Эффективность кредитно-денежной политики




Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться.

2. Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Национального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

1. Циклическая асимметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Национального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой НБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая национальным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики НБ на внутригосударственную деловую активность.

Единый налог

В целях реализации государственной политики по вопросам развития малого предпринимательства, эффективного использования его возможностей в развитии национальной экономики с 01.01.99г. применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности в таких субъектах малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения предусматривает введение единого налога для субъектов предпринимательской деятельности, которые имеют соответствующие размеры их параметров.

Единый налог – это налог, вводимый взамен нескольких видов действующих прямых и косвенных налогов и платежей и исчисляемый в установленном размере от соответствующих доходов его плательщиков.

В соответствии с Указом Президента Украины от 28.06.99г. упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога могут применять юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, а объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг не превышает 1,0 млн. грн. Эту систему налогообложения могут применять также и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, но при условии, если с ним в трудовых отношениях в течение года находятся не более 10-ти человек, а объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг не превышает 500,0 тыс. грн.

При этом выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг считается сумма денежных средств, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на текущий счет или в кассу за осуществление операции по продаже продукции, товаров, услуг.

Юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не могут применять другой метод расчетов за отгруженную продукцию, товары и оказанные услуги, кроме расчетов наличными через кассу или безналичными через счет в банке.

Не распространяется упрощенная система налогообложения на физические лица, которые в соответствии с законодательством Украины платят фиксированный налог и др.

Упрощенная система налогообложения субъектами предпринимательской деятельности выбирается самостоятельно.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект предпринимательства подает письменное заявление установленного образца органу государственной налоговой службы по месту государственной регистрации не позднее, чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода и при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей в текущем периоде.

В случае выполнения субъектом предпринимательской деятельности всех условий налоговый орган в течение 10 дней со дня подачи заявления обязан выдать бесплатно свидетельство на право уплаты единого налога сроком на один год. Оно является основанием для перехода на уплату единого налога.

После окончания срока действия свидетельства на право уплаты единого налога, оно подлежит возврату в орган государственной налоговой службы, которая его выдала.

Объектом налогообложения является выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Исчисление налога производится по одной из следующих ставок, выбираемых самостоятельно плательщиком данного налога:

· 6% суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим на этот счет законодательством;

· 10% от суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Субъект малого предпринимательства, который платит единый налог, не является плательщиком следующих видов налогов и обязательных платежей:

· налога на прибыль предприятия;

· налога на доходы физических лиц (для физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности);

· платы (налога) за землю;

· сбора на специальное использование природных ресурсов;

· сбора на обязательное социальное страхование;

· НДС, кроме случая, когда плательщик избирал способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6%;

· отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

· коммунального налога;

· налога на промысел;

· сборов и отчислений в Пенсионный фонд;

· сборов за выдачу разрешений на размещение объектов торговли и сферы услуг;

· взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

· взносов в Государственный фонд защиты населения;

· платы за патент и др.

По результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) субъекты малого предпринимательства – юридические лица подают органу государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет уплаты единого налога, а так же платежное поручение об уплате этого налога с отметкой банка о зачислении средств.

Расчет суммы налога производится плательщиком каждый месяц умножением установленной ставки на сумму выручки, полученной от продажи продукции, товаров, работ, услуг (без сумм акцизов) за отчетный период (месяц). Форма расчета приведена в таблице 1.

Рассчитанная сумма налога юридическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности перечисляется ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в бюджет на отдельный счет казначейства.

Поступившие средства отделения казначейства перечисляют:

· в госбюджет Украины – 20%;

· в местный бюджет – 23%;

· в Пенсионный фонд – 42%;

· на обязательное пенсионное страхование – 15%.

Отказаться от применения упрощенной системы налогообложения и вернуться к общей системе налогообложения субъект малого предпринимательства может с начала следующего отчетного периода (квартала) при условии подачи заявления в налоговый орган не позднее, чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного квартала.

В случаях нарушения условий единой системы налогообложения плательщики единого налога должны перейти на общую систему налогообложения и учета, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

За правильность исчисления, своевременное представление расчетов и уплату единого налога плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.


Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: