

Отдельно следует остановиться на основаниях и пределах допустимого федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ, охарактеризовать правовое регулирование по данному вопросу и практику применения отдельных мер федерального вмешательства.

 

2. Ответить на следующие вопросы:

 

1.Россия – федерация договорная или конституционная?

2.Как вы думаете, для России более органична симметричная или асимметричная модель федерации?

3.Как вы оцениваете идею построения России как чисто территориальной федерации?

4. Как соотносятся по юридической силе законы Российской Федерации и ее субъектов?

5.Какие принципы положены в основу формирования субъектов федерации в России? Проанализируйте историю вопроса. Субъекты федерации составляют федерацию или состоят в ней?

6. Как соотносятся между собой чч. 1, 2, 5 ст. 5 Конституции РФ?

7.Можно ли рассматривать местное самоуправление как элемент федеративного устройства?

8.Какова природа договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов?

9.Вправе ли субъекты федерации принимать кодексы (законы) об административных правонарушениях, трудовые кодексы, а после введения их в действие прекращать на своей территории действие соответствующих общероссийских кодексов?

10.Часть 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формула?

11.Что такое федеральное вмешательство (воздействие) в дела субъектов федерации? Предусмотрен ли данный институт в России и соответствует ли он Конституции РФ?

12.Вправе ли федерация в сфере совместного ведения не только принимать законодательные основы, но и детально регулировать возникающие в ней общественные отношения?

13.Каковы, на ваш взгляд, перспективы федерализма в России? Предложите свой вариант совершенствования федеративного устройства России.

14. Пункт «о» ст. 72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносится это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?

15. Что отличает статус субъекта федерации от статуса иных внутренних для государства территорий?

16. Как вы понимаете термины «бюджетный федерализм», «экономический федерализм»?

17. Охарактеризуйте политическое и юридическое значение Федеративного договора и действующей Конституции в построении современной Российской Федерации.

 

3. Выполнить задания и решить задачи:

1.Заполните сравнительную таблицу принятия в Российскую Федерацию и образование в составе Российской Федерации нового субъекта

 

№ п/п Критерии для сравнения Принятие в РФ нового субъекта Образование в составе РФ нового субъекта
1. Субъект формирования инициативы    
2. Субъект рассмотрения инициативы    
3. Этапы юридического оформления при одобрении инициативы    

 

2. Заполните сравнительную таблицу особенностей государственного суверенитета, народного суверенитета, национального суверенитета.

 

№ п/п Критерии для сравнения Государственный суверенитет Народный суверенитет Национальный Суверенитет  
1. Понятие      
2. Носитель      
3. Значение      
4. Угрозы      
5. Гарантии      

 

3. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, конституции и уставы субъектов федерации не должны ей противоречить. Однако противоречия имели место быть. Приведите их примеры, перечислите постановления Конституционного Суда РФ, в которых были признаны противоречащими федеральной Конституции те или иные положения конституций, уставов субъектов Федерации.

4. Законодательный орган одного из субъектов РФ большинством голосов депутатов принял решение о выходе данного субъекта из состава РФ, после чего направил его для рассмотрения Президенту РФ. Как должен поступить Президент РФ? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство РФ.

5. Дума Чукотского автономного округа приняла решение об установлении своего государственного языка и о его употреблении наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях Чукотского автономного округа. Оцените решение депутатов Думы Чукотского автономного округа на предмет соответствия действующему законодательству РФ. Вправе ли субъекты РФ самостоятельно определять статус своего языка?

6. Губернатор Ульяновской области принял указ о переименовании области и внесении соответствующего изменения в Устав области. Однако Конституционный Суд РФ признал данный указ не соответствующим Конституции РФ. Оцените решения Губернатора Нижегородской области и Конституционного Суда РФ на предмет соответствия действующему законодательству РФ. В каком нормативно-правовом акте предусмотрен порядок для переименования субъекта РФ, и из каких действий он состоит?

7. В юридическую консультацию пришла инициативная группа граждан Нижегородской области и Ивановской области по образованию в составе РФ нового субъекта РФ и попросила дать разъяснение по двум вопросам. 1. Можно ли объединить Нижегородскую область и Ивановскую область? 2. И если это возможно, то в каком порядке?

Проконсультируйте инициативную группу граждан Нижегородской области и Ивановской области по поставленным вопросам, руководствуясь действующим законодательством РФ.

8. На семинарском занятии по конституционному праву студент Иванов настаивал на том, что в РФ лучше изменить федеративную форму государственно-территориального устройства на централизованную. В обоснование данного мнения Иванов сказал, что исторически в России существовало унитарное государство с государственным управлением из одного центра. Кроме того, двухуровневое управление, усложняет реализацию единой государственной политики, поскольку требуется создание еще 85 систем государственной власти по одной в каждом субъекте РФ и соответственно выделение дополнительных средств на их содержание, и осуществление контроля за их деятельностью.

Оцените мнение Иванова. Выскажите свои аргументы, замечания по рассматриваемому вопросу.

9.Директор школы одной из республик в составе Российской Федерации отказал в приеме на работу учителю математики на том основании, что он не знает языка коренного народа. На эту должность был принят мужчина местной национальности, не имеющий педагогического образования и опыта работы с детьми. Правомочны ли действия директора? Обоснуйте.

 

Основные понятия темы: государственно-территориальное устройство, федеративное устройство, унитарное государство, федерация, субъект Российской Федерации, равенство субъектов, республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, территориальная целостность, территория Российской Федерации, предметы ведения, разграничение предметов ведения, институт федерального вмешательства.

Источники по теме:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. – Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: https://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 31.05.2021).

2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Текст Договора официально опубликован не был (См.: Справочно-правовая система «Гарант»).

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001.№ 52.Ст. 4916.

4. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.

5. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Российская газета. 12 мая 1999 года.

6. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

7. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51.

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

9. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

10. Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

11. Федеральный закон от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.

12. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Текст Договора официально опубликован не был (См.: Справочно-правовая система «Гарант»).

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2015

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2015.

4. Бурбина Ю.В. Истоки федеративной государственности России // История государства и права. 2009. № 4.

5. Глинич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002.

6. Дрожиева Э. В. Некоторые особенности государственного устройства РФ // Современное право. 2004. № 4.

7. Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1.

8. Ишеков К.А. Содержание конституционного (уставного) законодательства в условиях федеративного устройства современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7.

9. Калиничева А.С. Симметричная и асимметричная модели федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14.

10. Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма // Государство и право. 1996. № 12.

11. Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. – М., 1996.

12. Княгинин К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы и перспективы государственно-территориального устройства России (часть 1) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11.

13. Княгинин К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы эволюции государственно-территориального устройства России (часть 2) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12.

14. Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. 1996. № 1.

15. Кряжков В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. № 6.

16. Макаров А.В., Бессонова В.В. Сочетание национального и территориального факторов при обеспечении единства федеративного государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6.

17. Мамонов В. В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. № 4.

18. Саликов М.С. Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России // Российский юридический журнал. 1998. № 4.

19. Степанова А.А. Национальный принцип и федеративное устройство России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8.

20. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7.

21. Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме ассиметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8.

22. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.

23. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М., 1997.

24. Хабриева Т. Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. № 8.

25. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. – Тюмень, 1997.

26. Чертков А.Н. Развитие договорного аспекта федеративных отношений в условиях современной России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 23.

27. Эбзеев Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: